Модернизация инфраструктурных секторов в воспроизводственной системе региона (17.01.2011)

Автор: Гокжаева Елена Борисовна

14,9 -/ 82,8 47,3/

21,8 42,0/40,0

Торговая инфраструктура Распределение оборота розничной торговли, % от общего объема розничной торговли 1,5/ 92,6 1,3/ 91,4 1,1/ 90,5 0,8/ 89,0 0,7/ 89

Транспорт Число автобусов общего пользования на 100 000 чел. населения, шт. на конец года (государственная / негосударственная) 31/

12 30/9 28/9 27/9 25/ 10

Жилищная инфраструктура Соотношение государственного и муниципального и частного жилищного фонда, % от общего жилого фонда 10,8/

88,8 10,4/

89,6 8,6/

91,1 8,2/

91,5 7,5/ 92,2

Как видно из табл. 2, в традиционных инфраструктурных секторах, таких как жилищно-коммунальный сектор, транспортный, доля государственного сектора существенно выше, чем в среднем в экономике. Например, доля государственных и муниципальных предприятий в производстве и распределение электроэнергии, газа и воды в 3-4 раза больше, чем в среднем по экономике региона. Значительное преобладание государственного сектора наблюдается и в автотранспорте, где государственным и муниципальным предприятиям принадлежит большая часть (около 3/4) автобусов общего пользования.

Тем не менее, в торговле и в жилом секторе государственной форме собственности принадлежит меньшая (и достаточно незначительная) часть. Так, лишь 1-1,5 % оборота розничной торговли приходится на предприятия государственной и муниципальной форм собственности. Аналогичные процессы реформирования происходили и продолжают реализовываться в сфере управления объектами социальной инфраструктуры, в первую очередь, здравоохранении и образовании.

Таким образом, государственный сектор и государственные предприятия продолжают играть существенную роль в развитии инфраструктурных секторов региона. Отказ от государственного предпринимательства, особенно в различных инфраструктурных секторах создает предпосылки для дестабилизации экономики и стагнации развития данных секторов и ограничивает возможности и темпы роста экономики. Недостаточное использование государственного предпринимательства как инструмента в практике регионального управления инфраструктурными секторами экономики обусловлено отсутствием целостного теоретико-методологического базиса, обеспечивающего процесс принятия решений для формирования институциональной среды развития госсектора в рыночных условиях.

Анализ статистических данных говорит о том, что развитие инфраструктурных секторов Ростовской области, происходит недостаточными темпами. Так, состояние и степень износа основных фондов таких основных секторов инфраструктуры, как дорожно-транспортный и жилищно-коммунальный, характеризуется высокой степенью износа и значительной долей убыточных организаций (табл. 3).

При этом ввод в действие новых мощностей осуществляется недостаточными темпами, что приводит к снижению обеспеченности населения и объектов производственной сферы соответствующими инфраструктурными услугами (табл. 4).

Высокая степень физического и морального износа основных фондов предприятий инфраструктуры приводят к повышенной аварийности, росту потерь ресурсов (воды, тепла, электроэнергии), и как следствие, издержек и убыточности самих предприятий, а также высокой энергоемкости как самих инфраструктурных объектов, так и экономики в целом.

Таблица 3 – Основные показатели состояния некоторых инфраструктурных секторов Ростовской области, 2007-2008 гг.

Инфраструктурный сектор / вид деятельности Показатели

Основные фонды (по полной учетной стоимости), млн. руб. Степень износа основных фондов, %

Дорожно-транспортный 104 100 30,7

Управление эксплуатацией жилого фонда 5214,2 34,7

Производство и распре-

деление газообразного топлива 4493,1 43,1

Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) 2809,2 36,7

Сбор, очистка и распределение воды 6204,4 51,7

Деятельность гостиниц 622,5 15,6

Управление эксплуатацией нежилого фонда 497,4 11,4

Удаление сточных вод, отходов и аналогичной деятельности 733,2 32,5

Предоставление персональных услуг 285,4 36,4

Более точно оценить обеспеченность территории региона и проживающего на ней населения, а также хозяйствующих субъектов услугами инфраструктурных секторов можно, использую так называемые условные показатели (см. табл. 5), которые рассчитываются исходя из соотношения объема основных фондов, протяженности сетей или наличия тех или иных объектов инфраструктуры на площадь территории или соответствующее количество населения.

Так, исходя из данных табл. 4, можно сказать, что за последние три года в Ростовской области наблюдается в среднем увеличение густоты дорог общего пользования, незначительное увеличение густоты условных жилищно-коммунальных сетей, снижение обеспеченности объектами здравоохранения и культуры, рост обеспеченности населения кредитными организациями и их филиалами. Такой подход наиболее удобен и достоверен также в тех случаях, когда необходимо проанализировать равномерность или неравномерность обеспеченности различными инфраструктурными услугами и объектами всей территории региона. Для этого необходимо рассчитывать подобные показатели для каждой территории, составляющей общее пространство региона, например, в разрезе муниципальных образований, что позволит более адекватно оценить территориальный аспект развития инфраструктурных секторов региона.

Таблица 4 – Обеспеченность населения и объектов производственной сферы Ростовской области некоторыми инфраструктурными услугами

Показатель 2006 2007 2008

Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 1000 кв. км. территории, километр 141 143 142

Грузооборот эксплуатационного грузового автомобильного транспорта, тысяча тонно-километров 453266,3 440848,4 579324

Перевозки пассажиров автотранспортом, тысяча человек 252367,5 256664,3 257366,7

Ввод в действие основных производственных мощностей транспорта за счет нового строительства, расширения и реконструкции, в т.ч.:

Введено в действие вторых ж/д путей, км. - 21,7 32,8

Введено в действие автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования, км. 40,0 64,1 66,6

Введено в действие газопроводов магистральных и отводов от них, км. 29,6 48,9 0,02


загрузка...