Развитие стратегии национально-государственных систем в условиях глобализации: методология, теория, практика (18.01.2010)

Автор: Безверхая Ольга Николаевна

- оценку стратегической обстановки и определение основных стратегических позиций России в глобальной мир-системе;

- принятие стратегических решений по формированию более прогрессивной экспортной структуры;

- производство стратегического расчета времени;

- решение комплекса проблем стратегического управления и обеспечения стратегических действий.

Действие механизма получения выгоды от процесса глобализации аналогично действию механизма конкуренции, позволяющего при благоприятных условиях хозяйствующим субъектам получать выгоды, в противоположном случае – убытки. Как правило, преимущества глобализации на любом уровне в большей степени ощущают субъекты мировой экономики в периоды благоприятной экономической конъюнктуры, а в периоды кризисной ситуации преимущества являются менее ощутимыми. Однако, в диссертации отмечено, что вступление России в полосу циклического спада не является достаточным основанием для корректировки стратегии развития России, данное обстоятельство влияет только на скорость реализации отдельных этапов и «цену вопроса».

Следующий фактор, влияющий на формирование стратегии национально-государственных систем, – институциональный. В экономической системе выделяются три подсистемы: принятия решений, информационная и мотивационная. Первая представляет собой совокупность институционально-правовых правил распределения полномочий в области принятия решений среди членов общества. Особую роль здесь играет порядок собственности, который определяет характер отношений между субъектами. В зависимости от конкретных форм собственности они могут быть как отношениями подчинения, так и отношениями экономического стимулирования и авторитета. Информационная система включает совокупность механизмов и каналов сбора, хранения, передачи и обратного контроля актуальной информации. Главная ее функция состоит в согласовании и координации экономических решений. Среди координационных механизмов выделяют иерархический (вертикальный), который характеризуется как механизм планирования, и горизонтальный, то есть рыночный. Мотивационная система охватывает все механизмы и правила, обеспечивающие практическую реализацию хозяйственных решений. Она включает такие формы, как принуждение, материальное стимулирование, лояльность, общественное самосознание и традицию.

В условиях возрастания неопределенности и развития процессов глобализации особое значение при формировании экономической стратегии отводится психологическим мотивам. Субъективно-психологический элемент экономической стратегии является ведущим, определяющим траекторию движения к намеченной цели. Субъективно-психологические мотивы поведения хозяйствующих субъектов предопределяют склонность к потреблению, склонность к ликвидности, ожидания потребителей и производителей, вменение доходности факторов и т.д. Условия и обстоятельства, формируемые в процессе реализации экономической стратегии, влияют на поведение субъектов и принятие их экономических решений. Таким образом, в работе обосновано, что стратегия, относясь к подсистеме принятия решений, должна дополняться информационной и мотивационной подсистемами.

В целом институциональная структура создаёт ту совокупность социально-культурных отношений, вне которой деятельность субъектов национальной экономики и её функционирование в целом невозможны. Институциональная структура определяет направленность и совокупность стимулов развития национально-государственной системы, уменьшает неопределенность и обеспечивает реализуемость взаимных ожиданий хозяйствующих субъектов, создает благоприятные условия для их рационального поведения и эффективного использования ресурсов.

Элементы институциональной структуры современных государств имеют разную инерционную и динамическую способность, обладают не только собственным импульсом роста, но также и возможностью сопротивления общехозяйственному импульсу. Одни элементы в рамках одних и тех же условий могут задавать высокие темпы роста, другие – низкие, а третьи могут способствовать торможению. Импульс, получаемый институциональной структурой от одного элемента, передается другому и т.д., подобно действию мультипликационного эффекта, в результате чего возникает своеобразный «разветвленный» процесс. Изменение одной из характеристик функционирующего института применительно к национально-государственной системе в целом, как правило, приводит к серьезным макроэкономическим последствиям, поэтому задача государства заключается в том, чтобы отследить эти изменения и сформировать адекватную изменениям институтов экономическую политику. Устранение противоречий неформальных и формальных институтов может быть проведено разными способами. Во-первых, путем изменения содержания норм и других неформальных институтов, что связано с большими затратами ресурсов и времени. Образовательная система, пропаганда и т.д. выступают известными формами изменения содержания неформальных норм и регламентирующих правил. Во-вторых, путем изменения формальных правил и норм, что сделать гораздо легче, быстрее и дешевле. И хотя этому второму способу, как правило, отдают большее предпочтение в силу своей очевидности и быстроты проводимых изменений, он является менее результативным, о чем свидетельствует практика.

Экономическая стратегия, представляя наиболее полное отражение изменения системы формальных институтов, по мнению автора, является как бы опосредующим звеном между изменением социально-экономической системы и изменением институциональной структуры.

Таким образом, автор приходит к выводу, что экономическая динамика социально-экономической системы и изменение институтов есть процессы, тесно взаимосвязанные между собою и взаимообусловливающие друг друга. Изменение одного из процессов позволяет косвенно судить о состоянии другого, связующим элементом при этом является стратегия. Роль институционального фактора в формировании стратегии национально-государственных систем заключается в достижении институционального равновесия, а именно согласованности формальных и неформальных институтов.

