Теоретико-методологические основы заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса к условиям военно-профессиональной деятельности (17.10.2011)

Автор: Маркелова Татьяна Владимировна

основа ЗУ Деятельностная основа ЗУ Интегра-ционная

основа ЗУ

Рис. 1. Динамика психологических составляющих самосознания

будущих офицеров запаса в ходе военной подготовки

В качестве категорий контент-анализа выступает осознание себя как патриота и гражданина и осознание принадлежности к профессиональной группе офицеров ВС. В процессе ценностно-смысловой перестройки укрепляется

гражданско-патриотическая составляющая самосознания, появляется и развивается военно-профессиональная самоидентичность, формируется эмоционально-ценностное отношение будущего офицера запаса к ВПД.

Резкое угасание военно-патриотической составляющей самосознания

по окончании военной подготовки связано со смещением доминирующих

акцентов в самоопределении студентов на самоидентификацию себя, прежде всего, как специалиста гражданской сферы труда. Отсроченность реализации выпускников ВК в качестве военных специалистов на неопределенный момент времени ведет к естественному угасанию военно-профессиональной мотивации.

Процесс дальнейшего обучения студентов ограничен подготовкой по гражданской специальности, будущее выпускников не является связанным с военно-профессиональной деятельностью и процесс самоопределения меняет свое направление. В результате ограниченности профессионализации офицеров запаса этапом военной подготовки с отсутствием этапов военно-профес-сиональной адаптации и функционирования согласно ВУС, возникает ситуация незавершенности начавшегося процесса военно-профессиональной самоидентификации. Об этом говорит качественный анализ результатов исследования, отражающий содержательную динамику военно-профессиональной самоидентичности студентов: на ориентировочном и адаптационном этапах в структуре самосознания усиливается составляющая, связанная с осознанием своей принадлежности к офицерскому корпусу через оценку себя в настоящем («Я – студент военной кафедры» и др.), на формирующем и оценочном этапах – через оценку себя в будущем («Я – будущий военный специалист, офицер запаса…» и др.). Отсутствие логического завершения процесса военно-профессиональной самоидентификации порождает внутриличностный конфликт между военно-патриотическим побуждением и внешними условиями его реализации в образовательной среде гражданского вуза.

Однако ослабление военно-профессиональной самоидентичности студентов гражданских вузов по окончании военной подготовки также может быть связано со снижением уровня актуализации мотива избегания военной службы по призыву.

Гражданско-патриотическая составляющая самосознания оказывается более устойчивой характеристикой и по окончании военной подготовки изменяется очень незначительно: за тот же период на 0,03 % в сторону ослабления. Данный процесс может быть связан с уменьшением гражданско-патриотической и военно-профессиональной направленности учебно-воспитательных мероприятий.

В процессе становления ЗУ формируется эмоционально-ценностное отношение будущих офицеров запаса к ВПД, о чем говорят результаты исследования с помощью методики незаконченных предложений, содержательная интерпретация результатов которого выполнена методом контент-анализа в соответствии с классификацией эмоций Б.И. Додонова. К концу военной подготовки эмоции неприятно невротического характера уже не являются одними из наиболее выраженных: их значимость снижается с третьего до шестого ранга, повышается количество проявлений глорических и праксических эмоций, отражающих уважительное отношение к военной службе, осознание ее социальной и личностной значимости.

С помощью методики М. Рокича зафиксированы изменения в структуре ценностных ориентаций будущих офицеров запаса, произошедшие за период военной подготовки. Хотя структура терминальных ценностей будущих офицеров запаса отражает общее состояние духовного кризиса современного общества с заменой высших потребностей на более низшие, и духовные и интеллектуальные потребности испытуемых смещены в нижнюю часть иерархической лестницы, однако структура инструментальных ценностей к концу военной подготовки позволяет говорить о том, что способы удовлетворения приоритетных потребностей характеризуются более нравственным началом, чем в начале. Таким образом, полученные результаты позволяют рассматривать ЗУ как детерминанту эмоционально-ценностного отношения будущих офицеров запаса к военной службе.

