Методология управления экономическим развитием регионального промышленного комплекса (17.09.2012)

Автор: Галямов Юсуп Юнусович

Основные механизмы стабилизации функционирования топливно-энергетического сегмента РПК Томской области. Наличие существенного потенциала социально-экономического развития в ТЭРПК Томской области очевидно. Высокая оценка данного сегмента РПК по результатам сценарного анализа позволяет говорить о наличии эффективной системы управления исследуемым комплексом при низкой устойчивости ТЭРПК Томской области. В диссертации предлагается совершенствование экономических механизмов финансирования входящих в ТЭРПК предприятий и отраслей. Возможными источниками финансирования являются бюджеты разных уровней, энерго- и топливоснабжающие организации и потребители топливно-энергетических ресурсов. В целом следует признать, что стабильное функционирование ТЭРПК не финансируется из бюджета Томской области из-за ограниченности средств областного бюджета. Поэтому в диссертации сформулированы предложения по созданию благоприятного инвестиционного климата и использованию механизма государственного гарантирования инвестиционных вложений.

9. Предложены мероприятия по повышению эффективности экономического развития системы управления региональным промышленным комплексом. Развитие системы управления РПК по различным направлениям способствует устойчивому экономическому росту исследуемого комплекса. При этом необходимо решить задачу постоянного повышения эффективности управленческих воздействий на факторы и процессы промышленного производства и инфраструктурного обеспечения. Традиционный способ оценки эффективности как отношение результата к затратам на его реализацию может быть использован лишь частично в силу комплексного характера управленческих воздействий и сложности оценки результатов от их реализации. В диссертации предложено использовать экспертные методы оценки эффективности с раздельной оценкой эффекта от управления экономическим развитием по процессам промышленного производства и инфраструктурного обеспечения и последующим расчетом интегрального эффекта по группе полученных результатов.

Коэффициенты оценки эффективности управления факторами и процессами его промышленного производства и инфраструктурного обеспечения характеризуют соответствующие элементы РПК. В диссертации обосновано, что коэффициенты могут быть рассчитаны на различных уровнях управления экономическим развитием РПК: предприятия, входящего в состав исследуемого комплекса; отраслевого образования, объединяющего ряд предприятий по горизонтальному или вертикальному признаку; комплекса в целом.

В зависимости от уровня управления экономическим развитием при расчете коэффициентов привлекаются разные эксперты, имеющие непосредственное отношение к оцениваемым параметрам. Результаты их оценки должны рассчитываться как средневзвешенная величина, учитывающая помимо оценки того или иного показателя его удельный вес в общей системе оцениваемых параметров. Каждый из коэффициентов предлагается оценивать в границах [0;1]. Расчет может проводиться как по отдельным элементам РПК (Ki) с разделением на оценки эффективности управления факторами и процессами промышленного производства (Кiп) и инфраструктурного обеспечения (Кiи), так и по комплексу в целом (ИК). Расчет ИК может быть проведен:

ИК = N?i=1(Кiп + Кiи) / 2N. Эффективность управления экономическим развитием считается высокой, если значение коэффициента превышает 0,8.

В диссертации проведен расчет коэффициентов эффективности управления экономическим развитием ТЭРПК Томской области, выполненный по результатам экспертной оценки эффекта от управляющих воздействий на различные элементы исследуемого комплекса. Сводные данные расчета представлены в табл. 7 и учитывают экспертные оценки руководителей (их заместителей или официальных представителей) по 10 наиболее крупным промышленным предприятиям ТЭРПК Томской области за последние три года и текущий отчетный период. Выбор наиболее крупных предприятий был продиктован обязательным наличием в их структуре всех элементов исследуемого комплекса.

Анализ полученных данных свидетельствует, что в регионе факторы и процессы инфраструктурного обслуживания в основном развиваются медленнее факторов и процессов промышленного производства, за исключением информационных элементов управления экономическим развитием ТЭРПК. Относительно низкой эффективностью управления обладают инновационный и социальный элементы ТЭРПК, они же обладают наибольшим потенциалом повышения эффективности управленческих воздействий. Кризисные явления 2008-2009 гг. стимулировали ТЭРПК к повышению эффективности управленческих воздействий, о чем свидетельствует позитивная динамика роста коэффициентов по всем элементам исследуемого комплекса. В целом, сохраняется тенденция более интенсивного развития производственных и рыночных элементов ТЭРПК при низкой активности инновационных и социальных элементов. Высокая активность информационных элементов ТЭРПК при низком интегральном показателе исследуемого комплекса говорит о недостаточной координации усилий органов государственного регулирования и местного самоуправления в анализируемой отрасли.

