Совершенствование организационно-экономического механизма обеспечения государственных гарантий по предоставлению медицинских услуг населению Российской Федерации (17.10.2011)

Автор: Пирогов Михаил Васильевич

Пирогов Михаил Васильевич

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ

ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

НАСЕЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

МОСКВА – 2011

Работа выполнена на кафедре труда и социальной политики Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Научный консультант: Пиддэ Александр Львович,

доктор экономических наук, профессор.

Официальные оппоненты: Шамшурина Нина Григорьевна,

доктор экономических наук, профессор;

Габуева Лариса Аркадьевна,

доктор экономических наук, профессор;

Гришин Владимир Вадимович,

доктор экономических наук, профессор.

Ведущая организация ФГБОУ ВПО «Российский государст- венный университет туризма и сервиса»

Защита состоится 20 декабря 2011 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д-504.001.05 при Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, д.84, 2-й учебный корпус

С диссертационной работой можно ознакомиться в библиотеке Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 1-й учебный корпус.

Автореферат разослан "____" ____________ 2011г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

д.э.н., профессор Пиддэ А.Л.

I.Общая характеристика работы.

Актуальность темы исследования.

За последние десять лет в политической и экономической жизни России произошли большие изменения, вызывающие необходимость разработки и принятия новой концепции развития системы здравоохранения и организации медицинских услуг и соответствующих программ развития. В её контексте должны отражаться и концентрироваться все общественно-политические, экономические, социальные и прочие проблемы, решить которые необходимо на законодательно-нормативном, научно-методическом и организационно-экономическом уровнях. Вместе с тем существующая в настоящее время негативная ситуация в здравоохранении – это результат многолетней государственной политики и недооценка сферы медицинских услуг для населения страны и национальной экономики. Организация и оказание медицинских услуг в Российской Федерации и система обязательного медицинского страхования не отвечают реальным условиям, обусловленным отставанием уровня здоровья населения нашей страны от других экономически развитых стран. Кроме того, имеют место принципиальные противоречия в схемах управления, финансирования, страхования в сфере медицинских услуг. Фактически утрачено управление организацией и системным оказанием медицинских услуг, а характер экономических связей медицинских учреждений не способствует трансформации их в самостоятельные хозяйствующие субъекты. Наряду с этим государственные гарантии по обеспечению населения доступными и качественными медицинскими услугами в основном носят декларативный характер. Государство не ограничивает всю сферу медицинских услуг конкретным перечнем, но при этом ограничивает финансирование данной сферы на уровне в 5-8 раз ниже, чем в экономически развитых странах. По этой причине не сбалансированы объемы предоставляемых населению гарантий по медицинским услугам с объемами их ресурсного и финансового обеспечения, что не позволяет в полной мере обеспечить конституционные гарантии по предоставления населению социальных гарантий в данной сфере услуг.

Все это приводит к замещению государственных расходов в сфере медицинских услуг частными платежами и как следствие - к ограничению доступности населения к данным услугам, усилению социальной несправедливости и в конечном итоге - к ухудшению качества и количества «человеческого» капитала.

Несмотря на постоянные государственные инвестиции последних трех лет, национальный проект «Здоровье», программу модернизации здравоохранения 2011-2012г.г., принятие федеральных законов, изменяющих организационно-правовую форму медицинских учреждений, систему обязательного медицинского страхования и систему организации и оказания медицинских услуг существенных сдвигов и кардинальных изменений в данной сфере услуг не происходит.

По-прежнему сохраняются характерные черты системы организации и оказания медицинских услуг, ориентированной на экстенсивное развитие и узкоспециализированные виды врачебных услуг, преимущественное финансирование стационарных услуг в ущерб общемедицинской лечебной практике и отсутствие должного учета региональных особенностей при организации и оказании данных услуг.

Кроме того, в ходе перераспределения полномочий последних лет сложилась ситуация, при которой все больший объем полномочий, связанных с обеспечением реализации конституционного права граждан на медицинские услуги, переходит на муниципальный уровень, но эти полномочия не обеспеченны достаточным финансированием.

Международный и двадцатилетний отечественный опыт подтверждают тезис о невозможности успешной реализации страховой схемы финансирования медицинских услуг в условиях неподготовленной и неэффективной системы организации и оказания медицинских услуг.

Состояние данной системы в Российской Федерации характеризуется наличием фундаментальных проблем, требующих принятия принципиальных решений о дальнейших действиях государства. Важными при этом являются организационно-экономические задачи.

В бюджетном послании на 2012-2014гг. Президент Российской Федерации определил следующие направления совершенствования сферы государственных услуг:

1.Меры по развитию социальной сферы не должны сводиться к механическому наращиванию расходов.

2.Необходимо внедрение новых механизмов оказания и финансового обеспечения государственных услуг, повышение их доступности и качества.

3. Расширение самостоятельности и усиление ответственности учреждений резко повышают требования к  нормативной базе по их финансированию. Она должна учитывать различия в качестве и результативность предоставляемых услуг.

4.Оплата по-настоящему эффективного труда в сфере оказания государственных и муниципальных услуг должна стать более конкурентоспособной по отношению к оплате труда в других секторах.

Реализация данных направлений в сфере медицинских услуг требует формирования новых механизмов организации и оптимизации ресурсного потенциала, гарантированных государством медицинских услуг, обеспечивающих повышение их доступности, эффективности и качества, что является сложными научными и практическими задачами.


загрузка...