Теоретико-методологические основы заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса к условиям военно-профессиональной деятельности (17.10.2011)

Автор: Маркелова Татьяна Владимировна

Эмпирической базой исследования являются военные кафедры, факультеты военного обучения и военные учебные центры гражданских вузов: Нижегородского государственного университета, Нижегородского государственного технического университета, Нижегородского государственного педагогического университета, а также Воронежский государственный аграрный университет, воинская часть 54046 Московского Военного Округа.

Общая выборка испытуемых составляет 2012 человек. Среди них 1889 студентов, 83 кадровых офицера, 40 человек профессорско-преподавательского состава гражданских вузов. Возрастной диапазон общей выборки испытуемых составляет 18-59 лет.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечена опорой на фундаментальные теории отечественной и зарубежной психологии; основополагающими методологическими принципами и подходами, положенными в основу сделанных обобщений и выводов; результатами предварительного пилотажного исследования; адекватностью и разнообразием методов теоретического и эмпирического исследования; релевантностью, надежностью и валидностью применяемых психодиагностических методик; сочетанием качественного и количественного анализа с применением методов математической статистики; практической проверкой выводов и предположений; рамками требований к организации научно-исследовательских работ, выполняемых в соответствии с госзаказом Министерства Обороны Российской Федерации; всесторонним обсуждением полученных результатов психологическим сообществом.

На защиту выносятся следующие положения:

Основная направленность военно-профессионального предназначения будущих офицеров запаса – выполнение обязанностей по первичной офицерской должности в период военного времени – определяет необходимость заблаговременного формирования устойчивости психики к функционированию в изменившихся условиях жизнедеятельности (заблаговременной устойчивости). Под заблаговременной устойчивостью будущих офицеров запаса понимается интегративный комплекс характеристик субъектов военной профессионализации в гражданском вузе, обеспечивающий предуготовленность психики к условиям военно-профессиональной деятельности и включающий эмоционально-ценностное отношение к военно-профессиональной деятельности, сохранение работоспособности при высоком эмоциональном напряжении, волевую регуляцию, интеллектуальную лабильность и владение способами решения военно-профессиональных задач.

Психологическая сущность заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса к условиям военно-профессиональной деятельности заключается в обеспечении защиты психики от неблагоприятных факторов жизнедеятельности и экстренной перестройки для функционирования в условиях военного времени, смены гражданского менталитета на военный, настроя на выполнение обязанностей в соответствии с военно-учетной специальностью.

Методологической основой становления заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса является человекоцентрированная парадигма военной подготовки в гражданских вузах, в рамках которой организационное и содержательное наполнение данного процесса подчинено идее подготовки психики человека к воздействию негативных условий военно-профес-сиональной деятельности.

Психологическими механизмами становления заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса к условиям военно-профессиональной деятельности, проявляющимися в условиях военной подготовки в гражданских вузах, являются механизмы динамического равновесия и ценностно-смыс-ловой регуляции.

На основе действия механизма динамического равновесия осуществляется уравновешивание требований образовательной среды и индивидуально-личностного потенциала будущих офицеров запаса, формируется их заблаговременная устойчивость к условиям военно-профессиональной деятельности.

Действие механизма смысловой регуляции проявляется в обретении будущими офицерами запаса личностного смысла военной подготовки и будущей военно-профессиональной деятельности, в формировании эмоционально-ценностного отношения к военно-профессиональной деятельности, стимулирующего развитие других содержательных компонентов заблаговременной устойчивости.

Основными этапами становления заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса в условиях гражданского вуза являются ориентировочный, адаптационный, формирующий, оценочный. Периодизация процесса становления заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса осуществлена на основе временной (1-3, 4, 5-7, 8 семестры обучения в вузе) и организационной (профориентация, профотбор, профподготовка, итоговая аттестация и стажировка) характеристик, приоритетной проблемной ситуации (принятия решения, новых требований, военно-учебных задач, оценки), динамики осознания военно-профессиональных ценностей (представление, понимание, принятие, реализация в деятельности), типа формируемой ориентировочной основы действия (мотивационная, информационная, деятельностная, интеграционная), личностно-профессиональных новообразований будущих офицеров запаса, характеризующих каждый этап (мотивированность, адаптированность, подготовленность, компетентность).

Разработанная система психологического обеспечения процесса становления заблаговременной устойчивости будущих офицеров, направленная на решение эмпирически обоснованных задач – развитие эмоционально-волевых качеств, формирование положительной военно-профессиональной мотивации, повышение уровня психологической подготовленности, совершенствование стиля социально-педагогического взаимодействия - способствует развитию содержательных компонентов заблаговременной устойчивости и гуманизации социально-педагогического взаимодействия.

