Психология отношений между поколе-ниями в современной России (17.01.2011)

Автор: Постникова Маргарита Игоревна

необходимые для решения проблем

Ссоры, конфликты между представителями разных поколений Психологические особенности возраста. Особенности протекания возрастных кризисов. Знание конструктивных способов решения конфликтных ситуаций в межпоколенном взаимодействии.

Дискриминация одного поколения другим Знание о возрастных преимуществах и потенциальных возможностях каждого поколения и их учет в межличностном взаимодействии в профессиональной, социальной, общественной, семейной и т.д. сферах.

Непринятие людьми разных поколений друг друга Возрастные особенности самоутверждения. Знание об особенностях самореализации на разных возрастных этапах.

Искаженное восприятие людьми разных поколений друг друга (стереотипы, установки и т.д.) Знание потребностей каждого возраста (поколения). Знание, способствующее разрушению негативных стереотипов о субъектах МПО и развитию на этой основе понимания и принятия представителей другого поколения, исключению из практики общения между представителями разных поколений элементов эйджизма в каком-либо его проявлении.

Непонимание между представителями разных поколений Знание о способах сохранения самоуважения на разных возрастных этапах.

Эти положения легли в основу, разрабатываемых нами на кафедре психологии ПГУ им. М.В. Ломоносова образовательных, просветительских, обучающих, развивающих и коррекционных программ, реализуемых в рамках учебных дисциплин «Возрастная психология» и «Психология развития», спецкурсов «Психология отношений между поколениями», «Методы психолого-педагогического исследования», тем курсовых и дипломных работ, выполняемых под нашим руководством, в Школе дополнительного образования «Надежда» при кафедре психологии ПГУ им. М.В. Ломоносова, тематики родительских собраний и уроков для учащихся средних профессиональных учебных заведений и школьников школ города Архангельска, цикла передач «Диалог поколений» (2006-2007 гг.) на областном радио «Поморье» для слушателей Архангельской области.

С учетом результатов проведенного исследования категориального статуса понятия «психологическое знание», его специфики и востребованности представителями разных поколений, а также с учетом возрастных особенностей субъектов межпоколенных отношений, выявленной проблематики во взаимоотношениях между ними были разработаны образовательные, просветительские программы для людей разного возраста, представителей разных поколений (младших школьников, подростков, представителей юношеского возраста, их родителей и прародителей, людей пожилого возраста).Целью реализации этих программ стало формирование терпимости, уважения, принятия в отношениях между представителями разных поколений через повышение их психологической грамотности. Результаты апробации программ подтвердили гипотезу о психологическом знании как факторе гармонизации МПО. В частности, среди основных задач формирующих программ были следующие:

• повышение информационной компетентности и психологической грамотности, касающихся возрастных особенностей на разных этапах онтогенеза;

• развитие чувства сопереживания проблемам пожилых людей;

• формирование терпимого отношения к проблемам старения и возрастным изменениям человека;

• развитие навыков рефлексии и осознания значимости общения с пожилыми людьми для саморазвития и понимания окружающего мира.

Каждое занятие включало в себя следующие блоки:

• информационный, направленный на развитие когнитивного компонента отношений;

• игровой, способствующий развитию эмоционального и поведенческого компонента отношения подростков к пожилым людям;

• рефлексивный, предназначенный для отслеживания эмоционального состояния участников программ, обобщения полученных ими знаний и опыта, получения обратной связи.

Методы, используемые в программах: ролевые игры; групповая дискуссия; упражнения, направленные на развитие возрастной толерантности; релаксационные упражнения; викторины, направленные на повышение психологической грамотности.

Формы работы:

• фронтальная (обсуждение определенных тем во всей группе);

• групповая (работа в микрогруппах);

• индивидуальная (помощь при выполнении заданий и консультации по результатам диагностики и возникающим проблемам).

В результате изучения отношений подростков к пожилым людям мы выделили черты, свойственные пожилым людям с точки зрения участников экспериментальной группы, до и после формирующей программы (Табл. 3).

После формирующей программы «портрет» пожилого человека претерпел некоторые изменения. На первое место вышли черты, характеризующие пожилых как людей, имеющих активную жизненную позицию; степень согласованности участников программы в выборе наиболее характерных черт повысился (с 67% до 92% при выборе наиболее «характерной» черты); список дополнился чертами «любит посплетничать» и «одинокий» (наряду с «болезненностью»).

Таблица 3

Наиболее часто приписываемые черты категории

«Пожилой человек»

До проведения формирующей программы % выборов После проведения формирующей программы % выборов

заботливый 67% справедливый 92%

уважает других людей 67% трудолюбивый 92%

опекающий 58% отзывчивый 83%

трудолюбивый 58% культурноразвитый 75%

справедливый 50% общительный 67%

культурно развитый 50% опекающий 58%

веселый 42% заботливый 50%

общительный 42% любит посплетничать 50%

ответственный 42% болезненный 50%

болезненный 42% одинокий 33%

Сравнивая наиболее характерные, с точки зрения подростков контрольной и экспериментальной групп, черты пожилых людей (Табл. 4), мы отмечаем более высокую согласованность в выборе положительных черт пожилых людей у участников экспериментальной группы.

Таблица 4

Наиболее часто приписываемые подростками черты к категории «Пожилой человек» после формирующей программы


загрузка...