Формирование системы стратегического управления инновационной деятельностью предприятий высокотехнологичного машиностроения (18.01.2010)

Автор: Глущенко Ирина Ивановна

сокращение численности персонала, развал системы непрерывного профессионального образования, «вывоз мозгов», особенно в оборонно-промышленном комплексе, снижение уровня квалификации персонала, его инновационного потенциала;

отставание в сфере технологии автоматически привело к снижению потребительских качеств товаров, к потере уровня конкурентоспособности продукции высокотехнологичного машиностроения на внутреннем и внешнем рынках;

снижение эффективности деятельности предприятий высокотехнологичного машиностроения замедлило темпы социально-экономического развития регионов их расположения, привело к ухудшению их экологии.

Причинами низкой предпринимательской уверенности в отраслях высокотехнологичного машиностроения названы: недостаток денежных средств; недостаточный спрос на продукцию; неопределенность экономической обстановки; отсутствие надлежащего оборудования; высокая конкуренция со стороны зарубежных производителей. При этом 53,8% руководителей предприятий высокотехнологичного машиностроения России считают основной целью предприятия выпуск продукции мирового уровня, а 19,5% руководителей считают такой целью развитие инновационной деятельности.

Отсутствие знаний и опыта применения современных методов управления предприятиями на основе автоматизации не позволяет использовать их в масштабах отраслей высокотехнологичного машиностроения, требуется дальнейшая разработка и совершенствование методологии и технологий стратегического управления инновационной деятельностью.

Обобщение результатов исследования содержания инновационной деятельности предприятия позволило выделить в работе наиболее важные системообразующие внутренние факторы, обуславливающие повышение эффективности инновационной деятельности предприятий высокотехнологичного машиностроения в следующем виде:

ресурсные: научно-технический и технологический потенциал; инновационный потенциал; инвестиционный потенциал; материально-технический потенциал; организационный потенциал; трудовой и кадровый потенциал; производственный потенциал; информационный потенциал; потенциал социального развития; способность воспроизводить, аккумулировать и эффективно использовать все виды ресурсов, необходимые для устойчивого развития предприятия;

экономические: экономические отношения между участниками (подразделениями); кооперация и интеграция; финансово-кредитная и страховая системы; уровень качества прогнозирования и планирования; экономическое стимулирование; ценообразование; налогообложение;

организационные: организационно-правовая форма деятельности; организационно - производственная структура; функциональная структура; организация набора и подготовки кадров; уровень подготовки и организации работ; организация труда и его оплаты; организация внутрихозяйственного контроля и контроля качества; организация складского хозяйства на принципах логистики; организация финансового учета и информационного обеспечения принятия управленческих решений; организация документооборота; организация экологического контроля деятельности; организация социальной сферы;

политические: политика устойчивого развития; научно- техническая политика; инновационная политика; инвестиционная политика; финансовая политика; организационная политика; кадровая политика; производственная политика; сбытовая политика; внешнеэкономическая политика; экологическая политика; социальная политика;

правовые: федеральное законодательство; нормативные акты местных органов власти; нормативные акты предприятия; законодательство стран - участниц совместной внешнеэкономической деятельности.

К наиболее важным инструментам повышения эффективности предприятий высокотехнологичного машиностроения: по результатам анализа в работе отнесены:

финансово-правовая поддержка государства, объявившего о переходе на инновационный путь развития, для обеспечения роста социально-экономического развития, экологической безопасности результатов деятельности в регионах расположения и обороноспособности страны в рамках стратегического управления инновациями;

подъем инновационной активности предприятий за счет налогового стимулирования, целевого финансирования, государственного контроля за эффективным использованием получателями выделенных средств по целевому назначению;

повышение конкурентоспособности товаров высокотехнологичных предприятий машиностроения за счет повышения эффективности стратегического управления инновационной сферой;

сохранение и развитие инновационного потенциала предприятий на принципах системного подхода, повышение привлекательности новаторства в коллективе за счет моральной и социально-экономической составляющих, в том числе и за счет участия в конкурсах и грантах;

создание системы обеспечения экологической безопасности товаров/ технологий высокотехнологичного машиностроения на протяжение всего жизненного цикла от возникновения идей товара/технологии до его полной утилизации;

разработка и внедрение наиболее передовых методов управления (стратегического управления, организация венчурных компаний, бизнес-инкубаторов, технопарков, автоматизации всех процессов в рамках жизненного цикла;

развитие понятийного аппарата и совершенствование методологии стратегического управления инновационной деятельностью.

Выявлены и терминологически определены роли инноваций в социально-экономическом развитии страны в условиях глобализации, предложены направления совершенствования институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности в России и критерии оценки ее эффективности

В работе под «социально-экономическим развитием государства» предложено понимать комплекс мероприятий по системному улучшению социального положения населения и экономического базиса национальной экономики в будущем.

