Психология отношений между поколе-ниями в современной России (17.01.2011)

Автор: Постникова Маргарита Игоревна

• теории и концепции, рассматривающие знание, в частности, психологическое знание, психологическую культуру человека как одно из основных условий его гармоничного развития (А.Г. Асмолов, В.И. Гинецинский, В.П. Зинченко, У. Найссер, А.И. Ракитов, В.В. Семикин, В.Л. Ситников, А. Шютц, А.В. Юревич, М.Г. Ярошевский и др.);

• концепции поколенческой организации общества (М.Б. Глотов, Л.А.Гордон, Л.И. Каган, И.С. Кон, Н.В. Шахматова и др.);

• концепция о родовой целостности человека (Платон, Г. Гегель, К. Кьеркегор, П.А. Флоренский, П. Сорокин и др.); трансцендентальная концепция истории Е. Гуссерля и экзистенциальная аналитика М. Хайдеггера;

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования и проектирования результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы, анализ международных документов; обобщение и синтез, метод моделирования.

2. Эмпирические: опросно-диагностические (анкетирование, опросы, беседы), экспертная оценка, контент-анализ семантических пространств, тестирование.

3. Статистические: ранжирование, шкалирование, рейтинговая оценка, математическая статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов. На этапе обработки результатов исследования был использован пакет прикладных программ статистической обработки данных «SPSS» ver. 15.0; 17.0 для персональных компьютеров типа PENTIUM. Группа интерпретационных методов включала приемы обобщающего характера, направленные на теоретический синтез и интерпретацию статистически обработанных данных.

Психодиагностические методики: Субъективная оценка межличностных отношений – СОМО (Д.В. Духновский), методика «Профиль чувств в отношениях» (Л.В. Куликов) для изучения эмоционального компонента МПО; Диагностика межличностных отношений – ДМО (Л.Н. Собчик) для изучения когнитивного и поведенческого компонентов МПО; Тест жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова); Методика для изучения ценностей личности (Ш. Шварц); Опросник терминальных ценностей – ОТеЦ (И.Г. Сенин). Для изучения роли психологических знаний в решении проблем МПО были использованы: Семантический дифференциал; Методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви; Методика «Приписывания качеств» Д. Кац и К. Брейли; Шкала социальной дистанции Богардуса; Вопросник для измерения толерантности В.С. Магун, М.С. Жамкочьян, М.М. Магура; Методика выявления резервных возможностей воспитания толерантности в семье Г.У. Солдатовой; Тест «Самооценка толерантности личности»; Опросник для детей «Представление о пожилом человеке»; рисуночная методика «Моя семья».

База исследования. Исследование проводилось в регионах России: г. Архангельск и Архангельская область, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, г. Смоленск и Смоленская область, Чувашия и Татарстан. На разных этапах исследования в нем приняли участие 1443 человека в возрасте от 8 до 83 лет.

Научная новизна диссертационного исследования: Впервые в психологической науке предпринята попытка комплексного исследования отношений между поколениями в современном российском обществе. На основе анализа отечественных и зарубежных подходов к проблеме отношений, с опорой на междисциплинарный подход в изучении отношений между поколениями, общие и специальные методологические принципы, с учетом анализа социокультурного контекста, программных документов авторитетных международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Евразийское экономическое сообщество и др.) по проблемам МПО, сформулированы основные теоретические положения концептуальной модели межпоколенных отношений, которая содержит сущностную характеристику данного социально-психологического феномена, описание его структурно-иерархического содержания, позволившие определить перспективы в его изучении. Конкретизировано понятие «поколение», разработано определение понятия «межпоколенные отношения» в контексте психологии развития. Отношения между представителями разных поколений, людьми разного возраста, рассматриваются как главное условие развития личности человека, достижения акме.

Впервые представлен научно обоснованный авторский подход к дифференциации поколений в современном российском обществе: возраст, историческая эпоха, определяющая становление самосознания людей, социальная роль в семье. Введено в научный оборот и теоретически обосновано новое понятие «возраст поколения».

Разработан и апробирован методический инструментарий для диагностики МПО.

