Методы и модели маркетинго-ориентированного управления жизненным циклом продукта (17.10.2011)

Автор: Павлов Николай Вячеславович

ПАВЛОВ Николай Вячеславович

МЕТОДЫ И МОДЕЛИ

МАРКЕТИНГО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ

ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ПРОДУКТА

Специальность 08.00.13 – Математические и инструментальные

методы экономики

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук

Санкт-Петербург

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет».

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор В.Н. Соколов,

доктор экономических наук, профессор В.Н. Юрьев,

доктор технических наук, профессор В.Г. Анисимов

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет

Защита состоится « » ____________ 20… г. в ……. часов на заседании диссертационного совета Д 212.229.23 при ФГБОУ ВПО «Санкт- Петербургский государственный политехнический университет» по адресу: 195251, Санкт-Петербург, Политехническая, 29, ауд. ….

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» по адресу: 195251, Санкт-Петербург, Политехническая, 29.

Автореферат разослан и размещен на сайте « » 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета д.э.н., проф. __________________ С.Б. Сулоева

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. В последние годы изменяется структура экономического продукта: доля материального продукта снижается, возрастает доля нематериального продукта (продукта интеллектуального труда и услуг). Из-за сокращения длительности жизненного цикла продуктов возрастает роль инноваций, в частности – продуктовых Быстрорастущие технические возможности информационной и коммуникационной инфраструктуры недостаточно реализованы в новых услугах.

Это приводит к необходимости обобщения имеющихся и проведения новых теоретических и практических разработок в области управления продуктом. На данном этапе особенно ощущается недостаток научных работ, обобщающих новый опыт.

Россия начала выходить на мировой рынок. В ближайшее время можно ожидать возрастания интереса к созданию новых товаров. Однако российские топ-менеджеры и даже маркетологи не всегда владеют современными методами в этой области. Литературы на русском языке явно недостаточно, она не охватывает самых последних достижений маркетинга. Поэтому особенно важны фундаментальные разработки в области управления продуктом.

Большое значение имеет также вопрос создания инструментария для обоснованного выбора метода управления продуктом, и особенно принятия решений в этой области.

Это основные причины, которые обусловили выбор темы диссертационной работы.

Степень разработанности проблемы. Проведённый анализ специальной литературы по проблемам управления продуктом показал недостаточный уровень современных научных исследований по обоснованию выбора методов и моделей решения конкретных задач управления жизненным циклом продуктов, отсутствие целостной методологии значительно затрудняет использование имеющегося арсенала методов и моделей.

Концепции, подходы, методы и модели маркенинго-ориенитрованного управления продуктом и его жизненным циклом отражены в трудах по маркетингу и управлению продутом С.Н. Андреева, Г.Л. Багиева, А.Е. Викуленко, Е.П. Голубкова, Г.Я. Гольдштейна, Е.В. Попова, Д. Аакера, Р.С. Винера, Ж.Ж. Ламбена, Д.Р. Леманна Ф. Котлера, Н. Малхотры, Г. Черчилля и других.

Вопросы эффективности инноваций в управлении продутом раскрыты в работах Т.Г. Бродской, А.Н. Герасимова, И.Н. Евстафьева, А.В. Завгородней, В.А. Колемаева, Ю.Л. Муромцева, Б.И. Кузина, В.Н. Юрьева, Н.Б. Паклина, О.А. Третьяка, Ю.Г. Учителя, Г. П. Фомина, Л.М. Чистова, Л.В. Шуклова, Д.Б. Юдина, Х. Альберта, Ф. Котлера, Д. Лайкера, М. Мескона и других.

Принципы и методы принятия решений, математические методы и модели в экономике рассматриваются в работах А.В. Андрейчикова, В.Г. Анисимова, В.В. Глухова, В.М. Глушкова, П.В. Конюховского, Б.И. Кузина, О.И. Ларичева, Б.Г. Литвака, М.Д. Медникова, Г.М. Шахдинарова, В.Н. Соколова, И.М. Сыроежина, Р. Акоффа, Ф. Эмери, Дж. Форрестера, Х. Райфа и других.

