Эвакуированные ленинградские детские дома в Ханты-Мансийском национальном округе в годы Великой Отечественной войны (17.04.2015)

Автор: Букренева Ксения Геннадьевна

Вопросы организации жизнеобеспечения эвакуированных ленинградских детских домов в ХМНО, долгое время практически не изучались. Начало изучению темы было положено на кафедре истории России Нижневартовского государственного университета в контексте исследовательского направления по истории советского детства. В отечественной науке такие исследования активизировались только в последней четверти ХХ века и сейчас привлекают все большее число исследователей. В последнее десятилетие, в русле изучения прошлого Ханты-Мансийского национального округа в годы Великой Отечественной войны, первыми работами по теме эвакуированных в округ детей стали труды А.С. Чуковой.

Подводя итог о степени изученности темы эвакуированных ленинградских детских учреждений в годы Великой Отечественной войны в Ханты-Мансийский округ, отметим, что комплексные исследования по данной теме отсутствуют. Отдельные работы по истории эвакуированных детских домов написаны на материалах южных и юго-восточных районов Сибири и затрагивают вопросы государственной политики в отношении детства, содержат сведения о численности и видах эвакуированных детских учреждений, количестве детей, материальном обеспечении детдомов, организации обучения. Часть исследований отражает проблемы военного сиротства, борьбу с беспризорностью и безнадзорностью.

Цель диссертации является изучение исторического опыта по спасению детей в годы Великой Отечественной войны на примере ленинградских детских домов, эвакуированных в Ханты-Мансийский национальный округ. Для достижения поставленной цели предпринята попытка решить ряд конкретных исследовательских задач:

обобщить накопленный в науке материал об эвакуации детей из Ленинграда в военных условиях, уточнить статистику численности эвакуированных детей, исходя из 3-х этапов эвакуации населения;

установить сроки прибытия, численность эвакуированных детей, размещение и условия жизни эвакуированных детских учреждений в Омской области;

выявить этапы прибытия детей в ХМНО, установить количество детских учреждений и детей, показать условия и географию размещения детских домов;

исследовать мероприятия органов власти по созданию условий для спасения и жизни ленинградских детей (подготовка к приему, материально-бытовое и медико-санитарное положение детских домов);

изучить повседневную жизнь детских домов, выявить проблемы, показать способы и результаты их решения.

Источники. Исследование базируется на широком круге разнообразных источников. Основу исследования составляют впервые вводимые в научный оборот неопубликованные источники, выявленные в 5 архивах. Ряд документов извлечены из сборников опубликованных документов и материалов. В диссертации использованы различные виды исторических источников, которые можно разделить на 5 групп:

I. Законодательные и нормативно-правовые акты (указы, приказы, решения, постановления, инструкции, положения) партийных и государственных органов, структурных подразделений их аппаратов, которые по уровню принятия властных решений подразделялись на центральные и местные.

II. Материалы делопроизводства государственных учреждений и партийных организаций: организационно-распорядительная документация (приказы, протоколы), плановые документы, деловая переписка (письма, телеграммы), информационно-отчетные документы (отчеты, информации, сведения, справки, доклады, докладные записки, акты обследования). К этой же группе относится текущая и отчетная документация детских домов.

III. Документы личного характера (представлены воспоминаниями бывших детдомовцев и представителей персонала; воспоминаниями и дневниковыми записями блокадников, воспоминаниями жителей округа, встречавших детей блокадного Ленинграда в 1942 г.).

IV. Материалы центральной, региональной и местной периодической печати.

V. Фотодокументы (содержат фотографии детей в период эвакуации, в момент прибытия в округ и перед реэвакуацией).

Выявленные источники позволяют рассмотреть изучаемую проблему в контексте заявленной цели и способствуют решению научной проблемы по исследованию истории спасения эвакуированных ленинградских детей в Ханты-Мансийский национальный округ.