В диссертационном исследовании осуществлена систематизация свойств фактора времени. В зависимости от сущностных свойств времени, их характеристики выделяются разные направления влияния фактора времени на стратегию национально-государственных систем (рис. 2).

Задача экономической стратегии заключается в ограничении неопределенности будущего и описании интервала, в пределах которого возможен поиск регулирующего воздействия государства на состояние национально-государственной системы. С другой стороны, задачей экономической стратегии национально-государственных систем является опережающее отражение действительности, т.е. приспособление экономической системы к представляемому будущему. Это дает возможность разрушить противоречия между начальными условиями и заданной траекторией развития. Область допустимых траекторий развития национальной экономики и возможность опережающего отражения действительности в зависимости от временного интервала изменяются: с увеличением временного интервала происходит расширение области допустимых траекторий.

В работе дается представление системы взаимосвязей экономического времени с пространственными границами экономического явления, с качественными изменениями экономического процесса во временных границах. По мнению автора, существует обратно пропорциональная зависимость времени и интенсивности действия в экономическом явлении: в разных границах времени в зависимости от длительности будет разная интенсивность протекания экономических процессов, и чем меньше

Рис. 2. Сущностные свойства фактора времени, определяющие

формирование стратегии национально-государственных систем

длительность какого-либо процесса, тем с большей интенсивностью, скоростью, быстротой, темпом он протекает и наоборот.

Далее автор переходит к систематизации элементов, оказывающих влияние на формирование и достижение стратегических целей национально-государственной экономической системы, с выделением: а) группы элементов, определяющих взаимосвязь системы с внешней средой: степень зависимости от внешней среды, проактивность (способность перестраиваться в ожидании перемен во внешней среде), влияние стимулов развития; б) группы элементов, связанных с внутренними свойствами системы: (качество системы; потенциал; упорядоченность; целостность; интегративность; уровень развития); в) группы элементов, предопределяющих эффективность взаимосвязей системы: пространственные взаимосвязи; функциональные взаимосвязи; генетические взаимосвязи.

Значимость целей для развития общества велика. Цели являются исходной точкой планирования и прогнозирования социально-экономического развития общества, цели лежат в основе формирования социально-экономических и организационно-производственных отношений, на целях базируется система мотивирования, используемая в обществе, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов деятельности отдельных работников, предприятий и в целом национальной экономики.

По мнению автора, целями национальной экономики являются наиболее значимые осознанные общие потребности, преломленные через функцию социально-экономической системы, измеренные с возможными результатами ее деятельности. Множественность потребностей индивидов делает возможной и множественность целей, которые может ставить национальная экономика в тот или иной момент времени. Поэтому одна национальная экономика ставит цель – не допустить дальнейшего спада производства, другая – повысить темпы роста, третья – их стабилизировать, четвертая – изменить структуру экономики и т.д. В результате существующих различий в экономическом, геополитическом и т.д. положении стран мира не может существовать одной, «универсальной» цели для всех национальных экономик. Таким образом, выделенные ранее факторы, влияющие на формирование стратегии развития НГС (глобализация, институциональный и фактор времени), прежде всего, влияют на постановку стратегической цели. В стратегии социально-экономического развития России до 2020 года для повышения уровня и качества жизни населения отмечена необходимость концентрации усилий «на решении трех ключевых проблем: создании равных возможностей для людей, формировании мотивации к инновационному поведению и радикальном повышении эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда».

Выделение приоритетов, реализация которых требует громадных первоначальных вложений на основе бюджетного финансирования, государственных закупок, льготного кредитования, государственных гарантий, субсидий предполагает крупное перераспределение ресурсов. Выявление приоритетов и очередности их достижения должно сопровождаться оценкой необходимых для этого финансовых и иных ресурсов, а также способов реализации этих приоритетных целей с помощью применения государством набора инструментов государственного регулирования. С учетом инструментов реализации искомых целей, процесс их постановки приобретает форму целенаправленности. Целенаправленность предполагает сопоставление целей и средств их достижения. При этом цель выступает как будущее, желаемое, достижимое с точки зрения субъекта, состояние удовлетворения тех или иных его потребностей. Средства рассматриваются как все то, что позволяет такое состояние достичь, реализовать.

В соответствии с теорией Я. Тинбергена («неравенством Тинбергена») количество целей не должно превышать количество применяемых государством инструментов. В противном случае у государства не хватит ресурсов для реализации поставленных целей, и проводимая государственная политика окажется неэффективной.

Количество и разнообразие целей социально-экономической системы может быть настолько большим, что возникает необходимость в их упорядочении, т.е. в установлении иерархии целей. Иерархическая соподчиненность стратегических целей может быть представлена как «дерево» или «пирамида» целей, отображающая связи между целями и средствами их достижения, между которыми устанавливается компромисс. Состав задаваемых целей, а также их количественные характеристики определяются сложившейся ситуацией и зависят от специфики развития национально-государственной системы, особенностей внешней среды, миссии страны в мировом сообществе.

