Феномен социокультурной коммуникации в современной художественной культуре (информационно - аксиологический анализ) (17.03.2008)

Автор: Грачев Владимир Иннокентьевич

Одним из ранее неизвестных и впервые используемых научных подходов и методов, может стать предлагаемый в данной диссертации информационно-аксиологический анализ социокультурной коммуникации в современной художественной культуре.

Проблема исследования заключается в следующих противоречиях:

1. Противоречие между объективными потребностями в познании, объяснении и прогнозировании сложных и противоречивых коммуникационных процессов происходящих в современной художественной культуре и недостаточностью сложившихся традиционных исследовательских подходов, их неадекватности реалиям культурной жизни общества.

2. Противоречие между потенциально высоким познавательным уровнем информационно-аксиологического анализа социокультурных явлений и степенью его реализации в исследовательской теории и практике современной культурологии.

Сложившиеся противоречия между реальным состоянием системы социокультурных коммуникаций в современной художественной культуре и ее потенциальными возможностями в оптимизации информационно-аксиогенных процессов делают ещё более актуальным данное диссертационное исследование.

Объект исследования – социокультурная коммуникация в современной художественной культуре.

Предмет исследования – информационно-аксиогенные факторы и условия формирования системы социокультурных коммуникаций и её реализации в современной художественной культуре.

Назревшая актуальность и необходимость изучения феномена социокультурной коммуникации в аксиогенной сфере современной художественной культуры определила цель исследования – разработать теоретико-методологические основы информационно-аксиологического анализа, определить его познавательный потенциал и на этой научной базе исследовать феномен социокультурной коммуникации в современной художественной культуре. Для реализации данной цели необходимо было поставить и решить ряд следующих взаимосвязанных, но относительно самостоятельных задач.

Задачи исследования:

1. Изучить основы генезиса коммуникации в современной культуре.

2. Раскрыть феноменологические особенности информационно-коммуникационных процессов происходящие в современной культуре.

3. Обосновать и апробировать метод информационно - аксиологического анализа социокультурной коммуникации в современной художественной культуре.

4. Выявить аксиогенные аспекты социально-коммуникативной деятельности в информационно-коммуникационном пространстве современной художественной культуры.

5. Определить информационно-аксиогенные факторы и условия формирования системы социокультурных коммуникаций в современной художественной культуре.

6. Исследовать и проследить основные тенденции формирования разных видов социокультурных коммуникаций на различных этапах развития современной художественной культуры.

7. Разработать информационно-аксиогенную основу жанровой системы социокультурных коммуникаций в художественном пространстве современной культуры.

Предварительное изучение проблемы позволило сформулировать базовую гипотезу исследования, которая представляет совокупность следующих научных предположений:

1. Системообразующим основанием художественной культуры является информационно-коммуникационные процессы и явления, происходящие в её аксиогенном пространстве, требующие информационно-аксиологического анализа социально-коммуникативной деятельности и социокультурных коммуникаций, формирующих художественное пространство современной российской культуры.

2. Современная художественная культура сформировалась под влиянием информационно-коммуникационных процессов обеспечивающих целостность её аксиогенного пространства и предлагаемый информационно-аксиологический анализ может позволить выявить аксиогенную основу современной художественной культуры и точнее определить информационно-аксиогенные факторы и условия формирования и реализации системы социокультурных коммуникаций в ней.

Степень научной разработанности проблемы исследования Осмысление проблем диалога, коммуникации и общения имеет многовековую историю, у истоков которойго стояли античные философы и, прежде всего, Сократ, Платон и Аристотель.

Проблема изучения коммуникации и общения как социокультурныхого феноменова оказывается в центре внимания философских исследований с начала ХХ в., хотя интерес к ней четко прослеживается уже в работах И.Канта, И.Фихте, Ф.Шеллинга, С.Кьеркегора, где дан глубокий философский анализ проблемы субъекта и его коммуникативных возможностей.По оценкам Э.Беттинхауса только в американской научной школе коммуникологии существует более 50 различных описаний процессов коммуникаций.

Наиболее влиятельными научными школами, занимающимися проблемами коммуникации в социально-философском аспекте являются: этнометодологическая школа Г.Гарфинкеля, символический интеракционизм Дж.Мида, Д.Блумера, М.Куна, а также экзистенциальная теория коммуникации К.Ясперса, теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса и коммуникативная теория общества Н.Лумана.

