Государственная экономическая политика в условиях новой экономики (17.10.2011)

Автор: Акерман Елена Николаевна

Микроуровень Индивидуальный разработчик Малые инновационные предприятия, ИЧП

Финансирование инновационной деятельности

Макроуровень Федеральный бюджет Федеральный бюджет и венчурные фонды

(государственные и частные) Федеральный бюджет и венчурные фонды, иностранный инвестор Федеральный бюджет, иностранный инвестор

Мезоуровень Федеральный и региональный бюджеты Федеральный и региональный бюджеты,

сеть бизнес-ангелов

Микроуровень Средства предприятий

Средства предприятий,

отраслевые венчурные фонды Средства предприятий, иностранный партнер

Законодательство (льготы, преференции)

Макроуровень Комитеты Гос. думы и Совета Федерации, Правительство – законы, распоряжения, постановления

Мезоуровень Государственные думы регионов, губернаторы – законы, распоряжения, постановления

Микроуровень Государственные думы муниципалитетов и городов – законы, распоряжения, постановления

Образование

Макроуровень Государственная политика по поддержке науки и образования и развития промышленности

Мезоуровень Региональная политика по поддержке науки и образования, политика на рынке труда Государственный заказ на подготовку кадров

Микроуровень Система переподготовки кадров Целевая подготовка

Консалтинг

Макроуровень Консалтинговая компания

(гос. заказ) Центры содействия инновациям Организации по лицензированию и сертификации продукции Центры содействия инновациям, Центр трансфера технологии Центр трансфера технологии,

соответствующие структуры ОЭЗ Центр трансфера технологий, соответствующие структуры технопарков, ОЭЗ промышленного типа, корпораций

Мезоуровень Офис коммерциализации Отдел стратегического планирования бизнеса бизнес-инкубаторов, ИТЦ Центр трансфера технологии Центр трансфера технологий

Микроуровень Маркетолог Центры содействия инновациям, Центр трансфера технологии

Информационная

Макроуровень Формирование общегосударственных, региональных и отраслевых информационных сетей и банков данных Организация и проведения общероссийских, отраслевых, региональных выставочно-ярмарочных мероприятий Организация Интернет- магазинов, представление в международные сети типа RTTN Информирование о гос. и мун. заказах, международное и межрегиональное сотрудничество

Мезоуровень

Микроуровень

Участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях Регистрация на специализированных сайтах инновационной продукции Участие в международных и российских специализированных выставках

Методологическое обеспечение

Макроуровень Формирование общегосударственной научно-технической и промышленной политики Формирование федеральных целевых программ, фондов поддержки развития науки и условий участия в них

Оценка международных рынков, для российских наукоемких продуктов и технологий и выработка государственной политики по их выводу на международный рынок

Мезоуровень Формирование научно-технической и промышленной политики Формирование ОЦП Методические рекомендаций по оценке проектов Бейнч-маркенг

Микроуровень Формирование и реализация стратегии развития инновационного предприятия

Рис.10. Основные этапы инновационного процесса и его элементы на макро-, мезо- и микроуровнях

На инновационное развитие регионов II-й модели доминирующее влияние оказывают внешние факторы развития, определяемые государством, транснациональными корпорациями и крупными компаниями. Основные задачи органов власти направлены на реализацию инновационных проектов и развитие отдельных кластеров или производственных комплексов. Большое значение имеет общегосударственная и региональная научно-техническая и промышленная политика. Финансово-ресурсное обеспечение направлено на поддержку генерации знаний на предприятиях, на стимулирование их деятельности по разработке новых продуктов и технологических процессов путем создания отраслевых и региональных технопарков. Вместе с тем государственная инновационная политика должна увязывать политику в сфере образования и научно-техническую с политикой в сфере промышленности, сельского хозяйства, развития коммуникационной инфраструктуры и т.д.

В регионах, где генерация новых знаний осуществляется как за счет вузовской, научной сферы, так и за счет научных подразделений предприятий, инновационная инфраструктура может быть смешанной, содержащей элементы I-й и II-й моделей. Для регионов IV-й модели инновационного развития особое значение имеют вопросы кадрового обеспечения экономики, а также формирование межрегиональных взаимодействий с регионами-лидерами инновационного развития в целях обмена опытом и возможности внедрения полученных технологий, направленных на диверсификацию существующих производств.

В работе даны рекомендации для каждой модели инновационного развития по формированию базовых элементов инфраструктуры, созданию соответствующих правовых, финансово-экономических и организационных механизмов, выработке региональных целевых программ и т.д.

Реализация кластерно-сетевой модели инновационного развития регионов Сибирского федерального округа диктует необходимость формирования и совершенствования механизма реализации экономической политики, включающего институциональный, финансово-экономический и организационно-управленческий аспекты. Отмечено, что для совершенствования институционального аспекта механизма реализации кластерно-сетевой модели управления инновационным развитием регионов, необходимо не только нормативно-правовое обеспечение федерального уровня, направленное на упорядочение действующих правовых норм и выработку единого механизма правового регулирования инновационной деятельности регионов, но и формирование региональной нормативно-правовой базы инновационной деятельности, в том числе региональных целевых программ. Именно посредством их реализации появляется возможность учесть специфические условия развития экономики региона: направления структурных изменений, а также выбор правовых и экономических решений.

Для формирования многоуровневой системы поддержки научно-технической и инновационной деятельности обоснована целевая функция государственной инновационной политики, учитывающая особенности каждого уровня национальной экономики. Кроме того, для активизации научно-технической и инновационной политики в регионах, представлен перечень полномочий федерального центра, которые необходимо передать региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления. Акцентировано внимание на необходимости формирования совместных институтов.

В целях активизации межрегионального инновационного взаимодействия в систему управления развитием инновационного процесса макрорегиона включен федеральный округ. Основная его задача – содействие развитию межрегионального инновационного взаимодействия:


загрузка...