Теоретические и методологические основы стратегического управления развитием региональной туристической отрасли и её продвижением на внутреннем и международном рынках туристических услуг (17.10.2011)

Автор: Орджоникидзе Марианна Марговна

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

выявить основные тенденции и определить стратегические направления развития региональной туристической отрасли;

уточнить понятийный аппарат стратегического менеджмента применительно к развитию и продвижению региональной туристической отрасли;

обосновать классификацию стратегий развития и продвижения региональной туристической отрасли;

предложить концептуальные основы стратегического развития и продвижения региональной туристической отрасли;

разработать методологические основы стратегического планирования и прогнозирования развития туризма в регионе;

определить методологические подходы к построению региональной модели стратегического развития туризма;

предложить методологические основы государственно-частного партнерства в рамках стратегического развития туризма в регионе;

разработать методологические основы оценки социально-экономической эффективности стратегии развития и продвижения туристической отрасли региона и вклада туризма в экономику региона с учетом мультипликативного эффекта;

выработать комплекс практических рекомендаций по повышению эффективности стратегического развития и продвижения региональной туристической отрасли.

Объектом диссертационного исследования является стратегическое управление туристической отраслью как одной из наиболее перспективных отраслей экономики регионов.

Предметом диссертационного исследования выступает совокупность экономических и организационных отношений, возникающих в процессе стратегического управления развитием и продвижением туристической отрасли на внутреннем и международном рынках.

Теоретическая и методологическая база исследования. Теоретической основой работы послужили исследования отечественных и зарубежных ученых по проблемам стратегического менеджмента, в том числе проблемам управления и планирования развития туристической отрасли, зарубежный опыт развития туризма, законодательные и нормативные акты различных уровней государственной власти, материалы научно-практических конференций.

В методологическую основу исследования положены следующие основные методы: системный подход, абстрактно-логический, комплексно-факторный, экономико-статистический, аналогий, сравнительных и экспертных оценок, экстраполяции.

Информационной базой исследования послужили: официальные данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, статистические данные региональных органов управления туризмом, стратегии и программы развития туризма в регионах, информация Федерального агентства по туризму.

Обоснованность и достоверность результатов исследования, а также выводов и рекомендаций обеспечивается:

использованием в качестве теоретической и методической основы диссертации фундаментальных исследований и прикладных работ ведущих отечественных и зарубежных ученых и авторов по проблемам стратегического управления туристической отраслью;

анализом федеральных и региональных законов, концепций, целевых программ, стратегических проектов и научно-практических разработок по вопросам формирования и развития туристической отрасли в России и регионах;

применением в диссертационном исследовании системного подхода, методов системного анализа, сравнения и аналогий, экспертной оценки, экстраполяции;

апробацией результатов исследования на международных научно-практических конференциях, конференциях и семинарах, проводимых на базе Балтийской академии туризма и предпринимательства, отражением основных результатов диссертационной работы в публикациях автора.

Научная новизна диссертационного исследования в целом состоит в том, что в работе проведено комплексное исследование проблемы, касающейся стратегического управления развитием и продвижением региональной туристической отрасли, и предложено ее разрешение посредством разработки соответствующих теоретических и методологических положений, а также комплекса практических рекомендаций применительно к внутреннему и международным рынкам туристских услуг.

Основными научными результатами, определяющими новизну диссертационного исследования, являются:

Выявлены основные тенденции и спрогнозированы стратегические направления развития региональной туристической отрасли.

Указанные тенденции и направления развития сформулированы автором с учетом принципиально новых социально-политических и экономических условий, складывающихся в нашей стране на этапе выхода мировой экономики из общего финансово-экономического кризиса.

Уточнен понятийный аппарат стратегического менеджмента применительно к развитию и продвижению региональной туристической отрасли.

На основе анализа содержания современного понятийного аппарата стратегического менеджмента в работе предложены авторские определения таких понятий, как «региональная туристическая отрасль», «стратегическое видение перспектив развития региональной туристической отрасли», «стратегия развития и продвижения региональной туристической отрасли», «система характеристик региональной туристической отрасли», «детерминанты конкурентных преимуществ отрасли» и ряда других.

Предложена новая авторская классификация стратегий развития и продвижения региональной туристической отрасли.

В качестве существенных классификационных признаков выбраны элементы системы управления: потребители услуг, условия развития, объекты управления, динамика роста, субъекты управления и характер продвижения (направленность региональной политики). По каждой классификационной группе показаны направления решений, целевые факторы управления, ограничения и приведены варианты стратегических решений.

Обоснованы концептуальные основы стратегического развития и продвижения региональной туристической отрасли.

В отличие от исследований других авторов по данному вопросу, в работе в концептуальном плане рассмотрены материальная основа системы стратегических решений на региональном уровне, а также инструменты влияния, ориентированные на создание благоприятных рыночных условий развития отрасли и формирование привлекательного имиджа региона. Определено основное содержание концептуальных основ как документа государственного планирования социально-экономического развития региона. Показаны направления реализации принятых стратегических решений в рамках предлагаемой Концепции развития и продвижения.

Предложен методологический подход к стратегическому планированию, прогнозированию и программированию развития туризма в регионе.

Специфика данного подхода по сравнению с иными, известными из научной литературы, заключается в сквозном, логически увязанном планировании прогнозных показателей структурных составляющих туристского сектора экономики, влияющих друг на друга по технологической цепочке. В рамках этого подхода в качестве одной из его составляющих предлагается авторский алгоритм прогнозирования развития туризма в регионе, который позволяет прогнозировать такие показатели, как уровень развития туризма в регионе, величину и структуру туристского потока.

Разработан алгоритм формирования региональной целевой программы развития туризма.

В предлагаемом алгоритме по-новому формулируются цели, целевой функционал и задачи развития туризма в регионе. При этом народнохозяйственный эффект сочетается с социальными и экологическими потребностями общества.

Предложена методика оценки риска инновационных проектов в рамках региональной целевой программы развития туризма.

В отличие от известных разработок других авторов по данной тематике в предлагаемой методике используется метод оценки степени риска для обоснования соответствующего управленческого решения на основе логико-аналитического моделирования. Данный метод обеспечивает динамическое взаимодействие между заинтересованными организациями (лицами) при разрешении проблемы инвестирования посредством логического перехода от цели инвестирования через критерии риска к варианту управленческого решения.

Разработана математическая модель стратегического развития регионального туристского рынка.

В ее основу положен метод декомпозиции целей стратегического развития туризма в регионе. В предлагаемой модели главный критерий совпадает с целью, которая представляет собой увеличение годового туристского потока и прибыли от реализации товаров и услуг. Прибыль максимизируется за счет изменения управляемых переменных, от которых она зависит. Функциональная зависимость прибыли от управляемых переменных и тип самих переменных определяются основными соотношениями между экономическими показателями, характеризующими функционирование туризма в регионе. В модели используется соотношение между прибылью, выручкой, количеством продаваемых туристам товаров и услуг и всеми видами затрат.

Обоснованы методологические основы государственно-частного партнерства в рамках стратегического развития туризма в регионе.

Применительно именно к стратегическому развитию туризма в регионе вопросы ГЧП рассматриваются впервые. Их специфика заключается в предложении мер по преодолению противоречий ГЧП, использованию концессионных отношений как перспективного направления в сфере формирования инновационной инфраструктуры туризма, механизму софинансирования, кредитования, долевого инвестирования и применения асимметричных моделей при реализации проектов по совершенствованию инфраструктуры туристской отрасли.


загрузка...