Управление культурой в условиях мегаполиса (17.03.2008)

Автор: Есаков Валерий Анатольевич

Успешность реализации культурной политики зависит от двух противоречивых факторов. Во-первых, она должна быть единой в своих целях и задачах. Во-вторых, она должна быть адресной и учитывать региональную специфику. Успешность ее разработки и реализации связана с тем, что дифференциальный подход должен стать ее основополагающим принципом.

Важным аспектом управления становится делегирование полномочий и ответственности в решении конкретных задач региональному и локальному уровням управления, местным институтам реализации государственной политики. Нужно делегировать не только финансовые полномочия, но и полномочия по выбору конкретных технологий и методов реализации культурной политики, адаптированных к конкретным местным особенностям.

В соответствии с новыми законами финансирование базовых социальных услуг (образования, здравоохранения, культуры) включается в полномочия муниципальных образований. Однако главным нововведением стало основание двух типов муниципальных образований: сельских и городских. В условиях реформирования социально-культурных отраслей одной из первостепенных задач в области культуры является приведение обязательств государства по обеспечению населения минимально необходимыми социально значимыми услугами в соответствии с финансовыми возможностями.

Федеральные органы власти сознают, что в силу географических особенностей нашей страны и слабой коммуникационной инфраструктуры для сельского населения, жителей малых городов, районов Крайнего Севера и Дальнего Востока муниципальные учреждения культуры являются единственными структурами, обеспечивающими конституционные права граждан на доступ к культурным благам.

Сегодня муниципалитеты являются основными собственниками учреждений культуры. По состоянию на 1 января 2004 г. в муниципальной собственности сосредоточено 96% учреждений культуры Российской Федерации. В повсеместной практике в качестве учредителей муниципальных учреждений культуры выступали районные органы управления в лице отделов (управлений, комитетов) культуры и комитетов по управлению имуществом.

Реализация государственной политики на местах осуществляется в основном через механизмы бюджетного финансирования и разработку законодательных предложений, направленных на создание условий для стимулирования приоритетных направлений деятельности.

Культурное наследие занимает особое место в культуре как одном из ключевых элементов современной системы устойчивого развития. Оно органично входит в сложную систему самой культуры, являясь, с одной стороны, одной из ее характеристик, с другой стороны, ее своеобразной «памятью». Наследие привлекает общественное внимание благодаря своей специфической способности создавать чувство местности, ощущение различия, уникальности для каждого местного сообщества или территории. Кроме этого это память о прошлом, очень значимая часть процесса социализации индивидуума или его включения в то или иное сообщество.

Важной технологией реализации культурной политики, учитывающей культурное разнообразие регионов и позволяющей совместить финансовые и стратегические аспекты, может стать культурный туризм.

Выводы главы. Осуществление культурной политики в современных, переходных условиях всецело ориентировано на инициацию культурно-ценностных, историко-патриотических, эстетических и иных запросов и интересов людей. При всех возможностях государства культурная политика не принесет никаких плодов, если не будет основываться на постоянном мониторинге общественных интересов и выявлении наиболее актуальных среди них.

Если прежде культурная политика выражала интересы государства в плане воздействия на сознание населения, то в современных условиях она должна отталкиваться от интересов населения и удовлетворять их в посильных объемах. Только при выполнении этого условия культура станет экономически рентабельной.

ГЛАВА 3. «УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ В УСЛОВИЯХ МОСКВЫ»

Параграф 3.1. «Московская специфика сферы управления» детерминируется тем, что Москва является мегаполисом, выполняющим столичные функции в многонациональной стране. Эта специфика определяется такими факторами, как:

- близость федеральных органов власти;

- высокая численность и плотность населения;

- объем миграционных потоков;

- многонациональность и многоконфессиональность населения;

- объем денежного оборота в регионе;

- объем налоговых поступлений.

Статус Москвы определен Федеральным законом «О статусе столицы Российской Федерации», принятым еще в 1993 г., до создания нынешней Конституции, статьи которой должны регулировать отношения между субъектами Федерации и федеральным центром. Однако разграничение полномочий в этих статьях прописано нечетко, и порой содержание одних статей Конституции прямо противоречит содержанию других. В результате в Москве не преодолено противоречие между статусом муниципалитета, равноправного субъекта Федерации, и столицей этой же Федерации.

