Формирование общекультурных компетенций студентов-бакалавров в поликультурном образовательном пространстве вуза (на примере профессиональных дисциплин гуманитарной направленности) (17.04.2015)

Автор: Конопацкая Екатерина Александровна

Конопацкая Екатерина Александровна

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ)

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Казань – 2015

Работа выполнена в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор

Фахрутдинова Резида Ахатовна

Официальные оппоненты: Федорова Светлана Николаевна

доктор педагогических наук, профессор,

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Марийский государственный университет», профессор кафедры дошкольной и социальной педагогики

Галимзянова Ильхамия Исхаковна

доктор педагогических наук, доцент,

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанская государственная консерватория (академия) имени Н.Г.Жиганова», заведующий кафедрой иностранных языков и межкультурной коммуникации

Ведущая организация федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет»

Защита состоится «____» _________ 2015 года в ______ часов на заседании диссертационного совета Д 212.080.04 при ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (420015, г.Казань, ул. К.Маркса, д.68, зал заседаний Ученого совета – каб. 330).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» и на сайте www.kstu.ru.

Автореферат разослан «____» __________ 2015г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

Д 212.080.04 Старшинова Татьяна Александровна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. На протяжении последних лет правительство Российской Федерации осуществило ряд значимых мероприятий в рамках Концепции модернизации российского образования, основной целью которых являлось повышение качества и экономической эффективности образования на основе компетентностного подхода. Компетентностный подход фиксирует новую модель образования, то есть такую систему целеполагания, планирования, организации и оценки учебного процесса, в которой основным образовательным результатом выступают компетенции выпускников вуза. В связи с этим были разработаны и внедрены Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, в основу которых положен данный подход в соответствии с Болонским процессом. В Федеральной целевой программе развития образования на 2013-2020 гг. одними из приоритетных направлений являются: обеспечение высокого уровня качества профессионального образования в соответствие с запросами рынка труда и развития российского общества и экономики; обеспечение результативной работы по социализации и самореализации молодежи, развитию её потенциала; а также развитие системы оценки качества образования.

Проект «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» направлен на эффективное развитие у студентов таких качественных характеристик как: их духовно-нравственные ценностно-смысловые ориентации; мотивация к непрерывному личностному росту; коммуникативные и социально значимые способности; умения и навыки, способствующие социальному и гражданскому становлению личности, успешной самореализации в жизни, обществе и профессии.

В рамках подготовки специалиста, отвечающего требованиям времени, в соответствии со стандартом нового третьего поколения, наряду с профессиональными и общепрофессиональными компетенциями, выделяются общекультурные компетенции. Это диктуется тем, что перед системой высшего образования возникает необходимость в формировании высокоинтеллектуального специалиста, не как информированного в тех или иных областях знаний, а как специалиста высокой культуры. Именно содержание профессионального гуманитарного образования обладает высоким потенциалом передачи студентам духовных ценностей, формирования гражданина России, проявляющего активную жизненную позицию в интересах человека, общества и государства.

Учитывая особенности нашего региона, можно сделать следующие выводы: во-первых, образовательные учреждения (вузы) представляют собой поликультурные системы; во-вторых, в вузах реализуется принцип национально-культурной сообразности, что позволяет создавать условия для формирования культурной идентичности студентов; в-третьих, в рамках образовательной среды вуза осуществляется интеграция в мировое поликультурное пространство и воспитание гражданина Мира на основе общечеловеческих ценностей. Поликультурное пространство вуза представляет собой социально-образовательную среду формирования личности студента, в рамках которой осуществляется освоение им ценностей мировой и национальной культуры, моделей межкультурных и социальных взаимоотношений на основе толерантного взаимодействия и общечеловеческих ценностей.

Однако, как показывают исследования, большинство студентов не в полной мере владеют необходимым уровнем сформированности общекультурных компетенций. Это проявляется в том, что студенты испытывают затруднения в общении с представителями других культур, прослеживается в определённой мере отсутствие уважения к языкам, традициям других народов и национальностей, что доказывает недостаточный уровень развития их общей и профессиональной культуры.

Всё вышеуказанное диктует необходимость более глубокого научно-теоретического обоснования и практического решения проблемы формирования общекультурных компетенций студентов-бакалавров в поликультурном образовательном пространстве вуза средствами профессиональных дисциплин гуманитарной направленности.

Степень разработанности проблемы. Анализ научной литературы показывает, что имеется ряд работ по представленной проблеме исследования, в которых раскрывается процесс формирования общекультурных компетенций студентов в высших учебных заведениях.

Отечественные исследователи уделяют внимание вопросам воспитания и воспитывающего характера обучения. Содержание целостного педагогического процесса в образовательном пространстве вуза представлено в работах Р.А.Валеевой, Л.А.Во-ловича, А.Н.Джуринского, А.А.Кирсанова, В.Ш.Масленниковой, Г.В.Мухаметзяно-вой, П.Н.Осипова, Э.М.Рафиковой, В.П.Юдина, И.Э.Ярмакеева и др.

Исследования культуры и некоторые аспекты межкультурного взаимодействия получили свое освещение в работах Р.З.Богоудиновой, М.М.Бахтина, Д.Б.Гудкова, О.В.Гукаленко, Р.И.Зинуровой, Д.С.Лихачева, Н.Г.Марковой, Р.А.Фахрутдиновой, Г.Ф.Хасановой и др.

Проблемы компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании рассмотрены в трудах В.И.Байденко, И.А.Зимней, Г.И.Ибрагимова, В.Г.Иванова, А.А.Кирсанова, В.В.Кондратьева, Г.В.Мухаметзяновой, Ю.Г.Татура, A.M.Хуторского и др. Теоретический анализ и обоснование понятия «общекультурная компетентность» раскрыты в работах О.В.Гусевской, Е.В.Егоршиной, Т.В.Ежовой, Г.Н.Симдя-новой и др. В исследованиях А.А.Петрова, Л.Б.Соколовой выделяется наличие объективной связи между уровнем общекультурной компетентности студента и успешностью его профессиональной деятельности.

Значимость гуманитарного образования и потенциал гуманитарных дисциплин отражены в работах Р.Х.Гильмеевой, Н.Н.Лагусевой, З.Г.Нигматова, В.И.Слободчикова, Г.Л.Тульчинского, М.А.Шулен-ковой и др.

Проблема поликультурного образования рассматривается в трудах М.И.Алдо-шиной, А.А.Васильевой, В.Ф.Габдулхакова, О.В.Гукаленко, Г.Ж.Даутовой, А.Н.Джу-ринского, Г.Д.Дмитриева, Н.Д.Никандрова, Л.Л.Салеховой и др.


загрузка...