В работе впервые представлена комплексная научно обоснованная психологическая характеристика отношений между поколениями в современном российском обществе через описание знаний, представлений друг о друге представителей разных поколений (когнитивный компонент), гармоничности / дисгармоничности в отношениях (эмоциональный компонент), стилей взаимодействия (поведенческий компонент), ценностей (аксиологический компонент). Выявленные статистически значимые различия в характеристиках когнитивного, эмоционального, поведенческого, аксиологического компонентов подтверждают правильность разработанного подхода к дифференциации поколений.

Определены функции межпоколенных отношений: коммуникативная, образовательная, воспитательная, развивающая (передача духовных и культурных ценностей), адаптивная (проявлением которой является жизнестойкость). Доказано, что отношения между поколениями связаны с уровнем жизнестойкости человека, т.е. с его способностью активно и гибко действовать в стремительно меняющейся реальности российского общества (ситуации стресса и трудностей и его уязвимости к переживаниям стресса и депрессивности) и личностными особенностями человека. Для каждого поколения определенная функция является ведущей и соответствует социальной роли, которое то или иное поколение выполняет в семье и обществе.

Доказано, что особенности развития (своеобразие) МПО определяются следующими факторами: микросоциум (семья) и макросоциум [условия и место проживания (село / город), принадлежность к определенному этносу]. В частности, в семье отношения между поколениями более эмоционально окрашены, чем в обществе. Различия уровня жизнестойкости, ценностей у представителей разных этносов позволяют говорить о роли этнокультурного фактора в МПО. Различия в ценностях городских и сельских жителей свидетельствуют о том, что условия проживания также определяют специфику МПО.

Установлена согласованность поколений в определении важности различных типов ценностей. Выявлена поколенческая иерархия ценностей, которая соотносится с панкультурной иерархией ценностей, являющейся фактором успешного функционирования общества (Ш. Шварц). Согласно этой иерархии преобладающими являются ценности благожелательности (честность, лояльность, ответственность, снисходительность), самостоятельности (свобода, независимость, любознательность) и универсализма (социальная справедливость, равенство), также значимы ценности безопасности и конформизма. Наименьшую значимость имеют ценности трех типов: власти, традиционности и стимуляции. Соотнесенность поколенческой иерархии ценностей с панкультурной иерархией позволяет рассматривать МПО как важный фактор стабильности общества, поддержания его разумного баланса.

Психологическая характеристика отношений между представителями разных поколений позволяет прогнозировать развитие российского общества.

Разработаны и научно обоснованы образовательные, просветительские программы для представителей тех поколений, в отношениях между которыми выявлены проблемы. Результаты апробации и экспериментальной проверки разработанных программ доказали, что психологическое знание является фактором гармонизации МПО.

Теоретическая значимость исследования. Систематизирован и проанализирован накопленный в психологии и смежных областях научного знания практический опыт изучения МПО. Осуществлено моделирование МПО в рамках общепсихологических подходов через выделение и обоснование основных параметров этих отношений на основе анализа существующих в научном знании подходов к проблеме отношений и МПО. Разработана теория межпоколенных отношений в контексте возрастной психологии, психологии развития и акмеологии, включающая:

• характеристику понятий «поколения», «межпоколенные отношения»,

• критерии дифференциации поколений, что позволило осуществить моделирование МПО в рамках общепсихологических подходов,

• разработку определения понятия межпоколенные отношения, что обеспечило оформление нового подхода к пониманию МПО в контексте психологии развития и возрастной психологии.

• введение в научный оборот нового понятия «возраст поколения», что позволяет определить новые направления научных исследований, с целью содержательного наполнения этого понятия и обретения им в последующем статуса категории.

На основе анализа подходов к определению понятий «отношение» и «межпоколенные отношения», исследования их категориального статуса, разработаны определения этих понятий, что способствовало оформлению нового подхода к пониманию МПО в контексте психологии развития и возрастной психологии.