Значительные сложности вызывает как разграничение властных полномочий, так и разграничение принадлежащей муниципальным и федеральным властям собственности, особенно в сфере культуры и культурного наследия. Известно, что между правительством Москвы и органами федеральной власти долгое время продолжался конфликт по поводу прав собственности именно на здания и сооружения, относящиеся к памятникам исторического и культурного наследия.

Вместе с тем московские власти обладают возможностями, которыми не располагают власти прочих регионов. Наличие этих исключительных возможностей объясняется территориальной близостью к федеральным властям; тем, что высшие московские чиновники зачастую обладают большим опытом по сравнению не только со своими коллегами из провинции, но иногда даже по сравнению со своими федеральными коллегами.

Все это позволяет и московским властям, в свою очередь, влиять на федеральную власть, добиваясь для подведомственной территории определенных преференций. Столь высокая степень свободы не может приветствоваться со стороны федеральных властей. Тем не менее определенная исключительность и свобода Москвы сохранилась до сих пор, уже после предпринятых президентом усилий по «отстраиванию вертикали власти».

Административная площадь Москвы чуть более 1000 кв. км., а сегодняшнее постоянное население, по экспертным оценкам, составляет более 11,5 млн. человек. Плотность населения, таким образом, составляет более 10 тысяч человек на кв. км. При этом вот уже в течение 100 лет Москва стабильно концентрирует 11% населения страны, а ее доля в торгово-промышленном обороте также стабильно составляет 25%. Причем в последние годы и численность и плотность населения сохраняют тенденцию к росту.

Высокая плотность населения оказывает сильнейшее давление на социальную сферу города. Конечно, это облегчает коммуникацию «власть – народ», но вызывает у множества граждан чувство обезличенности, «одиночества на людях». Эти чувства зачастую являются всего лишь защитной реакцией, которая усложняет горизонтальную коммуникацию между людьми, что способствует проявлению различных социальных девиаций и пополняет маргинальную и криминальную среду.

Москва, как и всякий мегаполис, служит центром притяжения миграционных потоков. Привлекательность Москвы для мигрантов в первую очередь определяется тем, что столица является крупнейшим финансовым, торговым, культурным, образовательным, инновативно-технологическим и коммуникативным центром страны. Помимо этого Москва остается крупнейшим транспортным узлом и одним из крупнейших промышленных центров.

Объем денежной массы в Москве значительно превосходит объем финансов любого другого субъекта Федерации; налоговые поступления из Москвы составляют почти треть федерального бюджета. В Москве сосредоточено до 70% финансового капитала России. Но это порождает и разного рода авантюры и криминал. Эти же факторы обусловливают приток многочисленных представителей самых низших слоев общества, пользующихся побочными последствиями богатой столичной жизни. В Москву стремятся переехать и самые богатые, и самые бедные люди со всей России и из почти всех стран СНГ. Но более чем 12-кратный разрыв в доходах между самыми богатыми и самыми бедными чреват, по мнению социологов, не просто резким ростом социальной напряженности, а непосредственно социальным взрывом.

Уменьшение социальной напряженности является одной из ключевых задач московского правительства. В решении этой задачи большую роль играет не только развитие системы социального обеспечения, но и меры, направленные на культивирование среднего класса. Представитель среднего класса, как правило, обеспечивает себе достаточно высокий уровень жизни за счет того, что обладает соответствующей степенью профессиональной подготовки и достаточным уровнем социокультурной компетенции. Таким образом, одним из важнейших условий для создания среднего класса является инкультурация граждан, осуществляемая через институты образования, просвещения и культурно-досугового сектора.

Социальное пространство мегаполиса в значительной степени определяется человеческим фактором. Само понятие социального пространства позволяет более точно определить многие аспекты связи личности и общества, механизмы социализации, целеполагания и саморазвития личности. Важнейшей функцией социального пространства является создание максимально комфортной среды существования граждан, удовлетворение их социальных потребностей не только в сфере производства, но и в ассоциированном распределении материальных и духовных благ.

