Этнокультурные аспекты русского православного поста (XIX – начало XXI в.) (16.11.2010)

Автор: Воронина Татьяна Андреевна

Глава 2. Соблюдение поста среди отечественных подвижников благочестия

Источники показали, что по сравнению с другими сословиями в крестьянской среде было больше подвижников благочестия, которые продолжали жить в миру или оставляли общину и уходили в монастыри. В некоторых случаях это делалось путем особых постнических подвигов и трудов. Такое поведение не оставалось незамеченным: общественное мнение выделяло более нравственных и благочестивых людей из окружающей среды. Источниками для изучения таких явлений могут служить как опубликованные, так и неопубликованные материалы, которые содержат немало жизнеописаний отечественных подвижников благочестия.

Религиозная основа соблюдения поста побуждала отправляться на богомолье к ближним и дальним святыням. Благодаря источникам, удалось проследить географию паломнических, как правило, пешеходных маршрутов во время Великого поста.

Для XIX – начала XX в. было характерным появление большого числа подвижников благочестия в миру. Это могли быть девушки, не вышедшие замуж и посвятившие себя служению Богу и людям («чернички»), а также взрослые женщины, которые после потери мужа или других причин «обрекали» себя на одиночество и вели монашеский образ жизни. Некоторые мужчины и женщины, обретя дар прозорливости, продолжали жить в сельской общине, но случалось и так, что они уходили в монастырь. Источники свидетельствуют о большом числе таких подвижников из народа, значительно превышающем численность подвижников из других сословий.

В целом нравственные аспекты соблюдения поста рассматриваются в рамках проблемы взаимодействия нравственности и религиозности в народной культуре. В строгом соблюдения постов отразился менталитет русского народа и в более широком смысле – национальное самосознание русских. Сведения о том, как постились в России вплоть до социальных потрясений в 1917 г., показывают, что неукоснительное соблюдение постов считалось в народе важным условием и свидетельством чистоты христианской веры.

Часть IV включает две главы, в которых рассматривается соблюдение поста в советский период (1917-1991) и в настоящее время.

Глава 1. Соблюдение поста в советский период (1917-1991).

Гонения на Русскую Православную Церковь, как и на другие религии, сопровождалось атеистической пропагандой. Различного рода преследованиям за веру подвергалось не только духовенство, но и миряне. Новая власть стремилась диктовать новые обычаи и обряды. Атеистическая пропаганда, широко развернувшаяся в 1920-1930-е гг., обрушилась на традиционные устои русского общества и особенно на уклад крестьянства, заставила многих отказаться от проявления прежних религиозных воззрений. В наибольшей степени изменилось молодое поколение, среди которого активно проходила агитация за полный отказ от веры. Очевидцы этих перемен отмечали, что «зачастую в пост едят скоромное, а в праздник работают», в пост играли свадьбы и отказывались посещать храм (Золотарев 1926).

Исследование практики поста в советский период было связано с полевыми изысканиями, которые при наличии других источников (например, воспоминаний современников) стали основными для освещения такой широкой проблемы, как взаимодействие этнических традиций и христианства в условиях преследования веры.

Соблюдение поста в советский период тесно связано с жизнью верующих в условиях революционного переустройства общества. Этим объясняется то обстоятельство, что традиция соблюдать общественные посты исчезла. Последние общественные посты соблюдались в разгар Первой мировой войны в августе 1915 г., в 1918 г. – во время новой «смуты» и во время голода в Поволжье в 1920-е гг.

Вместе с тем, полевые материалы, собранные во многих областях РФ, показали, что отход от религии значительной массы населения и внешнее игнорирование религиозных обрядов не означал забвения православных традиций. Сведения, собранные в экспедициях, подтвердили, что традиция не прерывалась и посты все же соблюдались.

Источники показали, что с началом революционных преобразований пищевой рацион тех, кто соблюдал посты, включал все те же мучные и крупяные блюда. В годы Гражданской войны и Отечественной войны 1941-1945 гг. постный рацион сводился к минимуму или вовсе отсутствовал в силу отягчающих обстоятельств. Тяжелыми для верующих стали также 1990-е годы – период политических и экономических реформ, когда рост инфляции вынуждал ограничивать постный стол до предела.

