РАЗВИТИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧИТАТЕЛЯ-ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (5-11 КЛАССЫ) (17.09.2012)

Автор: Ядровская Елена Робертовна

принцип учета разномерности интерпретаций, обусловленной различием целей и интерпретационным потенциалом участников диалога и равноправности вхождения всех участников художественного общения в интерпретационный дискурс;

принцип учета относительной успешности читателя-школьника в развитии интерпретационной деятельности, позволяющий максимально объективно оценивать результаты и стимулировать дальнейший рост ученика как читателя и как личности.

2. Выявлены следующие методические условия эффективного развития интерпретационной деятельности читателя-школьника:

активизация интерпретационных процессов на всех этапах художественного общения посредством использования методов и приемов диалогического характера на разных уровнях текста и разных масштабах контекста художественного произведения: на уровне диалогов текста, на уровне диалогов жанров, на уровне диалогов эмоциональных и стилистических доминант художественных произведений, на уровне диалогов культурных эпох, на уровне диалогов текстов разных видов искусства, на уровне диалогов читательских дискурсов;

реализация системы творческих работ как условно итоговых продуктов интерпретационной деятельности читателя-школьника, обеспечивающей целостность и качество процесса и результата художественного общения;

гармонизация читательского восприятия и вариативность стратегий интерпретации путем воплощения продуктов интерпретационной деятельности в разных жанровых системах (научной, критико-публицистической, художественной) на всех этапах литературного развития, что помогает учащемуся глубже освоить художественный текст и обрести личностный план выражения мыслей и чувств;

компетентность учителя литературы, создающего условия для развития интерпретационной деятельности читателя-школьника на основе выбранной методической интерпретации художественного произведения, обращенной к конкретному адресату, – личности учащегося.

Цель создаваемой учителем методической интерпретации литературного произведения заключается в разработке на основе соответствующих принципов модели развития интерпретационной деятельности читателя-школьника, в которой каждый участник учебного общения-отношения вступает в незавершающийся с «прохождением темы» открытый диалог диалогов искусства и жизни.

Компетентность учителя литературы понимается нами как стремление, способность и готовность на основе ценностно-смыслового диалогического взаимодействия его предметной, методической, психолого-педагогической, креативной и личностной компетенций создавать условия для становления и развития интерпретационной деятельности школьника как читателя и как личности.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

обосновано и введено в терминосистему теории и методики обучения литературе понятие интерпретационной деятельности читателя-школьника;

впервые разработана концепция интерпретационной деятельности читателя-школьника;

впервые рассматривается процесс обучения литературе в основной и базовой школе как система развития интерпретационной деятельности читателя-школьника;

разработана методическая система развития интерпретационной деятельности читателя-школьника в 5-11 классах как единого открытого эстетического ценностно-смыслового процесса, направленного на литературное развитие и личностный рост читателя-школьника;

впервые на основе сопоставления отечественного и зарубежного методического опыта выявлены взаимосвязи зарубежной модели литературной компетентности и критериев литературного развития, принятых в отечественной методике; обоснована роль интерпретационной деятельности в литературном развитии и формировании литературной компетентности читателя-школьника;

введено в терминосистему теории и методики обучения литературе понятие интерпретационной компетенции читателя-школьника: выявлены ее содержание и функции;

актуализировано значение методической науки для создания условий, направленных на активизацию интерпретационных процессов на всех этапах художественного общения и литературного развития читателя-школьника.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

теоретически обоснована концепция интерпретационной деятельности читателя-школьника;

уточнены, сформулированы и научно обоснованы определения таких методических понятий, как интерпретационная деятельность читателя-школьника, литературная компетентность читателя-школьника, интерпретационная компетенция, творческая работа;

выделены компоненты профессиональной компетентности учителя литературы, определяющие его способность и готовность создавать условия для развития интерпретационной деятельности читателя-школьника;

определены критерии оценки системы творческих работ в учебно-методических комплексах по литературе;

уточнены критерии оценивания творческих работ как главного условно итогового продукта интерпретационной деятельности.

Разработанные теоретические положения могут быть использованы в методической науке в разных предметных областях, а также стать предпосылкой для создания общей универсальной теории интерпретационной деятельности личности.

Диссертация представляет собой первое комплексное научное исследование интерпретационной деятельности читателя-школьника на разных этапах литературного и возрастного развития на материале творческих работ с 5-го по 11-й классы.

Практическая значимость исследования. Учебно-методические материалы, разработанные в ходе исследования, нашли реализацию в учебно-методическом комплексе по литературе под ред. В. Г. Маранцмана, а также в технологическом обеспечении программы литературного и личностного развития «Диалог», реализуемой на базе ГБОУ «Ленинградский областной центр развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект» в формате очно-дистанционного обучения.

Полученные результаты и материалы исследования легли в основу интегративного курса для старшеклассников и студентов «Интерпретация художественного произведения», который рассматривается автором как методическая предпосылка для введения курса «Интерпретация текстов культуры», направленного на освоение учащимися технологий интерпретации текстов разных дискурсов: учебного, научного, художественного. Разработанные критерии оценки творческих работ по литературе могут быть использованы при оценивании творческих работ по вербальной интерпретации текстов разных видов искусства.

