Методы и модели маркетинго-ориентированного управления жизненным циклом продукта (17.10.2011)

Автор: Павлов Николай Вячеславович

Детально рассмотреть процессы, связанные с маркетинго-ориентированным управлением жизненным циклом продукта, выявить их особенности. Сформулировать и типизировать проблемы, связанные с принятием решений в данной области в организациях, существующие пути их решения и недостаточно изученные области.

Систематизировать модели и методы принятия решений в управлении жизненным циклом продукта для построения системы их выбора и применения.

Разработать систему оценки применимости определенного метода для решения задач управления продуктом. Сформулировать задачу выбора метода принятия решений в области управления жизненным циклом продукта как объединяющую функцию методологии маркетинго-ориентированного управления продуктом. Определить принципы решения сформулированной задачи и метод решения, допускающий реализацию в виде программного инструментария.

Разработать экспериментальную версию инструментального средства для проверки правильности полученных теоретических результатов. провести проверку на реальных примерах.

Разработать научно-практические рекомендации по внедрению результатов работы в практику.

Объект исследования. Процессы маркетинго-ориентированного управления жизненным циклом продукта.

Предмет исследования. Создание инструментальной системы для маркетинго-ориентированного управления жизненным циклом продукта.

Областью диссертационного исследования является методология и инструментальные методы маркетинго-ориентированного управления жизненным циклом продукта, в частности, по паспорту научной специальности 08.00.13 – Математические и инструментальные методы экономики: 2.3. Разработка систем поддержки принятия решений для рационализации организационных структур и оптимизации управления экономикой на всех уровнях; 2.6. Развитие теоретических основ методологии и инструментария проектирования, разработка и сопровождение информационных систем субъектов экономической деятельности: методы формализованного представления предметной области, программные средства, базы данных, корпоративные хранилища данных, базы знаний, коммуникационные технололгии; 2.8. Развитие методов и средств аккумуляции знаний о развитии экономической системы и использование искусственного интеллекта при выработке управленческих решений.

Теоретико-методологической основой исследования послужили фундаментальные труды российских и зарубежных учёных по проблемам маркетинга, маркетинговых исследований, управления продуктом, теории принятия управленческих решений, систем управления, искусственного интеллекта. Достоверность выводов и положений диссертационного исследования обеспечивается совокупностью используемых научных методов: системного анализа и синтеза, моделирования экономических процессов и систем, традиционных методов научного познания – научной абстракции, от общего к частному, индукции и дедукции, обобщения, диалектического развития, экономико–статистического анализа, экспертных оценок, достаточно полной проверкой работоспособности полученного инструментального средства при решении контрольных примеров и практических задач.

Информационная база исследования. В работе использовались государственные стандарты Российской Федерации, стандарты ИСО, данные Федеральной службы государственной статистики, монографии российских и зарубежных авторов, статьи российских и зарубежных авторов, опубликованные в ряде общероссийских журналов, материалы информационных агентств, отечественных и зарубежные научных сайтов, учебная литература, авторефераты диссертаций по экономической и маркетинговой проблематике.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна заключаются в разработке теории и методологии маркетинго-ориентированного управления жизненным циклом продукта в организациях.

К числу теоретических и методологических положений, отраженных в данном исследовании и обладающих признаками научной новизны, относятся следующие.

Введено понятие маркетинго-ориентированного управления жизненным циклом продукта. В нем учтены продукты различной природы и особенности современного маркетинга. Выбор субъекта (маркетологов) и объекта (стадий жизненного цикла продукта) позволяет рассматривать в едином ключе различные методы, используемые в данной деятельности.

Обоснованы состав и структура интеллектуально-интерактивной методологии управления жизненным циклом продукта. Эта методология позволяет полностью использовать информацию о ситуации, Работать с неполной информацией, учитывать неоднозначность выбора метода и субъективные факторы в процессе управления.

На основе типизации проблем, возникающих при решении различных задач управления жизненным циклом продукта сформулирована проблема выбора метода решения задач управления продуктом как метарешение. Обоснована возможность разработки системы поддержки принятия решений (СППР) по выбору метода на основе искусственного интеллекта.

Обосновано использование многовариантного хода решения задач управления жизненным циклом продукта, различного для решения-выбора, решения-генерации, решения-классификации. Это расширяет обычно используемый набор методов и позволяет систематизировать методы принятия решений, облегчает их выбор в конкретной ситуации.

