ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ПРЕДШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (17.09.2012)

Автор: Тихомирова Ольга Вячеславовна

ТИХОМИРОВА Ольга Вячеславовна

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

В ПРЕДШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Специальность 13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Ярославль

Работа выполнена на кафедре дошкольной педагогики и психологии

педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный

педагогический университет им. К.Д. Ушинского»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»

Белкина Валентина Николаевна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»

Чернявская Анна Павловна;

кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ

Важнова Ольга Геннадьевна

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»

Защита состоится «18» октября 2012 года в 15 час. на заседании диссертационного совета Д 212.307.01. по защите докторских диссертаций, по защите кандидатских диссертаций при ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108, ауд. 210.

Отзывы об автореферате присылать по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского»

Автореферат разослан «_____» ______________2012 года

Ученый секретарь

диссертационного совета Л.Н. Данилова

ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Происходящие глобальные социально-экономические изменения обусловливают необходимость перехода современного образования на новую парадигму. В образовательных системах начинают превалировать рефлексивно-деятельностный, компетентностный подходы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Вместе с этим наблюдаются признаки рассогласования и ослабления преемственности различных ступеней образования. Предшкольное образование как завершающее звено системы дошкольного образования и одновременно исходное звено системы начального образования должно стать «реальным каналом интеграции дошкольного образования в систему общего образования», содействуя обогащению его потенциала, что предъявляет особые требования к профессиональной компетентности педагогов, помощь в повышении которой могли бы оказать специалисты системы дополнительного профессионального образования. Между тем сама система повышения квалификации переживает определенный кризис, обусловленный в том числе кризисом профессиональной компетентности, о котором говорят многие авторы в России (В.Н. Введенский, М.И. Лукьянова и др.) и за рубежом (Crites J.O., Raven, Super D.E).

Проблеме профессиональной компетентности педагога посвящено достаточно большое количество работ. Многочисленным публикациям исследователей присущ большой диапазон мнений при освещении различных аспектов педагогической деятельности. В разное время феномен профессиональной компетентности педагога и условий ее формирования исследовался В.А.Адольфом, В.Н. Введенским, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, Н.Н. Лобановой, М.И. Лукьяновой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.Д. Шадриковым и многими другими. Подготовке педагогических кадров дошкольных специальностей посвящены коллективные труды и отдельные монографии российских ученых (В.Н. Белкина, Л.Н. Башлакова, Е.А. Гребенщикова, А.Б. Николаева, Е.А. Панько, В.И. Ядэшко и др.), в том числе и работы авторов, касающиеся программ подготовки педагогов для предшкольной ступени обучения детей (С.П. Баранов, Г. И. Ловецкий, Е.Г. Муссалитина, Р.К. Шаехова).

Тем не менее остается актуальным вопрос о том, как обеспечить развитие профессиональной компетентности педагога в условиях повышения квалификации. В документации государственной образовательной политики указывается на необходимость замещения архаичных форм повышения квалификации на базе региональных институтов новыми моделями, предполагающими индивидуализацию траекторий профессионального развития педагога.

Все вышесказанное позволяет выделить следующие противоречия:

- между требованиями преемственности дошкольного и начального образования для разных категорий детей и недостаточностью методических и теоретических разработок по обеспечению единых стартовых возможностей для детей, посещающих и не посещающих дошкольное учреждение;

- между необходимостью осуществления качественной предшкольной подготовки детей, в том числе не посещающих дошкольное учреждение, и неготовностью педагогов к осуществлению педагогической деятельности в условиях реализации предшкольного образования;

- между теоретической разработанностью в дошкольном образовании общих вопросов педагогической деятельности и слабой проработкой специфики педагогической деятельности в условиях реализации предшкольного образования;

- между необходимостью подготовки педагогов к реализации предшкольного образования и отсутствием методик в области повышения квалификации, адекватных особенностям педагогической деятельности в условиях предшкольного образования.

Выявленные противоречия обусловливают проблему данного исследования: каково содержание процесса формирования профессиональной компетентности педагога в предшкольном образовании в условиях повышения квалификации?

Основная идея исследования заключается в том, что формирование и развитие профессиональной компетентности педагога в реализации предшкольного образования может эффективно осуществляться в условиях краткосрочного повышения квалификации на основе личностно-ориентированного и рефлексивно-деятельностного подходов к обучению. При этом организация образовательного процесса должна быть ориентирована на индивидуальные профессиональные потребности педагога, связанные с достижением наилучшего результата профессиональной деятельности в рамках предшкольного образования, который определяется сформированностью у ребенка старшего дошкольного возраста предпосылок основных видов универсальных учебных действий.

Цель исследования: разработать содержание процесса формирования профессиональной компетентности педагога в предшкольном образовании в условиях повышения квалификации.

Объект исследования: процесс формирования профессиональной компетентности педагога в предшкольном образовании.

Предмет исследования: содержание процесса формирования профессиональной компетентности педагога в предшкольном образовании в условиях повышения квалификации.


загрузка...