Формирование нравственных ориентаций личности школьников в учебно – воспитательном процессе с учетом их гендерных различий (17.09.2012)

Автор: Гавриш Ирина Александровна

ГАВРИШ Ирина Александровна

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С УЧЕТОМ ИХ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Специальность 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва - 2012

Работа выполнена на кафедре педагогики ГОУ ВПО

«Московский государственный областной университет»

Научный руководитель - Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор Симонов Валентин Петрович

Официальные оппоненты – доктор педагогических наук, доцент,

Почетный работник высшего

профессионального образования РФ, профессор

кафедры теории и истории педагогики МГПУ

Недвецкая Марина Николаевна

кандидат педагогических наук,

методист Педагогического колледжа №7

"Маросейка" г. Москвы

Черненко Елена Григорьевна

Ведущее учреждение – ФГАУ «Федеральный институт развития образования»

Защита состоится 18.10.2012 на заседании диссертационного совета при ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет» по адресу: 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10-а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет» по адресу: 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10-а.

Текст автореферата размещен на официальном сайте ВАК Министерства образования и науки РФ http://vak.ed.gov.ru.

Автореферат разослан 16 сентября 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук,

профессор Л.П. Крившенко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования.

Педагоги и психологи последнее время часто говорят о тех переменах, которые происходят в современном образовании. Перемены, в первую очередь, связаны с тем, что падает уровень воспитанности современного поколения. Школьники, которые взрослеют в эпоху научно – технической революции и современных компьютерных технологий, забывают о таких важных понятиях, как: добро, уважение, взаимопонимание, взаимопомощь и т.д. На первом месте у современной молодежи материальное благополучие, а полноценные человеческие взаимоотношения ушли на второй план. Такое положение дел тревожит. Необходимо возрождать то, что мы утратили, а начинать надо, в первую очередь, с нравственного воспитания.

Воспитание является механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества и делает его неотъемлемой частью конкретного исторического процесса. Модернизация системы общего образования должна быть нацелена на формирование новой образовательной среды, которая позволит обеспечить нравственное становление подрастающего поколения, подготовку его к жизненному самоопределению. Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс, являются общеобразовательные учреждения. В последние годы в деятельности школ наблюдается ослабление воспитательных функций за счет усиления образовательных акцентов, так как процент «качества знаний» учащихся на современном этапе - это самый важный показатель успешной работы образовательного учреждения. Однако нельзя заботиться только о том, какое количество школьников учится на «четыре» и «пять», необходимо думать еще и о том, как сделать так, чтобы современное поколение было не только высокообразованным, но и хорошо воспитанным.

Известно, что воспитание бывает экономическое, гражданское, правовое, патриотическое и т.д., однако основным является воспитание нравственное, так как нравственность проявляется во всем: и в труде, и в спорте и т.д. То есть нравственность определяет жизнь человека: его интересы, взаимоотношения с окружающими людьми и др. Основная задача образовательного учреждения и учителя в частности заключается в том, чтобы понять, как возможно преобразовать нравственное воспитание, чтобы, с одной стороны, оно давало представление о вечных нравственных ценностях, с другой стороны, соответствовало духу времени. Безусловно, нравственные ценности являются общими для всех, вне зависимости от пола, социальной принадлежности и вероисповедания, однако их усвоение корректируется гендерными различиями: у представителей маскулинной группы через интеллект, у представителей феминной группы – через эмоциональное восприятие.

Та система воспитания, которая существует у нас в России, нуждается в определенной корректировке, так как в ней не учитывается гендерная принадлежность личности школьника. Изменения в обществе носят постоянный характер, и, соответственно, они должны отражаться в воспитательной системе. Половая принадлежность является одной из основных характеристик личности, так как человек рождается и развивается как представитель определенного пола. Исследователи в области педагоги и психологии все более осознают, что в процессе формирования личности ученика необходимо учитывать не только его пол, но и гендерную доминанту.

На наш взгляд, оптимизировать нравственное воспитание в школе может помочь гендерная теория, которая изучает специфику воспитания мальчиков и девочек.

Цель исследования: обоснование необходимости учета педагогом гендерной принадлежности школьников для оптимизации процесса нравственного воспитания.

Объект исследования: процесс нравственного воспитания учащихся среднего звена общеобразовательной школы.

Предмет исследования: формирование нравственных ориентаций с учетом гендерных различий.

Гипотеза исследования:

- Формирование нравственных ориентаций школьников будет иметь оптимальный характер при условии учета гендерной доминанты школьников, так как воспитательный процесс должен обязательно учитывать психологический пол личности.


загрузка...