Развитие малого предпринимательства в АПК Республики Таджикистан (17.11.2010)

Автор: Юсупджонов Зоир Тоирович

Продукция ед. изм В том числе по территориям

№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 №10 №11

Виноград ц. 231 212 188 235 162 196 242 225 178 172 219

Плоды ц. 174 180 166 208 196 179 176 176 140 170 178

Овощи, бахчевые, картофель ц. 571 630 512 407,5 580 443 520 585 564 436 548

Зерно ц. 561 650 605 405 500 610 658 636 710 474 600

Молоко ц. 500 417 535,8 750 560 481 535,7 546,9 346,6 520,9 416

Мясо (говядина) ц. 20,8 25 26,7 37,6 34 26,3 26,5 27,1 21,1 23,9 21,1

Мясо (птица) ц. - 202 - - - - - - - - -

Яйца тыс.

шт. - 455 487,5 - - - 341,2 334,4 - - -

Мёд ц. - 13 9,6 - 10 13,7 13,7 13,2 15,8 9,6 -

Баранина ц. - - - - - - - - 31,9 - -

Производство винограда на 1 работника, занятого в отрасли виноградарства составляет от 162 до 242 ц., производство плодов от 140 до 203 ц., овощей, бахчевых и картофель от 407,5 до 630, зерновых от 405 до 710, молоко от 416 до 750, мясо (говядина) от 20.8 до 37,6, мясо птицы 202, баранины 31,9, меда от 9,6 до 15,8 центнеров, и яиц от 334,4 до 487,5 тыс.шт.

По нашему мнению отличительной особенностью Дангаринского массива, на которых предлагается образовать кооперативные малые предприятия, является сильная расчлененность рельефа, представляющего в большинстве этих хозяйств мелкие обособленные возвышенности с различной крутизной склонов от 6 до 25? и различной экспозицией.

В условиях такого рельефа освоение земель под культуру виноградников и садов требует террасирования склонов и проведения густой, закрытой в трубопроводы, оросительной сети для полива каждой террасы.

Освоение склонов с устройством террас и поливом многолетних насаждений на них дело значительно более сложное и дорогое, чем закладка садов и виноградников в обычных равнинных условиях.

В условиях Дангары капитальные затраты на закладку многолетних насаждений, строительство усадебных центров, террас и оросительной сети, составляет 14,8 тыс. долл. США на 1 га садов и виноградников, в то время как в обычных равнинных местах, затраты выражаются в 6-8 тыс. долл. США, т.е. в Дангаре выше в 2 раза. Несмотря на более высокие затраты на освоение склонов под сады и виноградники, тем не менее, по нашему мнению исходить из следующих соображений:

1. В Таджикистане равнинные земли составляют всего лишь 7 процентов от всей площади и все они в основном предназначаются для хлопка, овощей, кормоплодов и кормовых культур. Поэтому для культивирования садов и виноградников остается освоение склонов, непригодных для культуры хлопчатника и других однолетних культур.

2. Экономическая оценка организации кооперативных малых предприятий не может в условиях перехода к рыночной экономике рассматриваться изолированно от сельскохозяйственного освоения всего Дангаринского плато.

Крупные гидротехнические сооружения, такие как 11-километровый туннель, выполненный в горном хребте для подводки воды к Дангаринскому плато из Нурекского водохранилища, и разветвленная магистральная оросительная сеть с большим количеством гидротехнических сооружений на командных высотах, должны функционировать, не только ради организации кооперативных малых предприятий, а, в основном, для орошения 100 тыс. га равнинных земель, предназначенных для организации хлопковых хозяйств, а также для орошения земель второй очереди за пределами Дангаринского плато.

3. На орошаемых землях Дангаринского плато, благодаря исключительно благоприятному комплексу природных условий (климат, почва) для развития культуры винограда и плодовых насаждений, урожаи значительно выше по сравнению с урожаем этих культур в других регионах стран СНГ в 2-2,5 раза.

4. Капитальные вложения на строительство садвинсовхозов, как показывает анализ данных баланса, полностью окупаются в течение 8-10 лет после того, как хозяйство начинают получать прибыль от реализации продукции.

В пятой главе диссертации «Организационно-экономический механизм развития малого предпринимательства в АПК республики Таджикистан» отражены перспективы развития малого сельского предпринимательства, государственная поддержка малого сельского предпринимательства и инвестиционная поддержка малого предпринимательства.

Учитывая неблагоприятную общую социально-экономическую обстановку сельских, горных и отдалённых районов, необходимость ее нормализации, а особенно в трудоустройстве населения и повышения доходов сельских семей Таджикистана необходимо разработать программу развития их экономики, которая предусматривает развитие форм малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, специальные мероприятия по повышению занятости.