Экспериментально доказана адекватность концептуальной модели межпоколенных отношений. Определены факторы, определяющие своеобразие межпоколенных отношений и факторы их гармонизации. Новые, полученные в результате экспериментального исследования, данные дополняют теоретические положения о характере отношений между поколениями в современной России, позволяют существенно расширить характеристику возрастных особенностей человека на разных этапах онтогенеза в контексте МПО, определяющих психическое развитие человека. Выявленные характеристики МПО представляют ценность для решения широкого круга теоретических и практических задач возрастной психологии и психологии развития. В свою очередь, это дает возможность содержательно дополнить характеристику социальной ситуации развития людей разного возраста, служит основанием рассматривать МПО одним из критериев возрастной периодизации человека.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Концепция МПО определена в контексте двух аспектов: социального и психологического. Социальный аспект представлен характеристикой факторов, определяющих своеобразие МПО: микросоциум (семья) и макросоциум (условия и место проживания, этнокультурные особенности) и факторов гармонизации МПО [Государственная политика, образование (психологическое знание), СМИ, соц. реклама]. Психологический аспект модели представлен как структура, включающая объекты (поколения), компоненты (когнитивный, эмоциональный, аксиологический, поведенческий), функции (воспитательная, развивающая, образовательная, коммуникативная, адаптивная). Субъектами поколений выступают люди разного возраста. Центральным методологическим положением концептуальной модели МПО является обоснование подхода к этим отношениям как одной из важнейших характеристик возраста, определяющей развитие человека на разных этапах онтогенеза.

2. Определения понятий «поколения» и «межпоколенные отношения» сформулированы на основе теоретико-методологического анализа существующих в научном знании подходов к исследованию отношений, и отношений между поколениями, в частности, исследования категориального статуса этих понятий в контексте возрастной психологии: Поколение – группа людей, ограниченная рамками возраста, живущая в определенный исторический период, в определенных социокультурных условиях. Межпоколенные отношения – это сложный многоуровневый и многокомпонентный системный, опосредованный культурно-историческим развитием общества процесс, суть которого заключается в осознанной, ценностно-осмысленной и эмоционально окрашенной интра- и интерпсихической активности субъектов – представителей разных поколений – людей разного возраста.

3. Критериями дифференциации поколений являются: возраст, историческая эпоха, оказавшая влияние на становление самосознания, социальная роль в семье и в обществе. Дифференциация поколений определяет «возраст поколения», который соответствует этапам онтогенеза, определяется историческим развитием общества, эпохальными событиями, оказывающими влияние на развитие самосознания человека, его ценностно-смысловой сферы. Возраст поколения – это период, в течение которого в определенных социо-культурных условиях оформляется общность людей (поколение) с отличительными от предыдущего и последующего поколений психологическими характеристиками, выполняющая определенную социальную роль в семье и обществе.

4. Содержание МПО раскрывается через когнитивный, эмоциональный, поведенческий, аксиологический компоненты, каждый из которых у представителей разных поколений имеет свои особенности, в комплексе составляя содержание отношений субъектов поколений (знания, представления друг о друге, чувства, переживания, связанные с общением, ценности и т.д.), определяет характер взаимодействия субъектов МПО.

5. МПО выполняют определенные функции в обществе: коммуникативную, развивающую, образовательную, воспитательную, адаптивную. Адаптивность человека связана с развитием у него такой важной личностной характеристики, как жизнестойкость, которая характеризует меру способности личности справляться с жизненными трудностями, выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность, не снижая при этом успешности деятельности. Существует связь характера отношений между поколениями и уровнем их жизнестойкости.

6. Особенности развития (своеобразие) МПО определяются следующими факторами: микросоциум (семья) и макросоциум [условия и место проживания (село / город), этнокультурные особенности].

7. Фактором гармонизации МПО является психологическое знание, повышение общей психологической культуры людей. Просветительские, образовательные, развивающие программы должны разрабатываться с учетом: возрастных особенностей субъектов МПО; выявленных проблем во взаимоотношениях между представителями разных поколений, людьми разного возраста; специфики психологического знания, его категориального статуса и особенностей отношения к этому знанию людей разного возраста, их запросов.