Сделана содержательная и математическая постановка проблемы выбора метода решения задач управления продуктом как задачи нечеткого выбора с нечеткими параметрами, определены исходные данные, внутренние переменные и результат. Это позволит создать СППР для решения этой проблемы.

Разработан комплекс моделей, реализующих решение задач всех этапов управлении продуктом различными методами. Это значительно упрощает выбор метода решения, решение указанного круга задач. Кроме того, получена общая структура задач, методов и моделей, в которую можно включать новые элементы.

Предложен трехкомпонентный критерий качества упорядочения решений по предпочтительности на основе количественных оценок, что дает возможность оценить полезность этого упорядочения.

Обоснован выбор самообучающейся нечеткой матричной экспертной системы для решения задачи выбора метода управления продуктом. Сформулированы требования к этой системе, ее основные параметры, вид преобразования данных, оценка корректности работы и качества преобразований. Это позволяет построить инструментальное средство выбора метода решения задач, связанных с управлением жизненным циклом продукта.

Разработаны сценарии внедрения СППР по выбору метода управления продуктом в организациях, что позволяет применить разработанную инструментальную систему на практике.

Теоретическая значимость исследования. Теоретические аспекты диссертационной работы в совокупности представляют собой новое крупное научное достижение: определены концептуальные и методологические положения маркетинго-ориентированного управления жизненным циклом продукта. Разработанная методология может использоваться систематизации методов и моделей маркетинго-ориентированного управления жизненным циклом продукта, а также как основа для дальнейших теоретических разработок в управлении другими компонентами комплекса маркетинга организации: комплекса маркетинговых коммуникаций, ценообразования, системы товародвижения. Разработанные теоретические положения диссертационного исследования вносят существенный вклад в современную экономическую науку и могут быть использованы в системе профессиональной подготовки работников экономической сферы Российской Федерации.

Практическая значимость исследования. Предлагаемая методология маркетинго-ориентированного управления жизненным циклом продукта и основные научные выводы, отраженные в данном диссертационном исследовании, могут быть использованы в деятельности организаций различной организационно-правовой формы. Это обеспечит повышение эффективности принимаемых ими маркетинго-ориентированных решений по управлению жизненным циклом продукта.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях международного, всероссийского и регионального масштабов, в том числе на научно-технической конференции «Фундаментальные исследования в технических университетах» (1997), межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы повышения эффективности предпринимательской деятельности» (1998) , VI международной конференции «Высокие интеллектуальные технологии образования и науки» (1999), II международнjq научно-практической конференции «Экономические реформы в России (1999), VII всероссийской конференции по проблемам науки и высшей школы «Фундаментальные исследования в технических университетах», (2003), международной заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной информатики», (2011), XV международной научно-практической конференции «Системный анализ в проектировании и управлении», (2011), XIX Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономических наук», (2011), XII международной научно-практической конференции «Финансовые проблемы и пути их решения: теория и практика», (2011), VIII международной научно-практической конференции «Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд» (2011)

Разработки диссертанта используются в учебном процессе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-петербургский государственный политехнический университет» при проведении занятий по учебным дисциплинам: «Маркетинговые исследования», «Теория принятия и реализация управленческих решений», «Управление продуктом» и др.

Теоретические положения проверена практике с помощью экспериментальной версии нечеткой матричной экспертной системы по выбору метода принятия решения по управлению жизненным циклом продукта, которая прошла проверку на контрольных примерах, а также апробацию в условиях реальных организаций.

Публикации, отражающие результаты диссертационного исследования. Материалы диссертационного исследования отражены в четырех монографиях (63,2 п.л.), учебном пособии с грифом УМО (22,9 п.л.), методических указаниях (10,9 п.л.), 12 статей, опубликованных в журналах, рекомендованных ВАК (10,1 п.л.). Основные положения диссертационной работы также представлены в сборниках научных конференций, электронных научных изданиях, зарегистрированных в ГУП «НТЦ Информрегистр», депонированных рукописях ВИНИТИ РАН - 16 публикаций (3,6 п.л.)

Структура диссертации. Поставленная цель, задачи исследования и последовательность их решения предопределили структуру диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы.

Во введении изложены актуальность, объект, предмет и методы диссертационного исследования, сформулированы его цель и задачи, охарактеризованы элементы научной новизны.

