Государственная экономическая политика в условиях новой экономики (17.10.2011)

Автор: Акерман Елена Николаевна

Рис. 9. Динамика R-процесса по группам регионов Сибирского федерального округа за период 2002 – 2008 гг.

По итогам проведенной типологизации были выявлены три стабильные группы регионов СФО, между которыми отмечается тенденция к усилению поляризации по уровню их развития.

Представленная модель идентификации пространственных типов регионов по уровню социально-экономического развития позволяет оценить конфигурацию экономического пространства и выработать общие подходы к формированию и реализации экономической политики, соответствующей потребностям данной региональной типологии.

Одной из проблем, сдерживающей инновационное развитие страны и обозначенной в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», является фрагментарность созданной инновационной инфраструктуры. Решение обозначенной проблемы актуализирует необходимость формирования новых форм взаимодействия регионов, отличных от существующих доктрин межрегиональной конкуренции, и опоры регионов преимущественно на собственные силы. В условиях становления «новой экономики» актуальным становится формирование кластерно-сетевых структур трансрегионального характера, основанных на со-организации инновационных потенциалов развития регионов.

При разработке кластерно-сетевой модели со-организации развития инновационных потенциалов регионов Сибирского федерального округа были использованы результаты региональных типологий, представленные выше, а также стратегические приоритеты развития регионов, обозначенные в документах стратегического планирования. Так, результаты исследования показали, что для регионов I группы характерна монопрофильность и слабо развитая производственная инфраструктура. Основные задачи экономической политики данной группы регионов относятся к модернизации промышленности и диверсификации существующих предприятий. Основными конкурентными преимуществами регионов II группы являются развитый научно-образовательный комплекс, наличие наукоемких технологий в производстве, развитый человеческий капитал. «Прорывными» инновационными проектами для данной группы регионов являются создание Особой экономической зоны технико-внедренческого типа в Томске и Технопарка в Академгородке Новосибирска. В III группе регионов сконцентрирован мощный, конкурентоспособный промышленный потенциал, развитая промышленность, широкий спектр видов экономической деятельности. По результатам оценки инновационных потенциалов регионов Сибирского федерального округа определены четыре модели инновационного развития (табл.12).

Таблица 12. Модели инновационного развития регионов СФО

Регион Приоритеты инновационного развития Модели

Новосибирская область

Томская область

Приоритетные направления инновационной деятельности соответствуют приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий региона

Модель I-го типа

Красноярский край

Кемеровская область Приоритетные направления инновационной деятельности определяются на уровне отдельных кластеров или производственных комплексов

Модель II-го типа

Алтайский край

Иркутская область

Омская область Приоритетные направления инновационной деятельности соответствуют приоритетам социально-экономического развития региона Модель III-го типа (смешанная модель I-го и II-го типов)

Республика Бурятия

Республика Хакасия

Республика Тыва

Республика Алтай Новое направление развития региона, содействие диверсификации региональной экономики

Модель IV-го типа

Формирование кластерно-сетевой модели инновационного развития регионов Сибирского федерального округа должно осуществляться на принципе взаимодополняемости. В этой связи инновационная система макрорегиона была представлена в виде иерархической структуры институтов, в которой основные институты макроуровня дополняются комплементарными, формирующимися на мезо- и микроуровнях, благодаря чему, формируется организационно-экономический механизм управления инновационным процессом макрорегиона, который включает базовые элементы инновационной инфраструктуры, источники финансирования, нормативно-правовое регулирование, кадровый потенциал, консалтинговое, информационное и методологическое сопровождение инновационной деятельности. Инновационный процесс в макрорегионе представлен как совокупность последовательных этапов работ от зарождения идеи и создания новшества, до его внедрения в производство и реализации самой инновации на рынке, т.е. в последовательности генерация – коммерциализация – внедрение (рис. 10).

Кроме того, с учетом инновационного потенциала, представляющего собой комплекс условий и ресурсов для инновационного развития региона, необходимо определить оптимальную стратегию инновационного развития для каждого региона и сформировать инновационную инфраструктуру межрегионального взаимодействия.

Результаты исследования показали, что элементы инновационной инфраструктуры в регионах, где генерация новых знаний осуществляется в вузах, академических и отраслевых институтах (модель I-го типа инновационного развития региона), и в регионах, где преобладающим источником новых знаний выступают научные подразделения крупных корпораций или промышленных объединений (модель II-го типа инновационного развития региона), будут отличаться. Так, в регионах, где преобладает I-я модель инновационного развития, особую значимость имеет государственная и региональная политика по поддержке науки и образования. Основными задачами региональной власти являются проведение маркетинга развития территории во внешней среде и определение приоритетов инновационного развития, формирование соответствующего имиджа региона, поиск инвесторов. Финансово-ресурсное обеспечение должно быть направленно на развитие элементов инновационной инфраструктуры, которые обеспечивают последовательность коммерциализации научно-технических разработок: студенческие и технологические бизнес-инкубаторы, студенческие и инновационно-технологические центры, вузовские и отраслевые технопарки.

I. Генерация II. Коммерциализация III. Внедрение

Базовые элементы инновационной инфраструктуры

Макроуровень Наукограды,

государственные научные центры Наукограды, ОЭЗ ТВЗ Инновационные компании,

ОЭЗ промышленного типа

Мезоуровеь ВУЗЫ,

НИИ Академии наук,

отраслевые НИИ Студенческие бизнес-инкубаторы,

Инновационно-технологические центры Технологический бизнес-инкубатор,

Инновационно-технологические центры

Вузовские

технопарки

Инновационные компании,

региональные технопарки

Отделы НИР и ОКР корпораций и предприятий Подразделения опытного производства Отраслевые технопарки Инновационные предприятия


загрузка...