Становление и развитие телекоммуникационной индустрии России как основы национальной модели информационного общества (17.11.2010)

Автор: Корнеев Игорь Николаевич

тенденция к насыщению Интернет рынка в большинстве стран Западной Европы, Северной Америки и Азиатских странах. Продолжается рост в странах Латинской Америки, Восточной Европе, на Ближнем Востоке, в Африке.

продолжается снижение АРПУ мобильных пользователей в большинстве стран. Однако операторы внедряют 3G и новые виды дополнительных услуг в попытке увеличить расходы абонентов. Среди популярных услуг: мобильные игры, музыка, доступ к сети Интернет и услуги ТВ.

продолжается консолидация телекоммуникационных компаний, главным образом в Северной Америке и Западной Европе. Ожидается активизация игроков на Ближнем Востоке. Кроме того, продолжается консолидация медийного, мобильного и фиксированного бизнесов с целью предложения услуг квадра-плэй (quadruple-play). Большинство крупных телекоммуникационных компаний из списка ТОП-20 вынуждены были внести существенные изменения в структуру своего бизнеса посредством приобретения компаний, как на вертикальных, так и на горизонтальных рынках.

мобильные операторы выходят на рынок фиксированной связи главным образом для того, чтобы предоставлять услуги квадра-плэй (quadruple-play).

быстрое распространение и провал виртуальных мобильных операторов (MVNO). Большинство операторов MVNO начали свою деятельность в 2006 году, главным образом в Северной Америке и Западной Европе, а также в некоторых Азиатских странах. Однако на данном рынке уже произошел ряд консолидаций компаний. Мобильные операторы выкупали операторов MVNO, или операторы MVNO приобретали других операторов MVNO, или же MVNO попросту прекращали свое существование. Данный рынок оказался слишком жестким даже для больших брендов таких, как Дисней, для успешного развития.

сокращение перспектив на развивающихся рынках, так как количество новых выделяемых лицензий неуклонно сокращается.

увеличение давления со стороны компаний, предоставляющих IT услуги, постоянно расширяющих перечень своих телекоммуникационных услуг.

начало предоставления конвергентных услуг. Однако, большинство проектов все еще в стадии тестирования. Внедрение IP платформ и сетей 3G позволяет операторам предоставлять мобильно-фиксированный роуминг, услуга «телефон в компьютере», совместная работа WiFi и мобильных телефонов. Мобильное ТВ и IPTV - еще один пример конвергенции телекоммуникационных компаний и медийных услуг.

рост на рынке услуг VoIP продолжается за счет того, что все больше и больше компаний устанавливают мини АТС, поддерживающие IP. Таким образом, спрос на услугу смещается в сторону корпоративного сегмента. Миграция телекоммуникационных компаний в сторону IP сетей также должна ускорить рост данного рынка.

внедрение IPTV на мировом рынке, начавшееся в 2006 году, продолжается в Северной Америке, Западной и Восточной Европе, Азиатском регионе. Многие операторы возлагают большие надежды на услуги IPTV как источника дополнительных доходов. Кроме того, добавление услуг ТВ поможет в конкурентной борьбе с операторами кабельного ТВ, которые предоставляют услуги трипл плэй (triple play).

внедрение услуги мобильного ТВ. Аналогично операторам фиксированной связи, внедряющим IPTV, операторы мобильной связи возлагают большие надежды на услугу мобильного ТВ.

развитие сетей 3G. Прогнозируется, что мобильный широкополосный Интернет будет стимулировать рост абонентов 3G следующие 5 лет.

внедрение WiMAX происходящее на развивающихся рынках в настоящее время. Появление ультра-высокоскоростных мобильных широкополосных технологий таких, как LTE и UMB ожидается не раньше 2011-2012 года.

внедрение HSDPA услуг в Северной Америке, Западной Европе, Азиатских и развивающихся рынках.

Рост популярности FTTH (оптоволокно к каждому дому) в Северной Америке, Западной Европе и развитых Азиатских рынках.

По данным Gartner на 2010 г. объем мирового рынка информационно-компьютерных технологий по величине затрат составляет $3,4 трлн. - рост на 5,3% по сравнению с 2009 г; затраты на IT–сервисы - $821 млрд.; компьютерное железо - $353 млрд. (5,7 % роста); программное обеспечение - $232 млрд. (5% роста; объём затрат на телекоммуникации $1,9 трлн.

Исторически отрасль связи во всех странах функционировала как естественная монополия и была одной из самых зарегулированных, что было обусловлено высоким уровнем издержек по предоставлению доступа к телефонной сети и оказанию телеграфных услуг. В то же время социальная значимость названных услуг не позволяла устанавливать тарифы на уровне, обеспечивающем прибыль, и, следовательно, государственное регулирование было необходимым.

Поэтому, начать процесс либерализации телекоммуникационного сектора экономики Европы возможно было поэтапно, а именно: изменение лицензионной политики(либерализация доступа к сети(снижение тарифов.

Рис. 1. Основные факторы развития мирового рынка телекоммуникаций

Массовый спрос на услуги доступа в сеть Интернет и мобильной связи привел к существенным изменениям в структуре управления отраслью. Во многих странах мира порядок выдачи лицензий был существенно упрощен, за счет уменьшения регламентирующих правил, обязательного государственного участия и т.д., что способствовало бурному росту числа конкурирующих компаний сотовой связи. Упрощение порядка лицензирования новых организаций (компаний) связи привело к тому, что отраслевые монополии сами стали предоставлять новые услуги. В результате им пришлось осваивать незнакомую конкурентную сферу и уступить часть рынка не только новейших, но и традиционных услуг альтернативным компаниям. Рост рынка в Западной Европе можно объяснить приватизацией бывших государственных телекоммуникационных компаний, что привело к совершенствованию спектра услуг и снижению их стоимости.

