Развитие малого предпринимательства в АПК Республики Таджикистан (17.11.2010)

Автор: Юсупджонов Зоир Тоирович

усиление региональной дифференциации экономики и "регионализация" внутреннего рынка вследствие роста транспортных тарифов, недостаточного развития инфраструктуры и действия субъективных факторов ("региональный сепаратизм"), что приводит к неравным условиям для развития субъектов малого предпринимательства в различных регионах;

омертвление научно-технического потенциала, кризис в реализации высокотехнологичных проектов с длительными сроками окупаемости и, как следствие, недостаточная поддержка инновационных проектов, предлагаемых для реализации субъектами малого сельского предпринимательства села для продвижения на рынок;

нерешенность проблемы неплатежей, высокий предпринимательский риск субъектов малого сельского предпринимательства, не обладающих малым запасом финансовой устойчивости;

неурегулированность и "непрозрачность" трудовых отношений между работодателями и наемными работниками, затрудняющих выявление и решение социальных конфликтов на правовой основе, в особенности в сфере малого предпринимательства в сельской местности;

- сохранение на практике неравного отношения отдельных органов власти и их должностных лиц к предприятиям различных форм собственности и хозяйствования, что создает дополнительные трудности субъектам малого предпринимательства на селе, в отношениях с ними по вопросам регистрации, лицензирования, сертификации, контроля.

Можно выделить важнейшие приоритеты в деле поддержки и развития малого сельского предпринимательства:

законопроектная работа по нормативно-правовому регулированию и созданию адекватного, рыночным условиям хозяйственного механизма управления;

формирование эффективной управленческой структуры, которая для этой сферы на республиканском уровне пока не найдена. С 01.08.2008 г. функции по поддержке малого бизнеса возложены на Государственный комитет по управлению государственный имуществом и инвестициями Республики Таджикистан, но эта структура представляется недостаточно эффективной, поскольку не может охватить всего многообразия, связанных с этим проблем, а также форм и видов малого и среднего предпринимательства по отраслям и территориям;

финансово-кредитная поддержка, развитие микрофинансирования. Банковский кредит должен быть основным источником формирования первоначального капитала. В этой связи актуальным является создание специальных банков (местных, особенно в сельских райцентрах) для предоставления кредита малым предприятиям села на долгосрочной и относительно низкой процентной основе;

совершенствование механизмов использования государственного и муници-пального имущества для нужд развития малого сельского предпринимательства.

усиление роли производственного предпринимательства, формирование пред-принимательской среды с приоритетом материального производства. В этом случае возможности малого и среднего бизнеса смогут реализоваться в полной мере, а не в форме торгово-посреднической деятельности.

информационная и кадровая поддержка.

расширение международных связей.

В Таджикистане принят ряд законодательных документов по первоочередным мерам государственной поддержки малого предпринимательства, где поддержка малого предпринимательства рассматривается важнейшей задачей государственной политики, направленной на развитие деловой инициативы граждан Таджикистана. Однако, проблема остается нерешенной для сельского предпринимателя и сельского предпринимательства.

Исследование этой проблемы позволило разработать и предложить модель государственной поддержки малого бизнеса в сельской местности, (рис1).

Рис. 1 Модель государственной поддержки малого бизнеса в сельской местности

Государственная поддержка малого предпринимательства в сельской местности позволит снизить социальную напряженность благодаря увеличению числа рабочих мест. Если в 2002 году численность занятых в сельском, лесном, рыбном хозяйстве (вкл. личное подсобное сельское хозяйство) составило 1255 тыс. человек и за период до 2009 года, т.е. за 8 лет увеличилась на 213 тыс. человек, то в результате принятых мер, как показывает расчеты до 2020 года оно вырастить с одного до трех млн. в сельских малых предприятиях. Для этого необходимо привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы.

Новый курс государственной поддержки сельского предпринимательства, по нашему мнению, необходимо проводить по нескольким основным направлениям:

- изменение критериев определения малого предприятия в сельской местности для выравнивания для них конкурентной среды;

- создание законодательной базы для кооперации малых предприятий села;

- активная поддержка малого сельского бизнеса путем существенного расширения его доступа к материальным, финансовым ресурсам через сокращение административных ограничений, предоставление налоговых и иных льгот;

- проведение земельной реформы, включая продажу земли населению и введение частной собственности на землю, там, где земля заброшена, не используется;

- создание государственной службы защиты частной собственности.

Большую роль в интенсивном развитии малого предпринимательства играет использование передового отечественного и зарубежного опыта Западных стран и Востока. На основе изучения опыта использования механизма бизнес-инкубаторов в экономике западных стран, автор разработал модель бизнес-инкубатора, рекомендуемую для практики в сельских условиях Таджикистана, использование которой может способствовать как развитию, так и управлению малым бизнесом села (рис.2).

Рис 2. Модель бизнес-инкубатора в сельской местности.

Первоочередной целью инкубаторов является воспитание предпринимательской культуры и привлечение к участию молодежи, женщин, других групп населения. Они призваны оказывать помощь в организации бизнеса и его ведении, в решении возникающих вопросов, обеспечивать доступ к информационным сетям, находящимся в распоряжении инкубаторов.

Моделирование жизненного цикла малого сельского предприятия (с учетом особенностей малого сельского бизнеса) позволяет более эффективно спланировать деловой цикл жизни выбранной группы предприятий.

Развитие малого бизнеса на селе осложнено наличием многих проблем. К факторам сдерживания малого сельского предпринимательства в Таджикистане можно отнести неотлаженность механизма их государственной поддержки.

Во многих развитых странах, где акценты государственной поддержки малого бизнеса в основном выражаются в учебно-консультационной, организационной, правовой и информационной помощи, государство, тем не менее, активно участвует в решении его финансовых проблем.

Источниками финансирования инвестиционных программ и проектов развития малого бизнеса являются государственный и местные бюджеты, собственные и привлеченные средства предприятий, средства зарубежных инвесторов (государ-ственные и частные), финансовых институтов и других специализированных организаций (фонды, страховые и инвестиционные компании, службы, центры и др.), средства частных лиц (населения).

Проблема занятости сельского населения приобрела острый характер, решение в значительной мере связано с развитием сферы малого бизнеса, особенно в бытовых и производственных услуг. В экономике США за последнее десятилетие более 50% рабочих мест появилось именно за счет развития малого предпринимательства в сфере обслуживания населения, свыше половины прироста приходится на социально-бытовые услуги, ремонт автотранспорта, консультирование, розничная торговля.

Таким образом, для оказания помощи в становлении и развитии сельского предпринимательства на наш взгляд, необходимо:

принять пакет законодательных документов, определяющих приоритеты в развитии сельского предпринимательства;

обеспечить сельское предпринимательство госзаказами;

выделять в бюджете отдельной строкой средства на поддержку сельского предпринимательства и определить механизм их целевого использования;

предусмотреть лизинговые отношения государства с малым бизнесом (т.е. под государственные гарантии) таким образом, чтобы "навар" посредников был незначительным по сравнению с прибылью товаропроизводителей;

возвратность оборудования, переданного в лизинг, и платежи за него должны быть обязательными;

повсеместно, не ожидая подготовки пакета законодательных актов о земельных рыночных отношениях, разрешить сельскому предпринимательству льготную аренду земли с приоритетным правом их выкупа в перспективе;

в соответствии с законом ускорить процедуры банкротства и разрешить преимущественное использование производственных мощностей и имущества субъектами сельского предпринимательства;

формировать реальный банк данных субъектов сельского предприни-мательства через их перерегистрацию.


загрузка...