Обострение исследовательского внимания к коммуникационной проблематике в философии связаны с развитием научных дисциплин, в проблемное поле которых входит понятие «информация». Пик интереса к процессам коммуникации фиксируется в 19540-60-е годы с появлением кибернетики (Н.Винер, А.Тьюринг, У.Эшби, А.Берг, А.Колмогоров, А.Лебедев, В.Глушков). Изучение коммуникации как обмена информацией замыкается на проблемах формализации сообщений, их кодирования и декодирования (К.Шеннон, У.Уивер).

Конец 1960-70-х годов – эпоха расцвета семиотики, лингвистики, психологии и акцент делается на раскрытии механизмов общения и коммуникации, выявлении их социально-психологических и лингвистических особенностей. Наиболеее ценными в это время оказываются достижения структурально-семиотической методологии (К. Леви-Стросс, Р.Барт, Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский, У.Эко).

Историческому анализу и социально-философской рефлексии общения и коммуникации посвящены обобщающие монографические исследования Л.Н.Буевой, М.С.Кагана, Д.Прилюка. На передний план философского анализа выходят проблемы диалога и понимания феноменов, раскрывающих природу современной коммуникации. Особое значение имеет наследие М.М.Бахтина, работы М.Бубера и В.С.Библера..

Следующая волна отечественного исследовательского интереса к общению и коммуникации наблюдается в начале 90-х годов (В.А.Подорога, А.В.Резаев, В.Е.Семёнов).

Большой вклад в разработку общей теории общения и коммуникации, внесли известные психологи – Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, Е.С.Кузьмин, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, К.С.Платонов, С.Л.Рубинштейн.

Говоря об исследованиях постиндустриального информационного общества в связи с широкой экспансией информационно-коммуникационных процессов и их проявления в сфере культуры , следует отметить, что наибольшую разработку они получили в зарубежной философии и социологии. Это работы таких авторов, как Д.Белл, Ф.Варелла, Р.Дарендорф, И.Иллич, П.Козловски, Н.Луман, И.Масуда, У.Матурана, О.Тоффлер, А.Турен, Ю.Хабермас, К.Ясперс. Вместе с тем, коммуникационный аспект данной проблемы исследован ещё недостаточно.

Изменения в ценностных системах, связанные с размыванием традиционных оценок, во многом обусловленные кризисом индустриального общества и зарождением информационной цивилизации, вывели проблему коммуникации на новый уровень. В основном, это связывается с постструктуралистскими изысканиями – работы Р.Барта, Ж.Бодрийара, Ж.Делёза, Ж. Деррида, Ж.Лиотара, М.Мерло-Понти, М.Фуко, У. Эко.

Большое количество число работ, посвящено рассмотрениюивающих коммуникации и общениюе в социокультурном, историко-философском контекстах и анализирующих эти культурные феномены в интегральномирующее исследовательскомие полея социологии, психологии, лингвистики, культурологии, и ряда других дисциплин.

В диссертационной работе учитывались самые разные направления исследований социокультурных коммуникаций: социолингвистическое(Ф.де Соссюр, Л.В.Щерба, Ж.Вандриес, Э.Сепир); герменевтическое (Ф.Шлейермахер, В.Дильтей, Г.Гадамер); феноменологическое (Э.Гуссерль, М.К.Мамардашвили, М.Хайдеггер, М.Шелер, А.Шюц); экзистенциально-онтологическое (Ж.-П.Сартр, С.Кьеркегор, К.Ясперс, В.В.Налимов); культурологическое (А.Моль, Н.Г.Багдасарьян, Г.М.Бирженюк, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, Ю.И.Мирошников, Э.В.Соколов, Т.Н.Суминова, А.Я.Флиер, О.В.Шлыкова); искусствоведческое (Б.М.Бернштейн А.Г.Габричевский, М.Ю.Герман, И.Голомшток, Б.Гройс,. С.Даниэль, А.Курбановский, Т.П.Новиков, В.С.Турчин, А.К.Якимович); семиотическое(Ф. де Соссюр, М.М.Бахтин, Т.С.Дридзе, Э.Кассирер, Ю.М.Лотман, Ч.Моррис, Ч.Пирс, Б.Успенский, Г.Фреге); коммуникологическое (Л.Лассуэл, Г.М.Маклюэн, В.Шрамм), лингвокультурологическое (В.Г.Костомаров, Е.М.Верещагин, В.В.Воробьев, С.Г.Тер-Минасова), информологическое (К.Черри, Д.Шира, Д.И.Блюменау, А.С.Дриккер, Ю.А.Шрейдер); синергетическое (И.Пригожин, И.Стенгерс, Г.Хакен, С.П.Курдюмов, В.В.Василькова).