Научная новизна результатов исследования, полученных лично соискателем:

поставлена и теоретически обоснована проблема заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса к условиям военно-профессиональной деятельности, тем самым создано новое направление исследований в области психологической науки;

определено содержание понятия «заблаговременная устойчивость будущих офицеров запаса к условиям военно-профессиональной деятельности»;

исследованы психологические механизмы становления заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса к условиям военно-профессиональной деятельности в гражданском вузе;

обоснованы этапы становления заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса в условиях гражданского вуза;

разработана и успешно апробирована система психологического обеспечения процесса становления заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса, адаптированная к условиям гражданского вуза.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании психологической сущности заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса, которая заключается в обеспечении защиты психики человека от неблагоприятных факторов жизнедеятельности и экстренной перестройки для функционирования в условиях военного времени, смены гражданского менталитета на военный.

Сформулированы основные теоретически и эмпирически обоснованные положения концепции заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса к условиям военно-профессиональной деятельности, отражающие теоретико-методологические, структурно-содержательные, процессуально-функцио-нальные и методические аспекты.

Сформулированы научные представления о становлении заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса к условиям военно-профессиональной деятельности, тем самым сделан вклад в психолого-педагогическую теорию формирования психологической готовности к военно-профессиональной деятельности применительно к конкретным условиям военной подготовки в гражданских вузах.

Теоретически обосновано, что методологическим фундаментом становления заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса является человекоцентрированная парадигма военной подготовки в гражданском вузе.

Важнейшим условием становления заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса к условиям военно-профессиональной деятельности является развитие духовно-нравственной основы личности студентов гражданского вуза, проявляющееся в формировании личностной значимости вооруженной защиты Родины, осознании себя как защитника Отечества.

В рамках диссертационного исследования теоретически разработана и апробирована научно обоснованная система психологического обеспечения процесса становления заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса в гражданском вузе; обоснованы принципы и методы, следование которым в ходе военной подготовки в гражданском вузе обеспечивает создание необходимых условий для ее формирования.

Определены условия дальнейшего развития концепции заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса к условиям военно-профес-сиональной деятельности и созданы необходимые теоретико-методо-логические предпосылки для широкого спектра теоретических и прикладных исследований в данном направлении.

Практическая значимость исследования определяется тем, что изученные в ней вопросы непосредственно связаны с возможностью положительного влияния на боеспособность Вооруженных Сил России через совершенствование процесса военной подготовки будущих офицеров запаса в пространстве новой человеко-центрированной парадигмы. Это становится возможным благодаря исследованию психологических механизмов, этапов, условий, факторов, предпосылок и принципов, с учетом которых разработана и эмпирически обоснована система психологического обеспечения становления заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса, адаптированная к современным условиям гражданского вуза.

Материалы исследования вошли в содержание курсов по повышению профессионального уровня офицеров и преподавателей «Развитие офицера как субъекта педагогической деятельности» и «Эффективность педагогического взаимодействия»», апробированных при работе с офицерским составом в Центре психологической помощи и реабилитации военнослужащих в/ч 54046 и преподавателями Нижегородских вузов.

На основе методов активного обучения и моделирования разработаны и адаптированы к условиям гражданского вуза обучающие курсы для студентов «Основы саморегуляции» и «Основы конфликтологии», направленные на развитие компонентов заблаговременной устойчивости и реализованные в ходе подготовки будущих офицеров запаса.

Результаты диссертационного исследования, обобщения и выводы могут быть использованы для совершенствования психологической подготовки военных специалистов, организации работы по становлению заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса к условиям военно-профессиональной деятельности, для реализации психодиагностической, коррекционно-разви-вающей, профилактической и консультативной работы, мероприятий по повышению психолого-педагогической компетентности преподавательского состава, совершенствования механизма профессионально-психологического отбора.

Апробация результатов исследования осуществлена на базе гражданских и военных вузов Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Москвы. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на расширенных заседаниях кафедр психологии и военного обучения и Ученого совета Нижегородского государственного университета, кафедры психологии труда и управления Нижегородского института менеджмента и бизнеса, военных кафедр Нижегородского государственного технического университета и Нижегородского государственного педагогического университета, кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин военно-морского института радиоэлектроники им. Попова (г. Санкт-Петербург), кафедры социальной психологии и психологии труда Современной гуманитарной академии (г. Москва).

