Физическая культура: ценностно-гуманистическая основа качества жизни современного общества (17.11.2010)

Автор: Баранов Виктор Алексеевич

БАРАНОВ ВИКТОР АЛЕКСЕЕВИЧ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ЦЕННОСТНО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ

ОСНОВА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Специальность 09.00.11 – социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

МОСКВА-2010

Работа выполнена на кафедре философии ГОУ ВПО

«Российский государственный торгово-экономический университет»

Научный консультант: доктор философских наук, профессор

Баркова Элеонора Владиленовна

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Андреев Эдуард Михайлович

доктор философских наук,

кандидат медицинских наук, профессор

Иванюшкин Александр Яковлевич

доктор философских наук, доцент

Скородумова Ольга Борисовна

Ведущая организация: ФГОУ ВПО «Военный университет»

Министерства обороны Российской Федерации

Защита состоится 15 февраля 2011 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 446.004.03 по философским наукам при ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет» по адресу: 125993, г. Москва, ул. Смольная, д. 36.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет».

Автореферат разослан «______» _______ 2010 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета Мамедова Н.М.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В различных философских учениях на протяжении многовековой истории развития цивилизации всегда присутствует идея гармонии души, тела и сознания. Но именно в сегодняшних условиях урбанизированного общества эти основополагающие ипостаси человека обретают особую ценность, так как определяют истинное качество жизни, искусство существования.

Однако в реальности наметился определенный кризис (духовный, нравственный, телесный, социальный), который не позволяет достигнуть данного состояния и осуществить перспективные задачи российского государства.

Кризис обусловил поиск новой модели развития, направленной на повышение качества жизни, улучшение материального благосостояния, морального и нравственного климата в обществе, определение зримых основ искусства бытия. При этом надо отметить, что у России есть потенциал для осуществления прогрессивного развития экономики и общественных отношений.

Выход из назревшей ситуации может быть только комплексным, затрагивающим все сферы существования гражданина. Одним из таких направлений выступает физическая культура, оказывающая непосредственное влияние на здоровье человека, фенотип личности, отвлекающая молодежь от противоправного поведения, а в целом служащая фактором, замещающим негативные условия урбанизированной социальной среды и обеспечивающим качество жизни населения.

Но как свидетельствуют многочисленные исследования, социально востребованная роль физической культуры в жизни современного человека и общества в целом не нашла еще адекватного отражения в сознании граждан РФ, о чем, в частности, свидетельствует и то, что в общественном сознании отношение к физической культуре выражается в основном такими понятиями как «фанат-болельщик», «качек», «пан-спортсмен» и т. п.

Самая, может быть, главная проблема для населения нашей страны состоит в том, что при эйфории от успехов в большом спорте, в физической культуре на бытовом уровне значительное число взрослых людей не усматривают объективной необходимости. По данным официальных источников в лучшем случае физической активностью занимаются не более 12% населения, что значительно ниже, чем в развитых странах, к уровню и качеству жизни которых так стремится наша страна.

Такая установка опосредованно формируется и направленностью философских исследований, в большей степени увлекшихся душой, духом, разумом и сознанием индивида, сакраментальными аспектами его бытия, оставив при этом возможность рассмотрения концепций физической культуры на долю педагогов-практиков. Излишнее увлечение созданием новомодных методик движений зачастую вступает в противоречие с осознанием их значимости в повседневной жизни, осмыслением того, что это в большей степени стиль жизни и удел «новых русских». Следовательно, сама логика анализа проблем, особенностей и тенденций развития физической культуры в новых исторических условиях требует обращения к ее более широкому социокультурному контексту.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена противоречиями, с одной стороны, между сложными политическими, экономическими и социальными изменениями, произошедшими в последние десятилетия в российском социуме, а с другой стороны, духовным кризисом общества, породившем отсутствие ответственности, как у отдельных индивидов, так и институтов семьи, социума и государства, в том числе у профессиональных коллективов за состояние здоровья, самовоспроизводство нации, установление норм бытия, предполагающих не только определенные границы морали и нравственности, но и телесного существования человека. Не может быть здоровым общество, где здорова духовность, но не здорова телесность. Эта социальная потребность не нашла своего отражения в общественном сознании, более того, она находится на периферии внимания как отдельного индивида, так и социума в целом.

Проблема исследования определяется следующими обстоятельствами:

– в ситуации кризиса и социальной нестабильности физическая культура, как социальный институт воспроизводства и безопасности личности оказалась на нижней ступени иерархии ценностей современного общества. В силу этого она все больше и больше стала восприниматься как необязательный элемент образа жизни, а занятия ею — как «пустая трата времени». Потребность в физической культуре заменяется более доступными формами развлечения (тусовками, фиестами, шоу и т. п.);

– в структуре приоритетов качества жизни современного общества ключевое место занимают материальные блага и накопление богатства (возможно и простое выживание), тогда как духовно-нравственные ценности оттеснены на периферию социальной мотивации и человеческого сознания;

– в общественном сознании в большей степени доминирует редукционистский подход в духе идеологии «laisser faire», означающий полное невмешательство государства в жизнь общества, насаждение идеологии радикального индивидуализма, что подразумевает отказ от какой-либо семейной политики, как подавляющей волю и права индивида, не способствовавший гармоничному воспитанию личности, в котором тело, дух, сознание и культура объединяются самым тесным образом и обеспечивают высочайшее искусство развития и совершенствования гуманности, человеколюбия посредством лучшей жизни;

– официальной государственной политике в сфере физической культуры в современной России присущ гипертрофированный функционализм: физическая культура рассматривается в основном как инструмент или средство достижения результата и развлечения, организации масштабных мероприятий (олимпиад, универсиад, чемпионатов мира), строительства в первую очередь дворцов спорта, футбольных полей, манежей и т. д.;


загрузка...