Эвакуированные ленинградские детские дома в Ханты-Мансийском национальном округе в годы Великой Отечественной войны (17.04.2015)

Автор: Букренева Ксения Геннадьевна

Букренева Ксения Геннадьевна

Эвакуированные ленинградские детские дома

в Ханты-Мансийском национальном округе

в годы Великой Отечественной войны

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Екатеринбург – 2015

Работа выполнена на кафедре истории России ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет»

Научный руководитель: Алексеева Любовь Васильевна

доктор исторических наук, профессор

Официальные оппоненты: Фёдорова Алла Владимировна

доктор исторических наук, профессор

зав. кафедрой истории Отечества ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет»

Потёмкина Марина Николаевна

доктор исторических наук, профессор

зав. кафедрой всеобщей истории ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

Ведущая организация: ФГБУН «Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук»

Защита состоится «17» июня 2015 г. в 10.30 часов на заседании Диссертационного совета Д 004.011.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ФГБУН «Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук» (620990, г. Екатеринбург, ул. С. Ковалевской, д. 16).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБУН «Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук» (620990, г. Екатеринбург, ул. С. Ковалевской, д. 16, каб. 1101).

Электронный вариант диссертации и автореферата диссертации размещен на официальном сайте Института: HYPERLINK "http://ihist.uran.ru/diss/info2014/" http://ihist.uran.ru/diss/info2014/

Автореферат разослан «___» ____________2015 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета

Е.Г. Неклюдов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность темы. Великая Отечественная война вошла в историю России как небывалая по трагичности эпоха, которая еще долгое время будет предметом пристального внимания исследователей. Тема истории эвакуации ленинградских детей в северные районы РСФСР является уникальной. Это единственный случай в истории Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.), когда детей отправили в эвакуацию в столь отдаленный, тяжелый по климатическим условиям, отсталый по социально-экономическому развитию регион.

Изучение темы важно не только в связи с исследованием проблемы организации жизни эвакуированного населения (в т.ч. детей) в тылу в условиях военного времени, но и в контексте осмысления исторического опыта по спасению эвакуированных детей в годы Великой Отечественной войны. Исследование будет способствовать выявлению стратегий и механизмов выживания детей в условиях войны и может быть востребовано обществом, поскольку и сегодня тема «дети и война» является значимой, т.к. дети нередко становятся участниками и жертвами военных конфликтов.

Проблема военного детства является составной частью общей истории Великой Отечественной войны, и ее исследование способствует пополнению знаний, созданию масштабной и объективной картины испытаний военных лет, пережитых советским народом, в особенности детьми, сполна разделившими наравне с взрослыми тяготы военного лихолетья.

Тема диссертации является актуальной еще и потому, что в современной исторической науке не создано специального исследования, посвященного пребыванию в Ханты-Мансийском национальном округе (далее – ХМНО) Омской (а с августа 1944 г. Тюменской) области эвакуированных детей, организованных в детские дома.

Объектом исследования является социальная политика государства по спасению детей в годы Великой Отечественной войны (обустройство и организация жизни эвакуированных детских учреждений).

Предметом изучения стали ленинградские детские дома, эвакуированные в Ханты-Мансийский национальный округ Омской области (эвакуация детей из Ленинграда; этапы прибытия, численность детей и размещение детских учреждений; деятельность органов власти по обеспечению условий для жизни и спасения детей; повседневная жизнь детских домов в период с августа 1942 по июль 1945 гг.).

Хронологические рамки исследования охватывают период с начала Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г.) и до реэвакуации детей в Ленинград (июль 1945 г.).

Территориальные рамки диссертации охватывают территорию Ханты-Мансийского автономного округа в его современных границах. С января 1935 г. по август 1944 г. округ находился в составе Омской области, а 14 августа 1944 г. отошел к Тюменской области. Однако для разностороннего исследования процесса эвакуации детей из Ленинграда пришлось существенно расширить географию научного поиска (Ленинград, а также ряд областей, приближенных к городу, и Западная Сибирь).

Степень изученности темы. Вопросам истории эвакуированных детей в годы Великой Отечественной войны, их социальной адаптации, деятельности государственных органов по спасению детей посвящено довольно значительное число работ. В изучении темы можно выделить два периода: 1. Советский период (1941–1991 гг.). 2. Постсоветский период (с конца 1991 г. до наших дней). Каждый из периодов различается глубиной и объемом фактографического материала, методами и уровнем научного анализа, использованными источниками, масштабностью выводов, оценок и обобщений.

Первые работы по проблеме детского эвакуированного населения относятся еще к периоду Великой Отечественной войны и представлены в основном газетными и журнальными публикациями. Большая группа работ посвящалась проблемам организации учебно-воспитательного процесса и общественно-полезного труда. Первая монография о проблемах детства и его охраны появилась уже в 1943 г. Г.М. Свердлов рассмотрел различные аспекты защиты детей в годы Великой Отечественной войны, в числе которых были: предупреждение детской беспризорности и безнадзорности, проблемы развития детских учреждений, государственная помощь детям военнослужащих, а также разнообразные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В 1950–1960-х гг. советские историки, начали анализировать вопросы, связанные с социально-экономическим положением населения, как часть проблем Великой Отечественной войны. Так, в 1959 г. под редакцией профессора Н.М. Киряева была издана работа «КПСС – вдохновитель и организатор победы советского народа в Великой Отечественной войне». Фундаментальный исследовательский характер имели «История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941–1945» и «История Сибири», в которых был собран обширный материал об организации жизни на фронте и в тылу (в том числе эвакуированных детей) в годы войны.

В 1970–1980-е гг. появились работы, в которых сибирские авторы поднимали вопросы, связанные с эвакуацией детей. В статье Е.А. Шубской рассматривались частные вопросы организации питания и медицинского обслуживания ленинградских детей, эвакуированных в Кузбасс. С.Ф. Нелаева и Ф.Е. Базаров уделили внимание борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью, показав роль в решении этой задачи органов власти и общественности. Значительный вклад в осмысление темы детской эвакуации на том этапе внесла монография А.М. Синицына4. Несомненную ценность представляет и коллективная монография М.И. Лихоманова, Л.Т. Позиной, Е.И. Финогенова «Партийное руководство эвакуацией в первый период Великой Отечественной войны».

В постсоветский период внимание историков к изучению проблемы эвакуации детей из Ленинграда существенно возросло. Особенно ценным трудом стала книга зарубежных и отечественных исследователей, посвященная историко-медицинским аспектам эвакуации населения из блокированного города. Нельзя не отметить и исследования Л.Л. Газиевой, изучившей положение детей в блокированном городе, усилия государства по их спасению, представившей статистику численности детского населения.

В постсоветский период появилось значительное число работ, в которых описывалось положение эвакуированных детей в различных районах Урала и Сибири. В контексте разработки демографической истории Сибири, ряд исследователей Института истории Сибирского отделения РАН касались вопросов численности эвакуированных детей, их размещения, деятельности органов власти по их спасению. В современной историографии по изучению проблемы эвакуированных детей и детских учреждений в Западную Сибирь наиболее известны труды томских исследователей Л.И. Снегиревой и Т.И. Дунбинской.


загрузка...