В Москве живут и в Москву едут люди по преимуществу энергичные, обладающие высокой степенью горизонтальной и вертикальной мобильности. Они более склонны к активному поведению и коммуникации, обладают большей степенью внутренней независимости. За исключением маргинального слоя разнорабочих-гастарбайтеров, большинство «новых москвичей» обладают повышенным уровнем профессиональной и социокультурной компетентности. В силу различий в образе жизни предпочтения москвичей отличаются от предпочтений остальных россиян. Жизнь в мегаполисе отличается повышенным темпоритмом, скоростью принятия и реализации решений, жесткостью межличностных отношений и т.п.

Колоссальный приток мигрантов превращает Москву в полиэтничный и поликонфессиональный мегаполис. По разным оценкам, сегодня в городе проживают представители от 120 до 140 национальностей. Массовый приток мигрантов из ближнего зарубежья является закономерным последствием распада СССР. Но сегодня в Москве возникают и локальные зоны компактного проживания китайцев, афганцев, вьетнамцев. Таким образом, постоянный миграционный приток приводит к возникновению в Москве не только социальной, но и национальной напряженности.

Любой из мировых мегаполисов именно в силу этнического, конфессионального и культурного разнообразия его населения представляет собой пространство, способное сформировать мультикультуральную культуру. В силу того, что столицы представляют собой самые оживленные перекрестки международных отношений, их культура всегда космополитична и характеризуется плюрализмом ценностей и символических систем.

Россия в силу своего географического и геополитического положения на границе Европы и Азии всегда была площадкой диалога культур. Кросскультурные связи обеспечивали взаимопроникновение ценностей и социокультурных символов, что, в свою очередь, приводило к появлению новых смыслов. И важнейшую роль в организации и реализации культурного диалога в России в периоды ее открытости миру всегда играла столица. Сегодня Москва является международными «воротами» России.

Однако Москва сегодня еще не является мультикультуральным пространством. Скорее, это зона сосуществования различных культур и различных форм культурного взаимодействия. Поскольку у москвичей сравнительно низок уровень этнической толерантности (хотя и выше, чем в целом по стране), подобное сосуществование культур далеко не всегда является мирным, а их взаимодействие не всегда является продуктивным. При существующем уровне толерантности высоковероятны межэтнические и межконфессиональные конфликты.

Соответственно еще одной задачей московской сферы управления является воспитание культурной толерантности и веротерпимости. Положительным примером реализации культурной политики правительства Москвы в этой области является мемориальный комплекс на Поклонной горе. Еще одна задача – обеспечить представительство разных культурных традиций в средствах массовой коммуникации, активнее использовать государственные телевизионные каналы для сообщения значимой информации о событиях культурной и религиозной жизни различных московских диаспор и т.п.

Специфику сферы управления в Москве определяет и необходимость решения проблем, возникающих в результате противоречий естественного развития. Для нормального развития города нужны многие условия, но два из них играют определяющую роль. Это создание максимально возможного числа рабочих мест и максимальные отчисления в бюджет города. Стремление обеспечить выполнение этих условий ведет к тому, что Москва, как и другие мегаполисы, сталкивается со многими проблемами:

- конфликтом между необходимостью сохранения культурного наследия, исторического облика города и потребностями экономического роста и развития (необходимостью расширения транспортных магистралей, строительства новых зданий в черте города, в том числе и в исторической части);

- конфликтом между необходимостью обеспечить устойчивый рост производства и необходимостью сохранения экологического баланса и комфортной среды обитания;

- конфликтом между необходимостью обеспечения города трудовыми ресурсами и стремлением уменьшить нагрузку на социальную сферу города;

- проблемой старения населения вследствие увеличения продолжительности жизни горожан, что увеличивает и нагрузку на социальную сферу;

- необходимостью поиска баланса между максимальной либерализацией предпринимательской деятельности и сопутствующим ростом теневой экономики, выпускающей в том числе и контрафактную продукцию;


загрузка...