Проблемы формирования общественного сознания в таджикской публицистике периода государственного суверенитета (17.11.2010)

Автор: Салихов Нурали Назарович

Салихов Нурали Назарович

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В ТАДЖИКСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ ПЕРИОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА

Специальность: 10.01.10 - Журналистика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук

Душанбе – 2010

Работа выполнена на кафедре теории и практики печатных СМИ филологического факультета Российско-Таджикского (славянского) университета Республики Таджикистан

Научный консультант: доктор филологических наук, профессор,

член-корреспондент Академии наук

Республики Таджикистан,

Имомов Махмаисуф Сайдалиевич

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Асозода Худойназар

доктор филологических наук, профессор,

академик РАПиСН

Кацев Александр Самуилович.

доктор филологических наук, профессор

Ходжаева Матлюба

Ведущая организация: Таджикский национальный университет (г.Душанбе)

Защита состоится «_____» _________ 20 года в «______» часов на заседании диссертационного совета Д 737.011.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Российско-Таджикском (славянском) университете (734025, г.Душанбе, ул.Турсунзаде, 30).

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке им. Индиры Ганди Академии наук Республики Таджикистан (734025, Республика Таджикистан, г.Душанбе. пр. Рудаки, 33).

Автореферат разослан «_____» ____________ 2010 года

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат филологических наук,

доцент Сайдмамадов А.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Таджикистан в мировой истории с давних пор привлекал внимание ученых, писателей, религиозных и культурных деятелей многих стран мира. Сегодня, в XXI веке, после обретения государственного суверенитета, Таджикистан вновь находится в центре внимания мирового сообщества, не только как важный форпост региона Средней Азии, возможный рычаг воздействия на политическое положение в данном регионе, но и система современных международных отношений с Афганистаном, Ираном и другими персоязычными странами, которые объединяют общие исторические, культурные и духовно- нравственные корни.

Один из аспектов, в первую очередь сказывающегося на положении народа Таджикистана в прогрессе его культуры, экономическом и социальном развитии, является длящаяся в течение многих веков борьба таджикского народа за реализацию национальной идеи – создание независимого таджикского государства. Такое государство было вновь создано после распада государства Саманидов – первого централизованного государства таджиков, через тысячу лет, в 1991г.

Длительная борьба, многократно перераставшая в военные столкновения, привела к тяжелым последствиям во многих отношениях, если говорить об интересах таджиков и других народов этого региона. Но для таджикского народа одним из тяжелейших последствий, угрожающих самому его существованию, оказалась необходимость бороться за сохранение и развитие своего национального сознания, своего единства и существования как самостоятельного этноса.

В этом историческом контексте представляется особенно необходимым осмысление и изучение всех возможных путей сохранения национального самосознания и самоидентичности таджикского народа в условиях вновь обретенного государственного суверенитета.

Вероятно, одним из наиболее надежных инструментов в условиях сложившейся ситуации являются средства массовой информации и, в более широком смысле, таджикская публицистика как инструмент развития и утверждения национальной идеи и самосознания таджикского народа. Изучение взаимодействия публицистики и литературы приобретает особую значимость. Еще рельефнее эта значимость проявляется, если учесть, что не только таджикскому народу, но и многим государственно оформившимся небольшим народам приходится сохранять свое национальное самосознание в условиях непрекращающейся агрессии в системе массовой информации из-за рубежа, нацеленной на разложение национального самосознания, в условиях борьбы за новый международный информационный порядок, против засилья мировых информационных центров.

Все это делает проблему изучения таджикской публицистики крайне актуальной, научно интересной и значимой не только для таджикского народа, но и для других народов мира.