Несмотря на то, что приватизация определила дальнейшее развитие отрасли, имели место методы государственного стимулирования в развитии телекоммуникаций стран ЕС такие как:

поощрение частных инвестиций;

расширение понятия «универсальная услуга», и тем самым гарантирование широкого доступа к информационным ресурсам по доступной цене;

продвижение на рынок новых технологий и программ;

обеспечение бесперебойной, интерактивной работы информационной инфраструктуры с целью удовлетворения потребностей пользователей;

гарантирование защиты информации и надежности сетей;

обеспечение более эффективного управления ресурсом;

обеспечение координации действий с другими административными органами и иностранными государствами;

создание возможности доступа к административной информации.

Телекоммуникационные рынки, характеризуются некоторыми особенностями развития, связанными с образованием стратегических альянсов. На рис. 2 приведена динамика зависимости прибыли и количество СА от изменения объема оказываемых услуг, полученная на основании анализа формирования и функционирования стратегических альянсов стран ЕС.

Рис. 2. Динамика зависимости прибыли и количество СА от изменения объема оказываемых услуг

Согласно результатам анализа, стратегические альянсы складываются на телекоммуникационном рынке тогда, когда в развитии рынка появляются следующие противоречия:

а) необходимый объем и спектр услуг превышает предложение;

б) уровень инвестиций (или их предложений) опережает объем их освоения;

в) количество участников данного рынка не может быть увеличено по разным причинам (они все работают на данном рынке, высокие входные барьеры и т.д.).

В этом случае текущая прибыль будет ниже запланированной, а инвестиционный коэффициент и коэффициент использования потенциала рынка меньше 1. Обычно это время наступает при переходе рынка из первой стадии (Т1) развития во вторую (Т2). Отметим сразу, что длительность первой стадии Т1 различна для различных стран и определяется целым рядом факторов и особенностей национального рынка.

Вторая стадия Т2 характеризуется появлением стратегических альянсов и падением количества фирм участников данного рынка (это естественный процесс). Происходит плавно нарастающий процесс по удовлетворению потребностей рынка и увеличения спектра услуг, что приводит к увеличению прибыли. Хотя рост прибыли менее динамичен, чем на последующих этапах развития рынка это является нормальным процессом и обусловлено многими причинами (небольшим процентом успешных стратегических альянсов, перекрестным субсидированием, необходимостью финансирования перспективных разработок и т.д.). Но по мере увеличения концентрации стратегических альянсов происходит улучшение основных показателей рынка. Постепенно инвестиционный коэффициент и показатель использования потенциала рынка приближаются к 1. Наступает насыщение рынка услугами, которые были необходимы на данном этапе развития общества, а новые услуги еще не востребованы по ряду причин. Наступает следующая стадия развития рынка - Т3, которая характеризуется сравнительно небольшими изменениями объема и спектра услуг и сравнительно небольшим увеличением прибыли. Количество стратегических альянсов уменьшается (как правило, исчезают такие стратегические альянсы, которые имеют слабую степень объединения и были созданы для решения текущих задач, не имеют перспективных разработок и не участвовали в финансировании долгосрочных проектов и научно-исследовательских работ). Но с точки зрения развития стратегических альянсов стадия Т3 наиболее интересный этап. Происходит перераспределение финансирования стратегических альянсов, доля так называемых «быстрых» денег на данном рынке уменьшается и увеличивается доля «долгих» (участвующих в финансировании долгосрочных проектов) и «внешних» (для экспансии на другие региональные или национальные телекоммуникационные рынки) денег. Происходит практически полный отказ от внешних заимствований (или доля внешних заимствований мала и не является определяющей).

Наряду с перераспределением финансирования происходит перегруппировка человеческих, технологических и иных ресурсов внутри. Участие в долгосрочных программах по созданию (или покупке) новых технологий и услуг, поиску путей снижения стоимости предлагаемых услуг, обычно дает свои результаты. Происходит увеличение объема и спектра реализуемых услуг на рынке (Т4) и, следовательно, повышение получаемой прибыли. Оценим теперь количественные параметры.

Как правило, анализ любого рынка начинается с оценки рыночной концентрации продавцов (производителей) услуг, что очень важно для идентификации рыночных структур в рамках системного подхода к анализу рынка. Например, для определения степени концентрации и рыночной власти фирм - коэффициент концентрации. Он рассчитывается как сумма рыночных долей крупных фирм, функционирующих на рынке. Этот параметр был введен в теорию оценки рыночных отношений в 20-х годах прошлого столетия и хорошо отображает динамику рынка на этапе Т1, но практически не «работает» на этапах Т2,Т3, Т4 и т.д., поскольку не учитывает целый ряд параметров и вообще не учитывает наличие стратегических альянсов. Главный недостаток коэффициента концентрации — условность выбора параметра r - числа фирм для анализа. В любом случае показатель концентрации остается очень высоким, однако, он не отражает фактического состояния рынка.

В связи с тем, что на любом рынке всегда функционирует достаточно много мелких фирм, консолидированных данных по каждой фирме нет. Ввиду этого невозможно посчитать и коэффициент концентрации Херфиндаля-Хиршмана, можно сделать лишь приблизительные оценки. Помимо абсолютных показателей концентрации продавцов на рынке в практике расчетов также используются относительные показатели, характеризующие степень неравномерности распределения рыночных долей. Их можно рассматривать как некоторое обобщающее представление кривой Лоренца. На основе кривой Лоренца можно рассчитать коэффициент Джини, который позволяет найти отношение консолидированных составляющих рынка. Однако и эти показатели характеризуются большой погрешностью при оценке рынка, в том числе и коммуникационного, на этапах развития Т2-Т4.


загрузка...