Достоверность данных и обоснованность выводов, полученных в работе, обеспечивалась исходными методологическими принципами, анализом значительного объема специальной литературы по проблеме, соблюдением принципов и правил проведения исследования. Применением апробированного инструментария, репрезентативностью выборки, применением валидных методов психологического исследования, адекватных цели, задачам, предмету и логике исследования, сочетанием количественного и качественного анализа материала, корректным использованием аппарата математической обработки данных с помощью профессиональных компьютерных программ.

Практическая значимость. Полученные данные могут служить основой выработки новых моделей взаимодействия между поколениями и создать предпосылки для построения системы воспитания детей и молодежи, психологического сопровождения человека на разных этапах онтогенеза, помощи пожилым людям, создания образовательных, просветительских программ для людей разного возраста с целью повышения их психологической грамотности.

Знание и учет качественных характеристик МПО позволят грамотно выстраивать социальную политику на государственном, региональном, муниципальном уровнях, связанную с повышением качества жизни представителей всех поколений. Что может рассматриваться одним из условий совершенствования социальной и психологической работы с людьми разного возраста.

Теоретический и эмпирический материал исследования может составить содержание учебных курсов и разделов по психологии развития, возрастной, социальной психологии для студентов разных вузов. На основе апробированного комплекса диагностического инструментария может развиваться направление исследований МПО.

Разработанные программы повышения психологической грамотности субъектов МПО могут составить основу методического инструментария психологов образования. Выводы, полученные по результатам исследования, могут использоваться в практике психологического консультирования по проблемам межвозрастного, межпоколенного взаимодействия.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы исследования были представлены и апробированы в виде докладов на Международных, Всероссийских, региональных и областных научных и научно-практических конференциях, в том числе I Всероссийской конференции по психологии РПО «Психология сегодня» (Москва, 1996); I Всероссийской научно-методической конференции «Развивающаяся психология – основа гуманизации образования» (Москва, 1998); Третьей международной конференции «Youth on the Threshold of third Millennium. Abstracts» (Петрозаводск, 2000); Всероссийской научно-практической конференции «Россия ХХI века: пути и перспективы развития» (Москва,2007); IV съезде РПО (Ростов-на-Дону, 2007); IХ, Х, XI, XII Международных Ломоносовских научных чтениях «Психология и современный мир» (Архангельск, 2007, 2008, 2009, 2010); Третьей Международной научной конференции «Психологические проблемы современной семьи» (Москва, 2007); IV национальной научно-практической конференции «Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение» (Москва, 2007); Третьей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики» (Казань, 2007); Всероссийской научно-практической конференции «Ребенок и современный мир» (Архангельск, 2008); Третьей и Четвертой Международных научно-практических конференциях «Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития» (Санкт-Петербург, 2008, 2009); Всероссийской конференции с международным участием «Роль гуманитарных наук в системе современного высшего образования» (Самара, 2008); Международном конгрессе «Психология ХХI столетия» (Ярославль, 2008); 4 Международной научно-практической конференции «Механизмы устойчивого развития инновационных социально-экономических систем» (Бобруйск, 2009); Международном конгрессе «Психология ХХI столетия: Теория. Эксперимент. Социальная практика» (Кострома, 2009); Международной научно-практической конференции «Глобальный кризис и социальные изменения: вызовы и стратегии» (Тюмень, 2009); Общероссийской научно-практической конференции «Современные исследования социальных проблем» (Красноярск, 2009); Международной конференции «Социальные представления и самоопределение молодежи в изменяющемся мире» (Саратов, 2009); Десятой международной конференции «Чтения памяти Л.С. Выготского» «Камень, который презрели строители» культурно-историческая теория и социальные практики» (Москва, РГГУ, 2009); Международной научно-практической конференции «Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации» (Новокузнецк, 2010); Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы теории и практики психологии отношений» (Екатеринбург, 2010); Всероссийской конференции «Психология безопасности жизнедеятельности человека и общества в современном мире» (Москва, 2010); Международной научной конференции «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире» (Гомель, 2010).

Результаты исследования обсуждались на теоретических семинарах и заседаниях кафедры психологии образования и развития РГПУ им. А.И. Герцена и кафедры психологии ПГУ им. М.В. Ломоносова.


загрузка...