Методология и методы. Диссертационная работа базируется на важнейших принципах научного исторического исследования: объективности и историзма. Для решения исследовательских задач в диссертации применялись общенаучные и специальные методы исторического исследования. Особое значение имели конкретно-исторический, сравнительно-исторический, статистический методы исследования. В диссертации за основу взято несколько методологических подходов, в числе которых: социальный, истории повседневности, демографический, междисциплинарный методы. Ведущий подход в диссертации – междисциплинарный, поскольку исследование выполнялось на основе интеграции ряда социальных и естественных наук: истории, исторической демографии, возрастной психологии и физиологии, общей педагогики, географии, медицины.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что впервые комплексно изучено состояние ленинградских детских домов, эвакуированных на территорию Ханты-Мансийского национального округа: выявлена численность детей и детских учреждений, исследованы вопросы размещения, условий их жизнеобеспечения (жилищно-бытовые, санитарно-гигиенические, медицинские, материально-финансовые), организация обучения и воспитания детей, работа персонала. В научный оборот вводятся новые исторические источники, в том числе большой комплекс документов местной периодической печати и ранее неопубликованных архивных источников.

Практическая значимость диссертации определяется использованием ее материалов и выводов в историко-образовательной деятельности. Обобщенный опыт организации государственной помощи детям представляет также определенную ценность для государственных и общественных структур.

Апробация исследования. Результаты исследования были представлены на зарубежных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях в виде научных сообщений. По теме диссертации автором опубликовано 17 работ. Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории России ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет».

Структура работы обусловлена логикой научного исследования, его целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и исследований, а также приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обоснована актуальность темы, определены объект и предмет исследования, его хронологические и географические рамки, показана степень изученности проблемы, сформулированы цель и задачи диссертации, дана характеристика источниковой базы и методологии; представлены сведения об апробации материалов исследования, его научной новизне и практической значимости.

Первая глава «Эвакуация детей из Ленинграда, их размещение в южных и северных районах Омской области» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Эвакуация детей из Ленинграда» проанализированы процессы, связанные с эвакуацией населения (в том числе детей) из Ленинграда накануне и в период блокады, охарактеризованы этапы эвакуации, выявлена численность эвакуированного детского населения. Организация эвакуации населения из блокированного города (в том числе детей) осуществлялась в три этапа: I. 29 июня – 27 августа 1941 г.; II. середина сентября 1941 г. – апрель 1942 г.; III. май – октябрь 1942 г. Всего удалось вывезти из города более 1, 5 млн человек, из них детское население составило почти 1/4 часть (377 788), в их число вошли и дети, вывезенные в организованном порядке, т. е. в составе детских учреждений – 107 688.

Во втором параграфе «Прибытие и прием детей в южных районах Омской области» рассматривается прибытие детей в Омскую область, подготовка к организации приема и их размещение. Прибытие детей в область осуществлялось в три этапа: I этап прибытия детей из Ленинграда – с августа по ноябрь 1941 г., в этот период в Омскую область прибыли 119 школьно-интернатских учреждений, 19 детских домов системы НКПроса, 4 ясельных учреждения системы НКЗдрава. На 15 ноября 1941 г. в области было учтено 6 125 эвакуированных детей. II этап – ноябрь–декабрь 1941 г. – начало 1942 г. Это была вторичная эвакуация для детей из Ленинграда (ранее размещавшихся в Ярославской области). На 1 декабря 1941 г. – эвакуированных в область детей стало 14 500. III этап – лето–осень 1942 г. Установлено, что количество прибывших детей составило 3 038 человек.

Всего, по нашим подсчетам, Омская область приняла 15 938 детей из Ленинграда в составе детских учреждений всех типов.

В третьем параграфе «Размещение ленинградских детских учреждений на севере (ХМНО)» исследованы вопросы приема, географии и условий размещения эвакуированных ленинградских детских домов в ХМНО. В ходе исследования установлено, что в округ было отправлено 10 детских учреждений, которых разместили в четырех районах Ханты-Мансийского национального округа (Самаровский, Сургутский, Кондинский и Микояновский). Из Омска детей перевозили в округ водным транспортом в августе, сентябре и октябре 1942 г. По имеющимся данным, количество детей, доставленных в округ на 24 октября 1942 г. (16 октября 1942 г. была доставлена последняя группа детей) составило 944 человека (782 ребенка школьного и 162 ребенка дошкольного возраста). Места для размещения детских учреждений определялись с учетом трех критериев: наличие в населенном пункте подходящих помещений и школы, а также достаточно крепкого колхоза, которому предстояло оказывать помощь в предоставлении продуктов питания для детей.