Различные грани межкультурного диалога и коммуникации изучались в рамках социальной антропологии и культурантропологии (К.Леви-Стросс, Э.Лич, Б.Малиновский, А.Р.Рэдклиф-Браун, С.Н.Артановский, Э.А.Орлова).

Осознание коммуникации как основы всех форм человеческого бытия связано с работами М.М.Бахтина, диалогическая методология которых вызвала к жизни целый ряд исследований, посвященных изучению специфики и форм диалога культур (В.С.Библер, П.С.Гуревич, М.С.Каган). Общетеоретический анализ проблем диалога и межкультурных отношений стал основой углубленного изучения данного феномена в конкретных аспектах: социологического (Б.С.Ерасов, В.Д.Карандашов, В.Е.Семенов, А.В.Соколов, И.П.Яковлев); психологического и социально-психологического (А.А.Брудный, Б.Д.Парыгин).

Методология исследования основана на единстве философско-культурологического и информационно-аксиологического подходов к решению обозначенных в диссертации проблем. Междисциплинарный характер исследования потребовал обращения к достижениям в различных отраслях социально-гуманитарного знания: культурологии, философии, искусствознания, семиотики, теории коммуникаций, информатики, а также анализа современных научных представлений об информационно-коммуникационных процессах и явлениях в обществе и культуре. Методологическая база выстраивается на понимании коммуникации, как процесса и формы семантико-семиотического понятийного и образного информационного обмена в природе, культуре, обществе на разных уровнях их формирования и развития.

Автор опирается на понимание культуры, как создаваемой человечеством «второй природы», особом синкретическом материально-духовном единстве деятельности создающей и сохраняющей смыслы, артефакты, ценности и идеалы человеческой жизни, как полимодальной и полифункциональной системно-синергетической целостности.

Семантическое понимание в коммуникационных процессах достигается на базе единого языка, создаваемых и интерпретируемых текстов культуры, под которыми понимается организованное единство; связная, компактная и воспроизводимая последовательность знаков и образов, развернутая в социальном пространстве и времени, выражающая некое структурированное содержание и обладающая доступным пониманию смыслом (Т.М.Дридзе). Язык рассматривается как форма выражения и способ реализации диалогической, коммуникативной природы человеческой культуры. Язык в этой связи рассматривается как форма выражения и способ реализации диалогической природы человеческой культуры.Язык в этой связи рассматривается как форма выражения и способ реализации диалогической природы человеческой культуры.

Тексты культуры, аккумулируя многообразные способы деятельности и являясь информационно-аксиогенным и семантико-семиотическим пространством человеческого бытия, содержат в себе бесконечное множество смыслов, которые актуализируются в разных социокультурных ситуациях в форме построения информационно-коммуникационной картины мира, общества, культуры,. Смысл текста культуры есть идеальный конструкт, представляющий информационное и эмоциональное содержание культурного объекта. Он формируется в процессе индивидуального и коллективного освоения действительности и имеет коммуникативную природу.

Одним из ведущих видов репрезентации текста культуры является художественное произведение, которое в культурологическом понимании представляет собой сложную семантико-семиотическую систему, содержащую бесконечное число смыслов, актуализирующихся в информационно-аксиогенном пространстве субъектов художественной культуры. Являясь продуктом самосознания, художественные тексты выполняют функцию рефлексии жизни на уровне ее образов, смыслов, ценностей, норм и целей. Особенности и функции художественного текста определяют своеобразие его понимания: художественный текст содержит в себе не столько знание, сколько ценности, концентрирующиеся вокруг определенных идеалов.

Специфика культурологического анализа коммуникационных процессов и явлений состоит в том, что они рассматриваются как база культурного и межкультурного диалога, выступающие одновременно основанием способом обнаружения собственной и информационно-аксиогенным пространством формирования культурных ценностей и социокультурной идентичности участников коммуникации.,и механизмом обогащения культуры.

Организация и методика исследования. Комплексное исследование осуществлялось в три этапа на протяжении 17 лет. Исследовательским полем диссертационной работы послужило художественное пространство современной культуры и информационно-коммуникационные процессы и явления, происходящие в ней. Диссертационное исследование проводилось на избранном материале отечественного и зарубежного изобразительного искусства в хронологическом диапазоне от 1900-х годов и до новейшего времени –- 2007 года.


загрузка...