Ролью инноваций был назван эффект влияния инноваций на социально-экономическое развитие государства.

Сопоставление показателей России с показателями стран наиболее развитого уклада (ядра технологического уклада и первого технологического круга) показало, что для повышения уровня социально-экономического развития государства необходимо повышение объемов государственного финансирования инновационной сферы. В России государственное финансирование науки несколько лет не превышало 1% от ВВП. В 2008 году оно составило около 1,8 % (это значительно больше, но далеко от необходимого уровня). Например, США отдают на развитие науки 2,7–2,8% от своего огромного ВВП. Поэтому они чувствует себя уверенно и спокойно на рынке высоких технологий.

Влияние технологий и инновационной деятельности на все сферы жизни столь глобально, что западную цивилизацию называют техногенной.

Результаты исследования преимуществ в социально-экономическом развитии технологически развитых стран, в которых государство уделяет большое внимание развитию инновационной сферы, позволили нам сформулировать пять ролей инноваций в социально-экономическом развитии государства: первая роль – инновации как основное средство обеспечения конкурентоспособности промышленности и роста валового внутреннего продукта (ВВП); вторая роль – инновации как источник и форма реализации интеллектуального капитала; третья роль инноваций связана с тем, что они являются побудителем и логической основой реинжиниринга бизнес-процессов, процессов слияний и поглощений, преобразующих экономический базис государства; четвертая роль инноваций связана с направленностью философии деятельности организаций на инновационную активность, как по товарам, так и по технологиям их производства, обращения, эксплуатации и утилизации в результате чего происходит повышение степени комфортности, экологической безопасности и социально-экономической жизнедеятельности; пятая роль инноваций – это интеграция науки, образования, финансовых и материальных ресурсов. Эти роли инноваций и технологий в социально-экономическом развитии государства, можно признать побудительным мотивом для совершенствования институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности.

По нашему мнению, одним из способов, преодоления трудностей реализации перехода к инновационной экономике должен стать стратегический подход в управлении на уровне предприятий, регионов, страны. При этом инновационная политика государства должна быть тесно связана с нововведенческой деятельностью, и представлять собой систему мер, способствующих интенсивному протеканию инновационных процессов в целях удовлетворения возрастающих общественных потребностей.

Анализ государственной политики в сфере инноваций на основе законодательных актов и программных документов Правительства России по инновационной деятельности, исследование механизма государственного регулирования инновационных процессов позволили сделать вывод об изменении общих подходов государства к инновационной деятельности, о начале разработки и постепенном совершенствовании законодательства инновационной сферы на основе научных подходов и рекомендаций. Однако в основных законодательных актах РФ по инновационной деятельности наблюдается следующее: 1) не определены роли инноваций и результатов самой программы в социально-экономическом развитии России (это не позволяет правильно сформулировать цели инновационной деятельности и ее задачи); 2) не определены критерии оценки степени достижения поставленных целей инновационной деятельности (затруднена оценка эффективности самой деятельности и элементов институциональной системы ее государственной поддержки); 3) отсутствует единая концепция развития и государственная система управления (в том числе стратегического) развитием инновационной деятельности; 4) нет четкого определения критериев оценки эффективности расходования бюджетных средств (с учетом специфики инновационной деятельности).

Для решения задач исследования сформулировано определение институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности как совокупности методов установления и определения содержания отношений между государством, другими субъектами инновационной деятельности (организациями, предприятиями и творческих индивидуумами) и потребителями инновационных товаров и услуг, мотивирующих активизацию инновационной деятельности.

Были рассмотрены три подхода к совершенствованию институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности (организационный, институциональный, системный). В рамках системного подхода, принятого для достижения цели исследования, инновационная деятельность должна рассматриваться как элемент организации и институт социально-экономической системы государства одновременно в их взаимосвязи.

Полученные результаты позволили в качестве аспектов институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности выделить политический, правовой, информационный, административный, социальный и финансовый аспекты системы отношений государства и субъектов инновационной деятельности государства.

Предложены следующие мероприятия по совершенствованию институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности по всем этим направлениям (Таблица 1).

Предложены критерии эффективности институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности в России:

суммарное количество патентов, защищенных товарных знаков и фирменных наименований, изданий с защищенными правами интеллектуальной собственности;

число патентов и защищенных авторских прав на душу населения, на одно юридическое лицо (а для организации – на одного работника);

уровень внедрения патентованных «ноу-хау»;

уровень средних выплат авторских вознаграждений на один патент;

размер льготных ставок по налогу на доходы физических лиц, полученных в виде авторских вознаграждений и др.

структура торгового баланса государства в зависимости от объемов (или доли) экспорта инновационной продукции;

ВВП на душу населения как функции экспорта инновационной продукции и интеллектуальной собственности;

взаимосвязь объема (или доли) экспорта инновационной продукции и интеллектуальной собственности и уровня образования в стране;


загрузка...