Вторая глава «Создание условий для жизни эвакуированных детей в Ханты-Мансийском округе» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Подготовка к приему ленинградских детских учреждений» исследована деятельность советских и партийных органов по обустройству 10 ленинградских детских домов. Изучение документов показало, что организация работы органов власти по приему, встрече и размещению эвакуированных детских домов была начата в конце июля 1942 г. Исследование деятельности Ханты-Мансийского окружного исполкома выявило, что вся подготовительная работа сводилась к принятию административных решений, обязывавших районные исполкомы, окружной и районные отделы народного образования и здравоохранения обеспечить условия для приема детей. Они должны были подобрать соответствующие помещения, подготовить их к размещению детей, найти персонал и обеспечить снабжение детей всем необходимым.

В изучаемый период округ представлял собой территорию малоосвоенную, неблагоустроенную. Прием и размещение детей в августе–октябре 1942 г. были безотлагательными, не было возможности начинать строительство, отсутствовали средства и материалы для организации ремонтов. Все детские дома были размещены в помещениях, главным критерием отбора которых являлась площадь (ими стали здания поселковых клубов, бараков, иногда школ). Неодинаковая степень подготовленности помещений к приему детей объясняется, на наш взгляд, эффективностью работы административно-управленческого аппарата и материальными ресурсами поселения.

Прибывшим детским домам присвоили новые номера. Это было сделано для того, чтобы сформировать единую внутриобластную нумерацию, поскольку прежняя нумерация не обеспечивала порядок в этом вопросе, а нередко вносила путаницу. Детские дома округа получили номера в порядке возрастания от 74 до 83.

Во втором параграфе «Материально-бытовое положение детских домов» исследованы действия окружных органов власти по финансовому, продуктово-промтоварному обеспечению эвакуированных детских учреждений. Меры органов власти по решению вопросов финансового, продуктового и промтоварного обеспечения сводились преимущественно к административным. Вся тяжесть текущих проблем ложилась на местные исполкомы советов и администрацию детских домов. Значительную помощь оказывали колхозы. Уполномоченный Ленгорисполкома Е.А. Акимова предпринимала немало усилий для того, чтобы региональные власти создали хоть сколько-нибудь удовлетворительные условия для жизни ленинградских детей. В.А. Исупов считает, что условия содержания детей в детских домах, как в начале, так и в конце войны, были ниже всякой критики. Финансировались, оснащались они по остаточному принципу. Наше исследование подтверждает этот вывод. Утверждение, что детские дома получали все лучшее, опровергнуты документальными источниками. Финансирование осуществлялось наполовину от необходимого. Питание было организовано, но не являлось сбалансированным по химическому составу. Дети в основном получали углеводы. Обеспеченность одеждой и обувью, постельными принадлежностями, предметами гигиены не удовлетворяла минимальных потребностей. Таким образом, материальное положение (финансирование, снабжение продуктами питания, одеждой, обувью, мягким инвентарем и т.д.) детских домов Ханты-Мансийского округа находилось на уровне критического.

В третьем параграфе «Медико-санитарное состояние детских домов и охрана здоровья детей» исследована деятельность органов власти (исполкомов советов, органов образования и здравоохранения) по созданию условий для организации медико-санитарной, профилактической и лечебной работы в эвакуированных ленинградских детских домах. С учетом малочисленности населения, обширности его территории сеть медицинских учреждений Ханты-Мансийского национального округа была очень слабой, врачей и среднего медицинского персонала не хватало. Тем не менее, все детские дома округа были обеспечены медицинскими работниками. Постоянный контроль за их деятельностью осуществляли представители Ханты-Мансийского окрздравотдела. Факторы, которые отрицательно сказывались на здоровье детей: недостаточно качественное питание, бытовая неустроенность, скученность, отсутствие необходимого количества бань, моющих средств, проблемы с теплой одеждой, обувью.

