Развитие стратегии национально-государственных систем в условиях глобализации: методология, теория, практика (18.01.2010)

Автор: Безверхая Ольга Николаевна

Безверхая Ольга Николаевна

РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИИ

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИСТЕМ

В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: МЕТОДОЛОГИЯ,

ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

Специальность – 0 8. 00.01 ? Экономическая теория

(1 – Общая экономическая теория. 1.1. Политическая экономия: – взаимодействие экономических и политических процессов на национально-государственном и глобальном уровнях; формирование экономической политики (стратегии) государства)

Автopефеpат

диссеpтации на сoискание ученoй степени

дoктopа экoнoмических наук

Саpатoв – 2009

Pабoта выпoлнена в ГOУ ВПO «Саpатoвский гoсудаpственный сoциальнo-экoнoмический унивеpситет»

Научный кoнсультант: дoктop экoнoмических наук, пpoфессop

Семенова Галина Алексеевна

Oфициальные oппoненты:

- дoктop экoнoмических наук, пpoфессop Стерликов Федор Федорович

- дoктop экoнoмических наук, пpoфессop

Герасимова Валентина Владимировна

- дoктop экoнoмических наук, пpoфессop

Смагина Валентина Викторовна

Ведущая opганизация: Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова

Защита сoстoится 6 апреля 2010 гoда в 13.00 часoв на заседании диссеpтациoннoгo сoвета Д.212.241.02. пpи ГOУ ВПO «Саpатoвский гoсудаpственный сoциальнo-экoнoмический унивеpситет» пo адpесу: 410003, г. Саpатoв, ул. Pадищева, 89, ГOУ ВПO «Саpатoвский гoсудаpственный сoциальнo-экoнoмический унивеpситет», ауд. 843.

С диссеpтацией мoжнo oзнакoмиться в библиoтеке ГOУ ВПO «Саpатoвский гoсудаpственный сoциальнo-экoнoмический унивеpситет».

Автopефеpат диссеpтации и oбъявление o защите pазмещены на сайте ВАК Минoбpнауки PФ (vak.ed.gov.ru)

Автopефеpат pазoслан « »______________2010 г.

Ученый секpетаpь диссеpтациoннoгo сoвета,

д. э. н., пpoфессop

Н.С. Яшин

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Особую актуальность в социально-экономическом развитии стран современного мира имеет необходимость долгосрочного видения перспектив развития национально-государственных систем. Кардинальные изменения всех сторон жизни общества, возрастание динамичности социально-экономического развития требуют нового понимания теории и методологии стратегии стран, регионов, бизнеса.

Государство и бизнес при разработке стратегии вынуждены учитывать такие вызовы времени как глобализация и ужесточение конкуренции, широкое распространение информационных и других современных технологий. Движение товарных и финансовых потоков в рамках постиндустриальной цивилизации осуществляется в интересах промышленно развитых стран, что закрепляет их доминирующее положение в мировой экономике, сокращая шансы включения в эту систему других стран.

Углубление процессов глобализации привело к появлению новых «игроков» на мировой арене, усиливающих свои позиции, активно включающихся в международные отношения, претендующих на свое место в мировом сообществе. Происходит формирование нового мирового порядка, геоэкономических полюсов мирового влияния, касающихся, в первую очередь передела зон экономического влияния.

В условиях глобализации отстоять позиции полноправного участника в иерархии основных экономических и политических «игроков» на мировой арене, занять ведущие позиции возможно только на основе формирования стратегии эффективного развития национально-государственной системы.

С начала нового тысячелетия развитие экономики России характеризовалось положительной динамикой хозяйственной конъюнктуры. Однако это явилось следствием благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, а не конъюнктуры внутреннего рынка и эффективной стратегии развития национально-государственной системы. Рост ВВП был обусловлен высокими доходами от экспорта нефти, ростом иностранных инвестиций, конвертацией части долларовых сбережений в рублевую валюту.

При этом государство осознавало, что сложившаяся сырьевая и энергетическая ориентация экономики не способствует устойчивому экономическому росту, позиционированию России в качестве сильнейшей мировой державы, что необходимо ускорить развитие перерабатывающих и, прежде всего высокотехнологичных и наукоемких производств, повысить конкурентоспособность. Эта позиция во многом нашла свое отражение в Стратегии-2020 и Концепции социально-экономического развития России. Решение о переводе российской экономики с инерционного энерго-сырьевого на инновационный путь исходит из содержательных задач развития экономики на основе НТП, кардинального повышения ее эффективности и социальной ориентированности в условиях глобального экономического кризиса.

Определены основные ориентиры социально-экономического развития России до 2020 года: возвращение России в число мировых технологических лидеров, четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики, увеличение доли среднего класса до 60%-70% населения, сокращение смертности в полтора раза и увеличение средней продолжительности жизни населения. Следует заметить, что в отличие от прошлых стратегий, исходивших из наивного представления о чудодейственности механизмов рыночной самоорганизации, нынешнюю стратегию отличает трезвое понимание сложного положения российской экономики, теряющей конкурентоспособность и стремительно опускающейся на сырьевую периферию мирового рынка, лишаясь внутреннего потенциала самостоятельного развития. В Стратегии констатируется тупиковость инерционного энергосырьевого сценария развития, низводящего Россию до роли сырьевого придатка мировой экономики, и определяются приоритеты государственной политики: инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки, здравоохранения, построение национальной инновационной системы, развитие естественных преимуществ и модернизация экономики, развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний, реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.

Таким образом, впервые за весь период постсоветского развития государство решилось взять стратегическую инициативу в свои руки. Однако эти документы в своей основе во многом имеют некие идеологические установки, а не научные разработки, отличаются оторванностью от реальной экономики, создавая обманчивую видимость успехов развития национальной экономики, не связанных с реальными действиями правительства по обеспечению нового качества экономического роста.

В значительной степени недостатки в стратегии национально-государственных систем обусловлены низким качеством теоретико-методологической разработки её сущностных, глубинных основ, отсутствием диалектики в подходе к формированию и обоснованию экономической политики. Как правило, отдельные проблемы выпадают из общей логической цепи, разрываются внутренние связи между отдельными событиями и явлениями, что не может обеспечить надежность и адекватность решения возникающих проблем. Основная методологическая проблема заключается в моделировании перехода экономики с одной (инерционной) траектории развития на другую (инновационную), что предполагает качественное изменение зависимостей между переменными модели.

Все это в совокупности обусловило необходимость исследования глубинных теоретико-методологических основ стратегии долгосрочного социально-экономического развития России в условиях глобализации.

Осознанная, научно разработанная стратегия социально-экономического развития общества – основа эффективного развития национальной экономики, успешного позиционирования страны в системе международных экономических отношений.


загрузка...