Феномен исполнительской интерпретации в музыкально-педагогическом образовании: методологический аспект (17.10.2011)

Автор: Корноухов Михаил Дмитриевич

Корноухов Михаил Дмитриевич

Феномен исполнительской интерпретации

в музыкально-педагогическом образовании:

методологический аспект

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва - 2011

Работа выполнена на кафедре методологии и методики преподавания музыки музыкального факультета Московского педагогического государственного университета

Научный консультант: доктор педагогических наук,

профессор Абдуллин Эдуард Борисович

Официальные оппоненты - доктор педагогических наук, профессор

Малинковская Августа Викторовна

доктор педагогических наук, профессор

Рапацкая Людмила Александровна

доктор педагогических наук, доцент

Красильников Игорь Михайлович

Ведущая организация – Московский государственный университет

культуры и искусств

Защита состоится 2011 г. в …   часов на заседании

Диссертационного совета Д 212.154.13 при Московском педагогичес-ком    государственном университете по адресу: 109172, Москва, Новоспасский переулок д.3, корпус 3, музыкальный факультет, зал заседаний Диссертационного совета (314 ауд.).

      

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ по адресу: 119992, Москва, ул. Малая Пироговская, д.1.

             

Автореферат разослан «____»_______________________2011 г. 

Ученый секретарь

диссертационного совета                                                         Якубовская Т.Л.

I. Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В современном музыкально-педагогическом образовании востребован специалист не только хорошо оснащенный теоретически и грамотно разбирающийся в профессиональных вопросах, но и умеющий принимать нестандартные решения во всех сферах своей профессиональной деятельности. Подготовка специалиста творческого уровня невозможна без актуализации в учебном процессе феномена интерпретации и формирования на этой основе соответствующих профессиональных и личностных качеств. Изучение вопросов, связанных с интерпретацией как фундаментальной операции мышления, придания смысла любым проявлениям духовной деятельности человека, чрезвычайно важно именно для педагогики, декларирующей воспитание яркой, всесторонне развитой личности с богатым творческим потенциалом. Следует отметить, что само понятие «интерпретация» сегодня используется в самых различных областях человеческой деятельности, соответственно определяя широкий спектр содержательных характеристик. В настоящем исследовании мы обращаемся не только к художественной интерпретации как акту исполнительского творчества, но и к более широкому понятию - «интерпретационная культура», которое представляет собой, как мы полагаем, комплексно-интегративное системное качество, формирующееся в музыкально-педагогическом процессе и включающее в себя, прежде всего, индивидуально-художественный опыт будущего учителя, основанный на специальных знаниях и умениях, позволяющих ему проявить свои творчески-преобразующие и созидательные способности, а также особое свойство, выражающееся в потребности эти знания получать, анализировать, обобщать, совершенствовать и реализовывать в своей профессиональной деятельности. Существует острая необходимость в разработке данной проблематики, позволяющей значительно повысить уровень подготовки специалистов в системе музыкально-педагогического образования, детерминируя самые различные аспекты учебно-творческого процесса и нравственно-эстетического воспитания студентов.

Актуальность данного диссертационного исследования вызвана необходимостью разрешения следующих выявленных нами противоречий:

- между декларированием приоритета творческой составляющей музыкально-педагогического процесса и не всегда достаточным уровнем подготовленности будущих учителей музыки к использованию интерпретационных методов в собственной профессиональной деятельности;

- между потребностью практического учебного процесса в инновационных педагогических технологиях, актуализирующих интерпретационную деятельность студентов и отсутствием соответствующего методического обеспечения;

- между возросшей информативной составляющей профессиональной компетентности будущих учителей музыки и недостаточным их умением применять полученные знания в самостоятельной педагогической деятельности, связанной не только с трансляцией, но и интерпретацией произведений искусств, а также целенаправленным осмыслением и оценкой разнообразных фактов, процессов и явлений;

- между задачами комплексного обучения будущих педагогов, обеспечивающего их полноценную интерпретационную деятельность, и существующей междисциплинарной разобщенностью образовательного процесса в данном контексте.

Данные противоречия позволили обозначить проблему исследования, которая заключается в разработке стратегии усиления творческой составляющей музыкально-педагогического образования, формирова-нии на этой основе интегративного качества - интерпретационной культуры будущего учителя музыки, построении методологического обоснования актуализации данного качества в профессиональном обучении.

Многоуровневое и творческое решение исследуемой проблемы на основе философских работ, трудов по теории музыкального исполнительства, музыкознания, педагогики музыкального образования и психологии, детерминирует и определение педагогических условий оптимизации данной учебно-творческой деятельности, что становится, на наш взгляд, актуальной потребностью современного музыкально-педагогического образования. Известное высказывание В.Фуртвенглера «Интерпретация – решающая проблема», является для нас ключевым в создании собственной концепции образовательной модели музыкально-педагогического процесса.

В основе нашего исследования - образовательный дискурс текстовой основы исполнительской подготовки будущего учителя музыки в инструментальном классе, в котором мы видим возможность комплексного изучения различных аспектов интерпретации. Важнейшими предпосылками такого подхода является то, что именно текст представляет возможность для реализации единства всех форм гуманитарного знания, а также объективные тенденции повышенного внимания современной культуры к феномену текста. Мы понимаем «музыкальный текст» как универсальную форму бытования произведений музыкального искусства. Более локальное выражение «исполнительский текст» – это художественно-акустическая форма музыки, причем здесь можно говорить о художественном компоненте как динамической константе. Под понятием «нотный текст» имеется в виду графическая запись музыкального произведения. Уровень изучения графи-ческого авторского текста детерминирует качество создания студентом собственной интерпретационной модели музыкального произведения. Вместе с тем, в инструментальном обучении, именно исполнительская интерпретация является, в значительной степени, показателем уровня сформированности интерпретационной культуры. Воздействуя на процесс построения этой интерпретации, педагог формирует комплекс профессиональных знаний, умений и навыков, а также личностных способностей и качеств, входящих в интерпретационную культуру будущего специалиста. Актуальность объективно существующей проблемы явилась основанием для выбора темы исследования «Феномен исполнительской интерпретации в музыкально-педагогическом образовании».

Состояние научной разработанности проблемы исследования.

Многоаспектное изучение феномена интерпретации имеет такую же древнюю историю, как и исследования, связанные с любой творческой деятельностью человека. Еще у Платона в коммуникативной системе искусства «творец – произведение – слушатель», отводилось место и посред-нику-интерпретатору. Онтологические предпосылки интерпретации основы-ваются на философском представлении о двух сферах действительности – объективном мире физической реальности и субъективном психическом мире мыслей и чувств (Аристотель, Декарт), а также - известном положении Э. Гуссерля о «пропасти смысла, зияющего между сознанием и реально-стью». Исходя из анализа философских исследований (М.С.Каган, Н.И. Киященко, А.Н.Сохор и др.) по эстетике и аксиологии, мы отмечаем в совре-менных интерпретационных процессах ярко выраженную тенденцию доми-нирования личностно-ценностного вектора. Диалог как «всеохватывающий способ существования культуры и человека в культуре» (М.С.Каган), оказывается непосредственно «включенным» в интерпретационный процесс.


загрузка...