В 1942–1943 гг. заболеваемость в эвакуационных детских учреждениях была высокой в силу нескольких причин. Одна из главных та, что дети прибыли с тяжелыми формами дистрофии, авитаминозов, кожных болезней, заболеваний желудочно-кишечного тракта и др. Некоторые детские дома не имели изоляторов, не были полностью укомплектованы врачами, а прикрепленные специалисты среднего звена (медсестра, фельдшер) не всегда могли обеспечить квалифицированное медицинское обслуживание, особенно в сложных случаях; сказывалась на качестве медобслуживания и нехватка медикаментов. Исследование показало, что лечебная и профилактическая работа осуществлялась всеми доступными средствам и методами, зачастую в лечении использовались и народные средства. В результате героической работы медиков в детских домах изжили чесотку, побороли педикулез, справились с простудными инфекциями.

Медицинские работники округа вместе с персоналом детских домов выходили детей, сохранили их здоровье, не допустив смертности (случаев летального исхода обнаружено не так много).

$ детей в возрасте от 3-х до 12-ти лет, составлены требования по калорийному питанию, разработано примерное меню. В детских домах округа рабочий день персонала и режим дня дошкольников и школьников организовывался в соответствии с нормативными документами.

Выявленные документы показывают, что наиболее сложно было организовать удовлетворительные условия жизни для детей всех детдомов в первые полгода эвакуации. В 1943 г. наметилась, а в 1944 г. закрепилась тенденция улучшения бытового положения детей в большинстве детдомов, кроме Ямского, который власти вынуждены были расформировать, т.к. его условия не соответствовали минимально необходимым для жизни детей.

Большую роль в организации повседневной жизни детей играл персонал детских домов, от квалификации и человеческих качеств которого зависело физическое и психическое состояние детей, их восстановление, адаптация и социализация.

Во втором параграфе «Организация обучения» исследованы условия организации учебно-воспитательного процесса. Стоит выделить ряд существенных факторов, оказавших влияние на деятельность местных школ, организацию процесса обучения в них и образовательную деятельность ленинградцев. В первую очередь, это общий (в целом весьма низкий) уровень образования в округе, объяснявшийся исторически сложившимися особенностями развития территории. Плохая материальная база школ, удручающее состояние зданий, нехватка учебников и канцелярских принадлежностей также отрицательно влияли на условия образования. Важным фактором, основополагающим для обучения, являлся уровень квалификации учительских кадров, характеризующийся как весьма низкий.

Обучение детдомовцев в Ханты-Мансийском национальном округе в годы войны осуществлялось в поселковых школах совместно с детьми населенного пункта. Успеваемость детей-ленинградцев была значительно лучше в сравнении с местными детьми и составляла 90% и выше, а качество обучения находилось на уровне 20–25%.

В третьем параграфе «Приоритеты воспитательной работы» изучена организация воспитательной работы с детьми в детских домах округа. Исследование показало, что организация воспитательной работы в детском доме опиралась на распорядительные документы правительства и осуществлялась по плану, который содержал в себе основные направления: военное, патриотическое, физическое, эстетическое, трудовое.

Воспитательная работа и внеурочная деятельность в детских домах во многом зависела от двух факторов – материального снабжения и усилий педагогических коллективов. С учетом недостаточного финансирования и материального снабжения детских домов преобладали устные формы внеурочной воспитательной работы: беседа, чтение, политинформация, детская художественная самодеятельность. Политические и военно-патриотические компоненты воспитательной работы имелись в каждом детском доме (чтение речей и выступлений И.В.Сталина, подготовка и проведение торжественных мероприятий к государственным праздникам – 1 мая, 7 ноября, 5 декабря и пр.). В детских домах осуществлялась достаточно разнообразная кружковая работа (художественное творчество, рукоделие). Особенностью внеурочной жизни школьников в детском доме являлось самообслуживание. Значительную часть времени отводили работам по заготовке дров, уборке снега, помощи колхозу, приведению в порядок помещений детского дома, двора, мест общего пользования. Девочки под руководством воспитателей выполняли большой объем работ по починке одежды и белья, уходу за младшими воспитанниками.


загрузка...