Основные концептуальные положения заблаговременной устойчивости будущих офицеров запаса к условиям военно-профессиональной деятельности апробированы в ходе военной подготовки на факультетах и кафедрах военного обучения Нижегородских вузов, отдельные концептуальные положения – в ходе военной подготовки на базе военно-ветеринарного института (г. Москва) и военно-морского института радиоэлектроники им. Попова (г. Санкт-Петер-бурга), материалы диссертационного исследования – обсуждением на конференциях различного уровня.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе реализации экспериментов в соответствии с госзаказом Министерства Обороны РФ, в процессе военной подготовки будущих офицеров запаса в государственном, техническом и педагогическом вузах Нижнего Новгорода, НИУ «Высшая школа экономики», в ходе проведения учебно-методических занятий с преподавательским составом военных кафедр гражданских вузов и офицерским составом в/ч 54046 на базе Центра психологической помощи и реабилитации военнослужащих.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертации составляет 280 страниц, в том числе 29 иллюстраций, 14 приложений и список библиографии из 322 источников.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы исследования, определяется ее актуальность, ставится проблема, формулируется цель, предмет, объект, гипотеза, задачи, научная новизна, обосновываются методология и методы исследования, исследовательская база и общая выборка испытуемых, раскрываются теоретическая и практическая значимость, достоверность и обоснованность полученных результатов, представляются положения, выносимые на защиту, отражается апробация полученных результатов и их внедрение.

В первой главе «Заблаговременная устойчивость будущих офицеров запаса к условиям военно-профессиональной деятельности как проблема психологии труда» подвергнуты анализу психологические особенности военно-профессиональной деятельности будущих офицеров запаса, рассмотрена психологическая устойчивость к условиям военно-профессиональной деятельности как профессионально ориентированная структура личности, обоснована психологическая сущность понятия заблаговременной устойчивости.

Военно-профессиональная деятельность (ВПД) ( одна из разновидностей трудовой деятельности, выполняемой в особых условиях (В. А. Пономаренко, К. К. Платонов, Д. В. Гандер, Л. А. Кандыбович, А. Г. Караяни, П. А. Корчемный и др.). Обобщая исследования по данной проблеме, можно утверждать неизбежную связь ее реализации со значительными психическими и физическими нагрузками, вызванными группой условий, наиболее важными из которых являются опасность, неопределенность, ответственность, нормативность, сложность. Психологические особенности ВПД офицеров запаса связаны с выполнением обязанностей в соответствии с должностным предназначением в период военного времени. Имея офицерское звание, выпускники военной кафедры гражданского вуза будут оставаться в запасе до объявления мобилизационного развертывания в случае войны. Условия выполнения будущими офицерами запаса военно-профес-сиональных задач оказывают психологическое влияние на исполнителя и могут приводить к дезорганизации деятельности в следствии нарушений во всех сферах психики: в когнитивной ( за счет нарушения познавательных процессов, в эмоциональной за счет возникновения негативных эмоциональных реакций, в волевой ( за счет нарушения процессов самоуправления, в мотивационной – за счет борьбы мотивов, в операциональной – за счет затруднений актуализации знаний, умений, навыков (операциональная беспомощность). Важнейшим условием эффективности и надежности военно-профессиональной деятельности будущих офицеров запаса является психологическая устойчивость психики.

Обобщая исследования по проблеме надежности функционирования психики в условиях ВПД, мы пришли к выводу, что качествами, обеспечивающими психологическую устойчивость будущих офицеров запаса к условиям военно-профессиональной деятельности, являются эмоционально-ценностное отношение к военно-профессиональной деятельности, сохранение работоспособности при высоком эмоциональном напряжении, волевая регуляция, интеллектуальная лабильность и владение способами решения военно-профессиональных задач.

Поскольку данная система качеств не зависит от специфики военно-учетной специальности, ее можно рассматривать в качестве инвариантной составляющей профессионально ориентированной структуры личности будущих офицеров запаса. Данный теоретический конструкт назван нами «заблаговременная устойчивость».

Под заблаговременной устойчивостью (ЗУ) будущих офицеров запаса понимается интегративный комплекс характеристик субъектов военной профессионализации в гражданском вузе, обеспечивающий предуготовленность психики к условиям военно-профессиональной деятельности и включающий эмоционально-ценностное отношение к военно-профессиональной деятельности, сохранение работоспособности при высоком эмоциональном напряжении, волевую регуляцию, интеллектуальную лабильность и владение способами решения военно-профессиональных задач.


загрузка...