Автором выявлены и обоснованы факторы, сдерживающие достижение стратегических целей национально-государственных систем: а) нарушение принципа «непрерывности Визера», т.е. отсутствие согласованности каждого последующего момента достижения цели с предыдущим состоянием условий реализации цели; б) рассогласованность между структурными элементами экономической системы и связями функционирования общественного развития; в) асинхронность темпов развития и взаимодействия рыночных и административных взаимосвязей, (рыночные взаимосвязи опережают развитие административных взаимосвязей); г) рассогласованность между уровнем и направленностью организации практической деятельности людей для достижения поставленных обществом целей; д) асинхронность протекания волновых и колебательных процессов. Эти факторы могут служить как ограничителем, сдерживающим достижение целей экономической политики или даже влияющим на выбор недостижимых целей, так и катализатором, стимулирующим степень их достижения и влияющим на формирование реализуемых целей.

В процессе применения системного подхода в диссертационном исследовании возникла необходимость связать понятия цель экономической системы и понятия оптимальности и оптимума. Оптимум социально-экономической системы представляет максимально достижимое при имеющихся ресурсах значение целевой функции системы, т.е. отражает максимально возможное достижение поставленной цели. Следовательно, национальная система может быть эффективной, но не оптимальной; оптимальной, но неэффективной и как эффективной, так и оптимальной.

Значимость исследования обусловлена наличием выводов, доведенных до уровня практических рекомендаций. Условием успешного развития национальной экономики является согласование внутренней экономической политики, учитывающей национальные особенности, традиции, менталитет, и внешней – учитывающей общемировые тенденции развития:

- в условиях трансформации экономических отношений значение приобретает политика адаптации к условиям мирового рынка через осуществление процесса либерализации внешнеэкономической деятельности. Открытие национальной экономики внешнему миру должно быть постепенным, селективным и опирающимся на продуманную структурную и промышленную политику;

- основой проведения эффективной внешнеэкономической политики является формирование правовых основ регулирования деятельности её субъектов в соответствии с национальными интересами страны, в первую очередь, определение степени открытости национальной экономики;

- при формировании внутренней экономической политики необходимо учитывать её ориентацию на создание условий для преодоления технологического отставания, на укрепление позиций национальных корпоративных структур в наукоемких сферах (авиации, обороне, автомобилестроении, судостроении, атомной энергетике), которые смогут занять более высокие позиции в глобальном хозяйстве и претендовать на доминирование на мировых высокотехнологичных рынках

- сближение воспроизводственных процессов отдельных стран по технико-экономическим показателям осуществляется на основе ориентации на мировую цену как критерий эффективности отдельного производства, отрасли, всего национального хозяйства.

Глубина мирового экономического кризиса заставила Россию перейти к активному формированию стратегии противодействия кризисным явлениям и признать необходимость принятия самых решительных мер для поддержания экономики.

Автором обосновывается, что основой антикризисной стратегии в России может быть перевод экономики в режим независимого импортозамещающего роста на основе эффективной промышленной политики:

- инвестиционная поддержка лидирующих отраслей национальной экономики, отраслей, имеющих стратегическое значение (космическая промышленность, атомная энергетика, авиационная, металлургическая промышленность и др.), в целях преодоления возникшего кризиса ликвидности, недостаточной доступности кредитных ресурсов;

- налаживание жесткого контроля за движением и использованием инвестируемых государством ресурсов;

- социальная роль государства как гаранта минимальных условий жизни для людей, потерявших работу, создания «кризисных» социально значимых рабочих мест, системы переподготовки и перераспределения кадров;

- развитие системы общественных работ посредством реализации проектов в высокотехнологичных отраслях. Такие проекты должны сохранить специалистов, удержав наиболее квалифицированных, и одновременно создать продукты, необходимые для перспективного развития российской экономики и перевода её на высокотехнологичную основу;

- реформирование национальных финансовых институтов как необходимое условие повышения уровня надежности мировой финансовой системы из-за возникновения масштабных внешних эффектов;

- проведение политики девальвации рубля.

Таким образом, реформирование национальных финансовых институтов и согласование макроэкономических политик отдельных стран рассматривается в диссертационном исследовании как необходимое условие повышения уровня надежности мировой финансовой системы из-за возникновения масштабных внешних эффектов, которые ухудшили ситуацию даже в успешно развивающихся социально-экономических системах. Новая система финансовых отношений должна быть основана на стратегических альянсах и сотрудничестве по временным проектам между корпорациями, децентрализованными частями крупных финансовых компаний, средними банками, объединенными в сети между собой и с крупными корпорациями. Транснациональные финансовые системы должны развиваться как интегрированные комплексные консалтинго-финансовые центры, ориентированные на национальных потребителей.

В этой связи формирование в России МФЦ может явиться эффективным механизмом противодействия развитию кризисных процессов и дополнительной стабилизирующей точкой опоры в мировой экономике.


загрузка...