Методической основой становления заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса к условиям военно-профессиональной деятельности являются принципы (общедидактические и специальные), методы (вербальные, практической стажировки, моделирования, активного обучения) и организационные направления (психолого-педагогическое и психологическое), адаптированные к условиям военной подготовки в гражданском вузе.

Кроме общеизвестных дидактических принципов, становление ЗУ будущих офицеров запаса основано на реализации принципов гуманизма, системности, целостности и профессиональной компетентности.

Наряду с методами вербальными, практической стажировки, активного обучения особую роль в становлении ЗУ играет метод моделирования, способствующий повышению информационной осведомленности о том, с чем предстоит столкнуться в предстоящей военно-профессиональной деятельности, приобретению опыта поведения в сложных ситуациях, повышению уверенности в себе для преодоления реальных трудностей.

Данный метод реализуется с помощью создания условий неопределенности, дефицита времени, высокого темпа действий или монотонности, дискомфорта, необходимости совмещать несколько видов деятельности одновременно и других факторов, требующих ответственности, решительности и риска при принятии решений (полигонное и компьютерное моделирование, тренажерное обучение и т.д.).

Организация процесса становления ЗУ будущих офицеров запаса в современных условиях гражданского вуза предполагает усиление психологического компонента военного обучения как с помощью совершенствования учебно-воспитательного процесса (психолого-педагогическое направление), так и в форме специальных мероприятий психологического обеспечения (психологическое направление).

Реализация психолого-педагогического направления касается совершенствования психологической подготовки в ходе освоения дисциплин учебного плана (формирование ПВК дифференцировано по предметам, использование теоретических дисциплин и практических занятий в привязке предметной области знаний к задачам формирования ЗУ, психологизация и профессионализация общенаучных дисциплин и др.) и организации воспитательных мероприятий морально-нравственной и военно-патриотической подготовки.

Психологическое направление реализуется посредством организации психологического обеспечения военной подготовки будущих офицеров запаса, структура и содержание которого адаптировано к условиям военной подготовки в гражданских вузах.

В пятой главе «Экспериментально-психологическое обоснование системы психологического обеспечения процесса становления заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса» рассмотрены теоретические основы и разработана система психологического обеспечения становления заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса, адаптированная к условиям военной подготовки в гражданском вузе, представлена методическая инфраструктура психологического обеспечения, проанализированы результаты их внедрения в процесс обучения.

Под психологическим обеспечением военной подготовки в гражданских вузах в нашем исследовании понимается форма практической реализации психологического направления процесса становления ЗУ, целью которой является формирование ее компонентов.

Организационно-методическая система психологического обеспечения процесса становления ЗУ будущих офицеров запаса отражает теоретико-эмпирическое обоснование цели (формирование компонентов ЗУ), задач (развитие эмоционально-волевых качеств, формирование положительной военно-профессиональной мотивации, повышение уровня психологической подготовленности, совершенствование стиля социально-педагогического взаимодействия), содержательных компонентов (профориентация, профессионально-психологический отбор, психологическая подготовка, психологическая помощь), видов психологической работы (диагностика, коррекция и развитие, профилактика и просвещение, консультирование), организационной стратегии (объединение усилий всех субъектов военной подготовки (преподавателей и студентов) для решения задач), результатов и эффективности (сформированность содержательных компонентов ЗУ, гуманизация отношений «преподаватель-студент», что проявляется в высоких результатах учебной деятельности и стажировки в войсках) (см. табл. 3).

Таблица 3

Организационно-методическая система психологического обеспечения

становления заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса

Цель Развитие компонентов заблаговременной устойчивости

Задачи развитие эмоционально-волевых качеств;

формирование положительной военно-профессиональной мотивации;

формирование психологических знаний, умений, навыков;

совершенствование стиля социально-педагогического взаимодействия

Содержательные компоненты профессиональная ориентация;

профессионально-психологический отбор;

психологическая подготовка;

психологическая помощь

Виды психологической работы диагностика;

коррекция и развитие;

профилактика и просвещение;

консультирование


загрузка...