Исследование закономерностей и методов совершенствования инженерной устойчивости природно-технических систем в развитии Санкт-Петербургской агломерации (16.11.2009)

Автор: Усанов Борис Павлович

1. Разработка чёткой взаимоувязки в современных условиях всех систем стратегического, территориального и пространственного планирования и проектирования в целях обеспечения устойчивого развития;

2. Теоретическое обоснования представления Санкт-Петербурга как композиции «природно-технических систем»;

3. Выявление и изучение тенденций территориального развития мегаполиса Санкт-Петербурга и обоснование необходимости перехода на агломерационное построение хозяйствования в регионе;

4. Анализ наиболее эффективных инженерных средств и технологических приёмов мониторинга состояния природно-технических систем в целях действенного сокращения антропогенного влияния на окружающую среду;

5. Определение критериев оптимизации системы индикаторов, индексов и рисков геоэкологического состояния и факторов устойчивого развития комфортной среды обитания;

6. Выявление степени опоры на мультимодальные и транзитные перевозки, логистический сервис, инновации и кластерное построение хозяйствования, новые технологии и методы дистанционного зондирования в целях минимизации техногенной нагрузки на среду;

7. Совершенствование понятийного аппарата для формирования прагматических путей устойчивого развития;

8. Формулировка законодательных инициатив и направлений совершенствования Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения средового подхода к оптимизации окружающей среды.

Научные положения и основные результаты, выносимые на защиту:

Методология стратегического планирования как основное направление прогнозирования в условиях становления и совершенствования рыночной экономики, интеграционного и глобального развития – форма выражения согласительных взаимоотношений власти, общества и бизнеса. Использование метода стратегического планирования обусловлено высокой скоростью изменений параметров внешней среды, необходимостью формирования новых конкурентных преимуществ и возможностей города, способных обеспечить его устойчивое развитие.

Геоэкологический подход к комплексному территориальному планированию на основе интеграции социальных, экономических, инженерных и экологических аспектов в принятии решений и практической деятельности, позволяющий внедрить в жизнь принцип устойчивого развития и сформулировать основные критерии определения целесообразности и обоснованности намечаемых путей его обеспечения. Применение геоэкологического подхода показывает, что субъекты планирования при этом должны быть максимально укрупнены: в области административного устройства - до градостроительных агломераций; в области реальных объектов – до «природно-технических систем».

Формирование Санкт-Петербургской агломерации рассматривается как естественный процесс развития города. Санкт-Петербургская агломерация – моноцентрическое, сложноустроенное территориальное образование, структуризацию и развитие которого долджны осуществлять не только органы власти, но и представители научного и бизнес сообществавторое по масштабам, значению и уровню развития в стране, но структурно ещё только вызревающее.

4. Концепция появления в биосфере понятия «Природно-технических систем» как систем нового типа, объединяющих в единое целое природные комплексы и природные системы. «Природно-технические системы» – совокупность природных и искусственных объектов, формирующихся в результате строительства и эксплуатации инженерных и иных сооружений и технических средств, взаимодействующих с природными объектами. Функционирование природно-технических систем имеет целенаправленный характер, а основными свойствами природно-технических систем являются разномасштабность, открытость, динамичность и устойчивость. Они взаимозависимы и взаимодополняемы. Их экологическая безопасность гарантирует устойчивое состояние окружающей среды.

5. Трактовка и рассмотрение Санкт-Петербурга как композиции трёх наиболее значимых природно-технических систем (городской среды обитания с его всемирно известным историческим центром, «водоцентрической» системы и территориально-транспортного комплекса с мультимодальными трансмпортными коридорами) и четырёх специфических природно-технических систем (Невской губы гигантского многофункционального внутригородского водоёма, намывных территорий, Комплекса защитных сооружений от нагонных наводнений и подземного пространсмтва)

6. Новые средства и методы оценки состояния и качества компонентов природно-технических систем, обеспечивающих приоритет экологического императива и более точные уровни оценок, понятных лицам, принимающим решения, основанных на четырёх методологических принципах: совместимости, мобильности, последовательного комплексирования и взаимодополнительности, способных обеспечить пути устойчивого развития..

Методы исследований: системный многофакторный подход, теоретические и крупномасштабные эксперименты в реальной действительности, методы имитационного и математического моделирования, численные методы расчёта, методы прикладной статистики и интерпретации статистических данных, аналитического обзора больших информационных потоков, обрабатываемых в реальном масштабе времени, картографического методы.