Табл. 7. Коэффициенты оценки эффективности управления

экономическим развитием ТЭРПК Томской области.

Коэффициенты эффективности управления (КЭУ) 2009 2010 2011 2012 (прогноз)

Рыночный коэффициент, в т.ч.: 0,81 0,84 0,89 0,91

КЭУ материальными ресурсами 0,83 0,86 0,91 0,92

КЭУ рыночной инфраструктурной 0,78 0,82 0,86 0,90

Производственный коэффициент, в т.ч.: 0,70 0,74 0,79 0,82

КЭУ технико-технологическими ресурсами 0,76 0,79 0,84 0,88

КЭУ производственной инфраструктурной 0,64 0,68 0,73 0,75

Финансовый коэффициент, в т.ч.: 0,81 0,82 0,84 0,89

КЭУ финасово-инвестиционными ресурсами 0,83 0,88 0,89 0,95

КЭУ финансовой инфраструктурной 0,78 0,75 0,79 0,82

Инновационный коэффициент, в т.ч.: 0,50 0,57 0,57 0,63

КЭУ инновационными ресурсами 0,56 0,67 0,62 0,71

КЭУ инновационной инфраструктурной 0,44 0,46 0,52 0,54

Социальный коэффициент, в т.ч.: 0,50 0,50 0,53 0,61

КЭУ социальными и кадровыми ресурсами 0,56 0,54 0,58 0,69

КЭУ социальной инфраструктурной 0,43 0,46 0,48 0,52

Информационный коэффициент, в т.ч.: 0,79 0,81 0,83 0,85

КЭУ информационно-коммуникационными ресурсами 0,77 0,79 0,81 0,83

КЭУ информационной инфраструктурной 0,81 0,82 0,85 0,87

Сервисный коэффициент, в т.ч.: 0,76 0,79 0,81 0,84

КЭУ транспортно-логистическими ресурсами 0,74 0,76 0,78 0,81

КЭУ сервисной инфраструктурной 0,78 0,82 0,84 0,86

Интегральный коэффициент, в т.ч.: 0,69 0,72 0,75 0,79

КЭУ ресурсами 0,72 0,76 0,78 0,83

КЭУ инфраструктурой 0,67 0,69 0,72 0,75

Существенным результатом оценки эффективности управления экономическим развитием ТЭРПК Томской области является необходимость усиления ответственности органов государственного регулирования и контроля за формирование административных барьеров развития и нецелевое использование средств. Эти меры должны способствовать повышению согласованности действий органов государственного регулирования и местного самоуправления в анализируемой отрасли. Кроме того, эти действия совместно с другими мерами по повышению эффективности экономического развития системы управления РПК, должны быть учтены в программах модернизации промышленного производства и инфраструктурного обеспечения регионального хозяйства Томской области. В диссертации с учетом специфики экономического развития региона обоснована необходимость приоритетного развития возобновляемых источников энергии при разработке и реализации обозначенных выше программ модернизации. В частности сформулированы предложения по экономическому развитию ветроэнергетики с целью сокращения энергодефицита в ТЭРПК Томской области.

В целом, разработка комплекса мероприятий по совершенствованию системы управления экономическим развитием РПК Томской области, проведенных на примере топливно-энергетического сегмента исследуемого комплекса, свидетельствует о недостаточной эффективности управления в отраслевом сегменте, связанной с низкой потребностью участников ТЭРПК в оперативной адаптации факторов и процессов промышленного производства и инфраструктурного обеспечения потребностям рынка. Это связано с возможностью стабильного развития ТЭРПК, реализация которой позволит его предприятиям и иным участникам получать достойное вознаграждение за проделанную работу, а также с наличием резервов управления прошлых периодов, способствующих повышению эффективности использования ресурсной базы за счет выведения непрофильных производств за пределы ТЭРПК. Кроме того, отсутствие действенных мер со стороны органов государственного регулирования и самоуправления, направленных на недопущение превращения Томской области в сырьевой регион, приводит РПК к использованию инструменты с достаточно низким уровнем управленческих воздействий на факторы и процессы промышленного производства и инфраструктурного обеспечения.

В заключении сформулированы основные положения и выводы диссертационного исследования, а также вытекающие из разработки проблемы рекомендации автора.

III. ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Монографии:

1. Галямов Ю.Ю. Система управления региональным промышленным комплексом: теория, методология и практика. Монография. М.: Палеотип, 2012. (11,6 п.л.).


загрузка...