Предложенные в исследовании пути развития интерпретационной деятельности на материале классической и современной литературы активно используются учителями школ России; разработанные автором приемы, схемы анализа и интерпретации произведений современной литературы могут послужить основой для методических разработок на новом литературном материале.

Анализ творческих работ, данный в диссертации, раскрывает читательский и личностный мир современного школьника, необходимые условия для взаимопонимания субъектов учебной деятельности (ученик-учитель) и может быть рассмотрен в качестве важного материала для дальнейшего методического и педагогического исследования.

Теоретические выводы и практические рекомендации исследования могут применяться на разных уровнях подготовки учителей (бакалавриата, магистратуры, курсах повышения квалификации), а также при обучении одаренных школьников в системе дополнительного образования.

Результаты работы используются для обновления содержания вузовских учебных курсов «Технологии и методики литературного образования», «Интерпретация текста в аспекте образовательных задач».

Выделенные принципы развития интерпретационной деятельности могут быть творчески использованы при построении моделей обучения другим гуманитарным предметам.

Активное внедрение системы развития интерпретационной деятельности читателя-школьника, представляющей процессы литературного и личностного развития в их единстве и взаимосвязи, позволит преодолеть разрыв между заявленными в ФГОС II поколения и Национальной образовательной инициативе «Наша Новая школа» целями образования и доминирующими на практике антиинтерпретационными формами текущей и итоговой аттестации.

Обоснованность и достоверность результатов исследования.

Выводы и теоретические заключения, послужившие основой для разработки системы развития интерпретационной деятельности читателя-школьника, были получены автором в результате комплексного использования теоретических и эмпирических методов исследования.

Всесторонний учет полученных данных и их сопоставление, длительность опытно-экспериментальной работы, широкий охват педагогов (студент, учитель, магистр), учащихся с разным уровнем литературного и общего развития (от школы для трудных подростков до Центра обучения одаренных школьников), постоянное отслеживание полученных результатов, личное участие автора в процессе литературного образования школьников на протяжении всех этапов работы, апробация теоретических и практических результатов исследования, получившая высокую оценку со стороны учащихся, учителей, преподавателей вузов, рецензентов научных публикаций в рецензируемых изданиях, в том числе в публикациях, рекомендованных РАН и РАО, Министерством образования и науки РФ, позволяют сделать вывод о достоверности результатов исследования.

Результаты опытно-экспериментальной работы в 2005-2012 гг. были апробированы в практической педагогической деятельности:

на всероссийских и международных конференциях «Наука и высшая школа – профильному обучению» (Санкт-Петербург, 2006), «Ребенок в современном мире» (С.-Петербург 2005, 2006, 2007, 2008 гг.), «Экология культуры и языка: проблемы и перспективы» (Архангельск, 2006), «Академический школьный учебник – дорога в будущее» (Санкт-Петербург, 2007), «Художественное образование ребенка: история и современность» (2007) и др.; «Формирование толерантной личности средствами языка и культуры» (Кохтла-Ярве, Эстония, 2007 г.); на семинаре для проректоров вузов России (РГПУ им. А. И. Герцена, 2008г.); на Европейском Фестивале русского языка (Донецк, Украина, 2009); на открытой педагогической площадке «Обучение одаренных детей» в рамках Педагогической ассамблеи, посвященной открытию Года Учителя в России (РГПУ им. А. И. Герцена, январь 2010); на открытой лекции для педагогов и студентов в рамках семинара «Поэтика интермедиальности в современном культурном пространстве: литература, театр, кино, живопись» (Вятский государственный гуманитарный университет, март 2012); на мастер-классе для педагогов в рамках Фестиваля русского языка для стран Балтии (Санкт- Петербург, апрель 2012);

на видеоконференциях для школ Ленинградской области: «Интерпретация художественного произведения» (ноябрь 2007); «Подросток и современная культура» (октябрь 2008); «Книга и современный подросток» (апрель 2009); «Интерпретация текстов разных видов искусства» (октябрь 2010), «Коммуникативные эпохи в культуре» (апрель 2011), «Анализ поэтического текста» (октябрь 2011); «Организация и руководство исследовательской деятельностью школьников» (март 2012); на мастер-классах «Искусство быть читателем» и «Я – исследователь» для учителей школ России в рамках Всероссийской научно-исследовательской конференции «Юность. Наука. Культура. – Север. – Апрель 2009; 2010 г., на международных педагогических семинарах «Инновационные образовательные технологии в Швеции и в России» (о. Готланд, Швеция, 2008 г.), «Новой школе – Новый учитель» (Карис, Финляндия, 2010), «Школа и вуз в условиях непрерывного образования» (Карис, Финляндия, 2011), «Современное филологическое образование в школе и вузе» (Карис, Финляндия, 2011, 2012);

в ходе реализации на базе ГБОУ «Ленинградский областной центр развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект» Дополнительный образовательной Программы литературного развития и духовно-нравственного воспитания «Диалог» для учащихся 9-11 классов (2005-2012 гг.);


загрузка...