Автор отмечает, что сами по себе высокие темпы развития предпринима-тельства в большинстве районах не оказывают достаточного влияния на их социально-экономическое положение. Требуется совершенствование ряда направлений государ-ственной политики, направленных, в частности:

- на создание инфраструктуры поддержки сельского предпринимательства.

- его финансово-кредитной поддержки.

- совершенствования нормативной базы организации и деятельности сельского предпринимательства.

При этом необходимость отметить, что в подавляющем большинстве регионов необходимо сконцентрироваться на создании объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса в сельской местности, через которую будет осуществляться поддержка конкретных предприятий (проектов). Мероприятия по поддержке сельского бизнеса должны осуществляться, прежде всего, в рамках соответствующих региональных целевых программ, которые следует принять в целом по республике.

Решение вопросов опережающего развития сельского предпринимательства в Таджикистане требует решительных действий со стороны правительства и органов государственной власти на местах по организации финансирования малого бизнеса через создания небанковских финансовых структур, а именно кредитных кооперативов, фондов микрокредитования, льготных лизинговых схем. Развитие кредитных коопе-ративов позволит более активно вовлекать в процесс финансовой поддержки малого бизнеса средства частных компаний и индивидуальных предпринимателей. При этом, на республиканском уровне необходимо разработать и ввести в действие систему предоставления государственных гарантий по кредитам коммерческих банков и других финансовых структур, стимулирующих реализацию инвестиционных проектов субъектами сельского предпринимательства.

Для значительной части сельских семей собственное подворье стало не дополнительным, а основным источником доходов. Труд в ЛПХ создаёт условия для снижения безработицы в сельской местности и повышения уровня доходов людей.

Пятнадцатилетний опыт развития сельского предпринимательства показывает, что по-прежнему остается нерешенным целый ряд проблем. К наиболее общим и часто называемым из них относят несовершенство и нестабильность нормативно-правовых условий функционирования субъектов малого сельского предпринимательства, сложность доступа к финансово-кредитным ресурсам, неотлаженность механизма государственной поддержки малых предприятий, налоговое регулирование.

Основная задача современного этапа перехода к рыночной экономике связана с расширением масштабов малых форм деятельности. Эффективность развития общества в значительной мере обусловливается уровнем развития малой экономики, которая, принимая на себя важные социальные и экономические функции и обеспечивая условия воспроизводства рыночных отношений через баланс спроса и предложения, играет заметную роль в жизни общества.

Проблемой, далекой от разрешения, по-прежнему остается слабая информи-рованность субъектов сельского предпринимательства о своих правах, обязанностях и, соответственно, возможностях, которая, в свою очередь, создают условия для их многих недоразумений и потерь. Вызывает сомнения и экономическая обоснованность ряда региональных нормативно-правовых актов, принимаемых, казалось бы, для развития и стабилизации регионального рынка, к ним можно отнести акты по вопросам ценообразования, квотирования, маркировки продукции и другие. Важным сдержива-ющим фактором для развития малого предпринимательства на селе остается неразвитость процедур урегулирования хозяйственных споров, как между рыночными субъектами, так и, что особо следует подчеркнуть, с государственными органами. Полноценная правоприменительная практика в этом вопросе практически отсутствует.

Дополнительной проблемой сельского предпринимательства, прямо не связанной с недостатками законодательной базы, является отсутствие условий для добросовестной конкуренции в этом секторе экономики.

Это далеко не исчерпывающий список нерешенных проблем, связанных с развитием малого предпринимательства в сельской местности Таджикистана. Многие проблемы в развитии малых предприятий порождены именно недостатками государ-ственной экономической политики в целом, определяющей основные условия внешней среды развития малого предпринимательства в сельской местности. Основными из них являются:

ограниченность внутреннего рынка, в том числе спроса на продукцию субъектов малого сельского предпринимательства, в связи с сокращением поставок для государственных нужд, недостатком свободных финансовых ресурсов предприятий-потребителей и низкой покупательной способностью населения в условиях растущего давления со стороны зарубежных поставщиков (кризис сбыта). Здесь достаточно упомянуть о кризисе в отечественном птицеводстве и импорте мяса птицы из-за рубежа;

экономическая политика ориентирована на обеспечение интересов крупных хозяйственных и финансовых структур, монополизация факторов производства и каналов движения товаров, что создает менее благоприятные условия для деятельности малых предприятий на селе и приводит к недостаточному учету их интересов при разработке и реализации государственной политики;

чрезмерная жесткость фискальной и кредитно-денежной политики, приводящая к обострению проблем воспроизводства из-за недостаточности ресурсов для текущей деятельности и развития, и, как следствие, вынужденное перемещение субъектов сельского предпринимательства в "теневую экономику";


загрузка...