В первой главе – «Экономико-организационные проблемы и пути повышения эффективности управления жизненным циклом продукта» – выявлены роль, место маркетинго-ориентированного управления жизненным циклом продукта в деятельности организации и в системе теоретических знаний в экономической области, уточнен понятийный аппарат, определен перечень стадий и этапов маркетинго-ориентированной деятельности по управлению жизненным циклом продукта, проанализирован отечественный и зарубежный опыт в данной области, вскрыты и типизированы проблемы управления жизненным циклом продукта, обоснован набор факторов эффективности внедрения инструментальной системы маркетинго-ориентированного управления жизненным циклом продукта.

Во второй главе – «Разработка методологии маркетинго-ориентированного управления жизненным циклом продукта с применением интеллектуальных инструментальных средств» – обоснован состав и основные параметры методологии маркетинго-ориентированного управления жизненным циклом продукта, сделан обзор инструментальных средств, применяемых для этой цели в настоящее время, сформирована общая схема принятия решений по управлению жизненным циклом продукта, сформулирована задача выбора метода принятия решений по управлению жизненным циклом продукта, на основе обзора методов, применяемых в данной деятельности, составлен перечень параметров используемых при этом методов.

В третьей главе – «Комплекс методов и моделей как ядро методологии маркетинго-ориентированного управления жизненным циклом продукта» – сделан обзор методов, применяемых для решения выделенных ранее задач по управлению продуктом. Приведены примеры применения основных применяемых методов и моделей. Даны ссылки на источники, описывающие ряд методов и моделей, перечень дополнен разработанными примерами решения задач управления жизненным циклом продукта. В результате получен достаточно полный комплекс методов и моделей управления продуктом с описанием особенностей применения методов и моделей, параметров ситуации, в которой применим тот или иной метод или модель, рекомендациями по их применению в реальных условиях.

В четвертой главе – «Формирование экспертной системы принятия маркетинго-ориентированных решений по эффективному управлению жизненным циклом продукта» – определена схема преобразования параметров ситуации в параметры методов и моделей маркетинго-ориентированного управления жизненным циклом продукта и в оценку предпочтительности применения того или иного метода и модели для имеющейся ситуации, детально описан вид этих нечетких матричных преобразований, сформирована система оценки предпочтительности применения различных методов, предложен способ оценки качества выбора метода. Описана реализованная экспериментальная версия нечеткой матричной экспертной системы по выбору метода маркетинго-ориентированного управления жизненным циклом продукта, приведены контрольные примеры ее работы. С их помощью продемонстрирована работоспособность предложенной методологии.

В пятой главе - «Научно-практические рекомендации и экономическая целесообразность использования инструментальных средств в маркетипнго-ориентированном управлении жизненным циклом продукта» – обоснованы параметры рабочей версии инструментальной системы поддержки принятия решений по выбору метода управления жизненным циклом продукта, рассмотрены варианты внедрения системы, направления и способы ее модификации, дальнейшего совершенствования, интеграции с другими приложениями, используемыми при управлении жизненным циклом продукта. Проведен анализ показателей, обеспечивающих экономическую эффективность использования результатов проведенного исследования. Продемонстрирована эффективность предлагаемых решений.

Заключение содержит главные выводы по результатам исследования

II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Введено понятие маркетинго-ориентированного управления жизненным циклом продукта. В нем учтены продукты различной природы и особенности современного маркетинга. Выбор субъекта (маркетологов) и объекта (стадий жизненного цикла продукта) позволяет рассматривать в едином ключе различные методы, используемые в данной деятельности.

Маркетинг, будучи связанным с самыми разными сторонами деятельности организации, выполняет в основном плановые и организующие функции, обеспечивающие координацию работы организации. Важнейшей частью управления маркетингом является управление продуктом. Схема управления продуктом представлена на рис.

. Система управления продуктом

На рисунке используются следующие обозначения: 1 – цель управления продуктом. Форма предоставления данного вида информации: планы развития организации, приказы, указания; 2 – внешние факторы и факторы внутренней среды, учитываемые при управлении. Информация содержится в первичных и вторичных данных; 3 – внутренняя информация от различных подразделений, влияющая на формирование состава и структуры ассортимента (например, от конструкторского отдела поступают данные о завершении разработки нового продукта). Форма представления этого вида информации: отчеты, в том числе созданные с помощью информационных систем, служебные и докладные записки, устные сообщения; 4 – информация, используемая другими подразделениями, связанная с управлением продуктом (например, уточненные характеристики модифицированного продукта, полученные в результате изучения потребителей, передаваемые в конструкторский отдел). Это отчеты, планы, рекомендации, подготовленные приказы, технические задания; 5 – непосредственное управление ассортиментом. Отдел планирования определяет план выпуска по периодам, этот план реализуется производственными подразделениями.


загрузка...