Вопросы систем, основанных на применении искусственного интеллекта и экспертных систем можно найти в работах А.Н. Аверкина, Н.А. Амосова, В.Н. Вагина, В.М. Глушкова, В. Дюка, Н.Г. А.П. Еремеева, Загоруйко, О.П. Кузнецова, Р. Левина, Г.С. Осипова, Э.В. Попова, Д.А. Поспелова, Ж.-Л. Лорьера, Ф. Розенблатта, В.В. Топоркова, И.Б. Фоминых, А.Б. Фролова, В.Ф. Хорошевского и др.

Труды по методам исследования неопределенности, нечетких величин, когнитивного моделирования и других методам, используемым в маркетинге А.Н. Борисова, В.И. Максимова, А.Н. Мелихова, В.Б. Силова, Э.А. Трахтенгерца, А. Кофмана, Л. Заде, Д. Дюбуа, А. Прада, Е.  Мамдани, Дж.  Толмена, Ф.С.  Робертса и др.

Приведенный широкий спектр изданных научных трудов отражает разнообразие направлений исследования различных аспектов управления жизненным циклом продукта. Вместе с тем, представленные концепции этого управления как правило ориентированы на достаточно обособленные проблемные области и не предусматривают выделение единых фундаментальных качественных признаков для всей сферы управления жизненным циклом продукта, что не позволяет осуществить их всестороннее сравнение для выбора наиболее адекватных ситуации методтв и моделей управления жизненным циклом продукта. Терминологический аппарат не является общепринятым и унифицированным, что объясняется довольно низким качеством переводов достаточно большого количества зарубежных книг в 1990-х годах, когда формировалась современная российская терминология в рассматриваемой области.

Проблема унификации и универсализации методов и моделей управления жизненным циклом продукта не нашла достаточно полного решения, поскольку авторы обычно ограничиваются демонстрацией использования того или иного метода на примерах, в то время как на практике чаще приходится начинать с определения параметров внешней и внутренней среды, затем переходить к выявлению проблемы и лишь потом осуществлять подбор наиболее подходящего для решения задачи метода.

Это приводит к необходимости формирования методологии управления жизненным циклом продукта. Эта методология должна стать маркетинго-ориентированной, так как именно этот подход позволит увязать потребности организаций и потребителей и достичь наилучших экономических результатов. В рамках этого подхода должны быть не только унифицированы имеющиеся методы и модели управления жизненным циклом продукта, но и должна появиться общая схема, в которую можно было бы встраивать и вновь появляющиеся методы и модели. Это – принципиально новый результат проделанного исследования.

Разработка методологии маркетинго-ориентированного управления жизненным циклом продукта требует комплексного использования достижений в областях маркетинга и маркетинговых исследований, теории принятия решений, искусственного интеллекта, систем управления.

Обобщение научных достижений в рамках единой методологии и дополнение методологии современным компьютерным инструментарием позволяет разработать простые в использовании и эффективные средства маркетинго-ориентированного управления продуктом.

Обобщение имеющихся элементов данного подхода, дополнение комплекса методов и моделей маркетинго-ориентированного управления продуктом, необходимость разработки целостной методологии для указанного видя деятельности определило выбор цели и задач диссертационного исследования.

Цель исследования. Разработать теоретические основы методологии и поддерживающего её инструментария маркетинго-ориентированного управления жизненным циклом продукта, реализовать инструментальное средство выбора метода маркетинго-ориентированного управления жизненным циклом продукта, проверить полученные теоретические результаты на практике.

Задачи исследования.

Детализировать сущность и этапы маркетинго-ориентированного управления жизненными циклом продукта, его роль в управлении организацией на современном этапе, факторы эффективности его применения.


загрузка...