Степень изученности проблемы. Проблема изображения социально-общественных тем и формирования нового общественного сознания в публицистике в аспекте определения ее роли и места в соответствии с требованиями новой эпохи, нового периода в истории независимого Таджикистана представляется одной из актуальных и первостепенных задач современной таджикской журналистики. Публицистика, являясь одной из ветвей творческой деятельности в истории различных народов и наций, зародилась одновременно с формированием художественной литературы. Таджикская публицистика, в сегодняшнем понимании жанра, заложенная Ахмадом Донишем – просветителем второй половины ХIХ, в последствии получившая свое развитие в творчестве С.Айни, своими корнями уходит в глубокую древность. Так, ее элементы можно обнаружить в проповедях средневековых суфиев, обращениях политических и государственных личностей X-XII вв., в поэзии и прозе Фирдоуси, Насыра Хусрава, Низомульмулька, Саади, Убайда Зокони и других представителей классической персидско-таджикской литературы. В данном направлении велика заслуга выдающихся исламских факихов-правоведов, проводивших неоценимую работу по внедрению исламских правовых норм классической эпохи в постоянный цикл изменяющихся и обновляющихся общественных отношений. Нужно сказать, что в русском литературоведении исследования и поиски ученых в публицистике берут начало со второй половины XIX в., с произведений В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова. Особенно публицистика широко стала изучаться в советский период. В исследованиях М.С.Черепахова, Е.П.Прохорова, В.В.Ученовой, Л.С.Выготского, Ю.А.Щерковина, И.П.Лысакова, Г.Я.Солганик, В.В.Виноградова и других проанализированы понятие и сущность публицистики как описания реальных, невыдуманных происшествий, ситуаций и событий, изложены взгляды и мнения на проблемы их языка, стиля, жанровых, психологических и хроникальных особенностей.

Выводы, размышления и рассуждения русских и европейских исследователей о публицистике, ее содержании и сущности, свидетельствуют о том, что содержание публицистики возникло на основе документа, реальности и жизненных происшествий, а также деяний и стремлений реальных личностей. Выводы и результаты авторов таких произведений также имеют публицистическую основу. Один из русских исследователей публицистики Е.Осетров называет ее видом литературного авангарда, при посредстве которого читатель получает сведения о вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем обществе, его строителях, анализирует и объясняет прошлое, старое, отжившее, отклоняет и поддерживает новые, прогрессивные явления. Публицистика в процессе своего развития рождает летопись эпохи, рассказывая о победах, достижениях и неудачах народа, преподает исторический, общественный и жизненный урок (16,68).

По вопросу исследования жанров публицистики, в том числе очерка, скетча, новеллы и эссе интересны труды русских ученых Е.Журбиной, Е.П.Прохорова, В.В.Ученовой и им подобных. В них изложены ценные мысли о проблемах теории публицистики и истории формирования ее жанров. Большинство ученых, считая публицистику и ее разнообразные жанры экстренным, боевым видом литературы, признают их природными составляющими.

Важно отметить, что у большинства русских ученых и исследователей бывших советских республик, таких как Н.И.Глушков, А.Н.Западов, Н.Г.Зорина, А.В.Савченков, Л.Г.Юдкевич, М.С.Черепахов, Ю.Б.Бабаев, О.Тагаев и других, нет единого мнения в вопросе соотношения публицистики с различными науками, определения жанров, видов и стиля публицистических произведений.

Из высказываний ученых, касательно жанров, видов и стиля публицистических произведений, более четкими и убедительными нам представляются мысли и рассуждения В.В.Ученовой и Е.П.Прохорова. Согласно их мнению, предмет публицистики, как вид творчества, существует в единстве с событиями в современной жизни общества.

Одна из спорных и еще полностью нерешенных проблем публицистики – это определение ее отношения к литературе и искусству. Некоторые исследователи, в том числе Л.И.Тимофеев, В.П.Неустроев, Я.Е.Эльсберг, Г.Н.Поспелов, Ю.Бабаев и др., придерживаются мнения, что литератор и художник, в основном, излагают свое видение мира и понимание событий при посредстве образов, но публицист свои мысли и раздумья выражает через документы, факты и логические выводы. Другая группа ученых является сторонниками мнения, высказанного великим русским писателем Л.Н.Толстым в ответе на критику его произведений М.С.Громовым. Согласно мнению Л.Н.Толстого «писатель не всегда пишет произведение чисто художественное, он, живя в человеческом обществе, не может пренебречь интересами отдельных людей и их интересы в свою очередь должны стать интересами общества» (19,269-270). Согласно такому мнению между трудами писателя и публициста нет серьезных различий и представители этих двух видов творчества одинаково служат интересам общества и людей.


загрузка...