Полевые материалы показали, что традиция соблюдения постов не прерывалась и сохранялась ревнителями православной веры. Во времена преследования верующих многие остались верны своим религиозным убеждениям. Особенностью советского периода в жизни верующих было то, что им приходилось скрывать свою веру и соблюдать посты в тайне. Были случаи, когда репрессированные верующие постились даже в местах заключения. Тем не менее, многие остались верны своим религиозным убеждениям. Для советского периода особенно характерно появление новомучеников, пострадавших за веру в местах ссылки и заключения в лагерях, а также тайное подвижничество в миру, что продолжило традиции русского старчества.

Глава 2. Современная практика поста.

Изменения, которые произошли в конце XX в., связанные с распадом бывшего Союза ССР и началом демократических преобразований, а также с празднованием Тысячелетия христианства на Руси (1988), повлекли за собой легализацию многих церковных традиций, в том числе и соблюдения постов на фоне возвращения традиций в условиях общественных трансформаций. Это сопровождалось постепенным освобождением верующих от необходимости скрывать свои религиозные убеждения, таким образом, у этнографов появилась возможность опрашивать жителей города и деревни столь же свободно, как при работе с информаторами по другим вопросам изучения материальной и духовной культуры.

Обращаясь к современной практике, целесообразно обратиться к вопросу о религиозности российского общества. Однако по этому поводу существуют разные мнения, а отдельные статистические сведения не дают цельной картины. С этнографической точки зрения правильнее говорить о возрастающей тенденции приобщения к православной вере среди разных возрастных групп и, соответственно, увеличению численности лиц, соблюдающих посты.

В своей основе церковный устав остался неизменным, поэтому верующие по-прежнему соблюдают многодневные и однодневные посты. Однако в настоящее время посты в семьях соблюдаются по-разному. В тех, где все верующие, соблюдаются установленные церковью посты, поэтому приготовление постной пищи не вызывает никаких проблем. В семьях, где есть верующие и неверующие, скоромную и постную пищу готовят отдельно. Различия в питании могут быть довольно большими в зависимости от семейного достатка, хотя в основе постный стол включает много мучных и крупяных блюд. Современный постный стол характеризуется стабильным ассортиментом блюд по сравнению с предыдущим десятилетием.

Вместе с тем, традиционное питание подверглось значительным инновациям, что сказалось на характере постного стола вообще. Характерным для постного рациона стало частое употребление морепродуктов, сублимированных продуктов, еды быстрого приготовления, что свидетельствует о включении россиян в процесс глобализации. Рекламу постных продуктов поддерживают разнообразные средства массовой информации, начиная от печатной продукции до телевидения и внешней рекламы.

Соблюдение постов многие истолковывают неправильно, видя в них средство для улучшения физического здоровья и, чаще всего, для похудения. Такой взгляд распространяется средствами массовой информации, всячески рекламирующими различные диеты, голодание, а также биологические добавки в пищу (преимущественно американского производства). Вместе с тем влияние последних на человеческий организм, а также последствия чрезмерного увлечения ими до сих пор мало изучены. Это ведет к тому, что нравственные аспекты соблюдения поста, его духовная значимость игнорируются.

Пользу поста признает и современная медицина, поскольку временное воздержание от тяжелой («скоромной») пищи предписывается больным для излечения от ряда заболеваний желудочно-пищеварительного тракта и других болезней. Полное воздержание часто предписывается перед серьезной операцией. Разнообразные диеты также представляют собой воздержание от определенного вида пищи.

Религиозно-нравственные аспекты поста в своей основе остаются неизменными. Одним из показателей этого стало распространение случаев отказа венчаться в дни поста. Последствия нарушения традиционного запрета иллюстрируют современные рассказы о несчастьях, постигших молодых, венчавшихся постом. В настоящее время по-прежнему постятся «за детей» по понедельникам. Такой пост налагают на себя (сами или по благословению духовного отца) также женщины, искусственно прерывавшие свою беременность. Среди верующих распространено чтение духовной литературы в дни поста, чему способствует широкая сеть магазинов и лавок при храмах и монастырях.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что условия современной жизни сильно отличаются от прежней, поэтому практическое осуществление постов затрудняется и не всегда они могут быть воссозданы в традиционном виде: у многих людей изменились жизненные ориентиры и ценностные установки. Отношение к посту у большинства молодежи индифирентное, хотя воцерковленная ее часть соблюдает посты по церковному уставу.

В Заключении подведены общие итоги исследования русской практики поста в XIX – начале XXI века.

Пост представляет собой сложное этнокультурное явление, в состав которого входят многие взаимодействующие элементы, имеющие духовное или материальное основание. Являясь существенным признаком религиозности, нередко и показателем ее уровня (как для отдельных лиц, так и для общностей), пост в то же время связан с традициями питания конкретного этноса и оказывает заметное влияние на них.

Рассмотрение особенностей постного стола и религиозно-нравственных аспектов воздержания в дворянской, купеческой и крестьянской среде позволило отметить различной степени сохранность традиции соблюдения поста в разных социальных стратах.

В целом источники показывают, что в ХIХ – начале ХХ в. многодневные и однодневные посты занимали существенное место в пищевом рационе русских крестьян, который при сохранении определенных блюд, характерных для русских в целом, имел региональные и социальные особенности. Можно сказать, что посты играли значительную роль в жизни крестьян, заставляя не только заранее готовиться к посту в смысле заготовки необходимых продуктов, но и перестраиваться в духовном и нравственном отношении. Собранные материалы о соблюдении постов свидетельствуют о высокой степени религиозности русских крестьян, оставивших нам примеры строгого воздержания в еде и замечательные образцы благочестия. Постоянное участие детей в постах семьи имело не только духовное, но и педагогическое значение, воспитывая силу воли в воздержании от соблазнов.

Систематическое ограничение состава повседневной и праздничной пищи во время постов способствовало оформлению традиционного питания русских в цельную и устойчивую систему. Питание в дни постов занимало значительное место в общепринятой системе питания русских. По своей структуре в будни и праздники посты не только не выпадали из общей культуры питания, но были ее органичной частью.

Соблюдение постов имело, помимо всего, практическое значение, так как заставляло экономно и бережно расходовать мясные и молочные продукты. Посты позволяли структурировать жизнь: они вносили в диффузный поток бытия элементы структурного чередования. Весь уклад жизни и все аспекты жизнедеятельности были сформированы и функционировали в соответствии с сакрализованным делением времени.

В советский период традиция соблюдения постов не прерывалась и сохранялась ревнителями православной веры. Вместе с тем, им приходилось скрывать свою веру и соблюдать посты в тайне. Это особенно характерно для тех, кто пострадал за веру в местах ссылки и заключения в лагерях. Несмотря на гонения, в среде верующих сохранялось тайное подвижничество в миру, что продолжило традиции русского старчества.

Празднование Тысячелетия Крещения Руси в 1988 г. всколыхнуло национальное самосознание россиян и привлекло в лоно церкви массы верующих, которые вынуждены были скрывать свои религиозные убеждения в условиях гонения православной веры, а также тех, кто пожелал приобщиться к церкви и следовать ее установлениям. Судя по полевым материалам, православный пост занимает не последнее место в системе этнической самоидентификации русских и в широком смысле может служить показателем религиозности современного российского общества.

В сравнительном изучении практики поста в прошлом и настоящем видится важное практическое значение именно сейчас, когда теряются истинные моральные ценности, а взамен предлагаются мнимые, искусственные. В более широком смысле исследование практики поста может существенно дополнить знания о духовной и материальной культуре русского народа, больше узнать об отечественных подвижниках благочестия, сочетавших постнические труды с молитвенной практикой.

Большое число постных дней в году позволяет говорить о православном посте как о своего рода феномене в жизни русских на фоне сравнительно небольшого числа постов у других народов.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Публикации в научных журналах, включенных ВАК Минобрнауки России в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора наук

1. Практика поста в древнерусской лексике и фразеологии // Клио. 2010. № 4. – 0,4 печ.л.

2. Традиционные формы досуга сибирских крестьян во время поста в XIX в. // Гуманитарные науки в Сибири. 2010. № 4. – 0,5 печ.л.

3. Рацион питания сибирских крестьян в дни поста (ХIХ в.) // Евразия. 2010. № 4. – 0,7 печ.л.

4. Рацион питания русских крестьян во время поста (ХIХ в.) // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. Том 12. № 6. – 0,5 печ.л.

5. Отражение практики поста в традиционном русском лексиконе // Вестник Нижегородского гос. университета . 2010. № 4.– 0,4 печ.л.

6. Традиции соблюдения поста в крестьянской среде (XIX – начало XX в.) // Россия и современный мир. 2010. № 3. – 0,5 печ.л.


загрузка...