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:

1. Впервые на примере Санкт-Петербурга представлены пути и методы решения крупной научно-технической проблемы по исследованию закономерностей и методов совершенствования инженерной устойчивости природно-технических систем в развитии агломераций на основе системного подхода, обобщённых показателей, способов их оценки и моделей с их использованием, а также методов и средств их системологии и современной аппаратуры;

2. Впервые научно и методологически обосновано введение в процесс проектирования понятие «природно-технические системы», обеспечивающего и гарантирующего, наряду с известным триумвиратом – конструктивность, польза и красота, экологичность объектов архитектурного и градостроительного творчества и, прежде всего, градостроительных агломераций;

3. Теоретически и экпериментально выявлена возможность использования основных характеристик природно-технических систем, таких как: открытость, взаимоувязанность, взаимодополняемость и коррелируемость, способных придавать градостроительным агломерациям необходимые свойства устойчивого развития;

4. Впервые на примере КЗС разработана теоретически и подтверждена обоснованность и эффективность применения предложенных приёмов совершенствования инженерной устойчивости природно-технических систем с одновременным приданием им необходимых свойств геоэкологической направленности;

5. Обоснованы, разработаны и внедрены многоуровневые методы наблюдения и средства инженерного экомониторинга и моделирования на примере электронной базы данных для водной системы «дельта реки Невы - акватория Невской губы - мелководная часть Финского залива», геодинамического полигона на мысе Шепелево, обеспечивающие требуемую комплексность в оценке роли и действенности приобретения природно-технической системой свойств устойчивого развития.

6. Применительно к Балтийскому региону разработаны новые технологии снижения техногенной нагрузки на окружающую среду, что позволяет в условиях интеграции и все возрастающего экологического кризиса заметно повысить эффективность стратегического планирования Санкт-Петербургской агломерации и обеспечить ее перевод на путь устойчивого развития.

7. Теоретически обоснована и сформулирована в поэтапном исполнении методология выхода на новое, востребованное научное направление изучения и прогнозирования устойчивого функционирования и развития природно-технических систем, опирающееся на базу эффективного и сбалансированного сочетания различных закономерностей агломерационного развития с единым подходом к правовым, нормативным, экологическим, техническим и организационным взаимосвязям.

Практическая значимость и реализация результатов исследований состоит:

Во вводе в эксплуатацию объектов Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений в полном соответствии с проектом и со всеми инженерными изменениями и уточнениями, нашедшими отражение в настоящей диссертации, что значительно повышает его устойчивость и расширяет геоэкологическую направленность влияния КЗС на акваторию Невской губы и восточной части Финского залива;

В принятии распоряжений Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2008 года № 1340-р «О присвоении наименования морскому порту в г. Санкт-Петербурге» и от 20 августа 2009 года № 1225-р «Об установлении границ Большого порта Санкт-Петербург (г. Санкт-Петербург)», постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 9 октября 1987 года № 48 «Об анализе функционального использования акватории и прибрежной территории Финского залива в пределах Санкт-Петербурга» и от 26 июля 2001 года № 49 «О Концепции государственной поддержки международного транспортного комплекса в 2001-2004 годы»;

В преломлении проработок диссертанта по КОДам и шифрам городской среды в принятом Законе Санкт-Петербурга от 19 января 2009 № 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга»;

4. В использовании положений, изложенных в диссертации, в разработке Стратегического плана Санкт-Петербурга (1987), Генерального плана развития Санкт-Петербурга (2005), «Плана действий ХЕЛКОМ на Балтийском море» (2007), в проектах Межправительственного Соглашения «Об организации многоуровневого и спутникового мониторинга портовых комплексов и судовых трасс на Балтийском море» и «Стратегии развития Морской деятельности Российской Федерации на период до 2020 года и на более отдалённую перспективу»;

В создании в составе Правительства Санкт-Петербурга Комитета по транспортно-транзитной политике, Северо-Западного межрегионального информационно-аналитического центра транспортной логистики «Айлот», Международного Евро-Азиатского Транспортного Союза, в регулярном проведении Международных Евро-Азиатских конференций по транспорту и международных экологических Форумов «День Балтийского моря»;

В участии ряда пионерных предприятий и организаций города в российско-шведско-финском проекте по использованию в российских условиях практики опоры на наилучшие технологии (ВАТ) при инициировании вопроса о получении разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ;

В отработке первой версии проекта Берегового Кодекса Российской Федерации;

8. В написании на конкурсной основе учебника нового поколения «Экология» для технических ВУЗов страны и во введении на его основе в программу обучения специалистов городского хозяйства в СПб ГАСУ более десяти лет назад курса «Экология городской среды».

Апробация работы. Основные результаты диссертационной работы были предметом регулярного обсуждения в Министерствах Российской Федерации, Комитетах Государственной Думы и Совета Федерации; на Сессии Верховного Совета РСФСР, заседании Президиума Академии Наук СССР, пленуме правления Союза Архитекторов СССР, в Правительстве Санкт-Петербурга; в международных организациях за пределами России (ЕБРР, ХЕЛКОМ, «Северный Форум», ТЕДИМ); в международных симпозиумах и Форумах в Вене, Вильнюсе, Гданьске, Дрездене, Дортмунде, Лондоне, Милане, Одессе, Риге, Риме, Стамбуле, Таллинне, Хельсинки; на Международных конференциях английского института Адама Смита, Петербургского экономического Форума, в рамках ТРАНСТЕКа и ТЭК, Международного экологического Форума «День Балтийского моря», «АКВАТЕРРА», «Белые ночи» и на ежегодных конференциях профессоров, преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов СПб ГАСУ.

Личный вклад соискателя. Работа содержит результаты многолетних исследований, выполненных лично, при непосредственном участии или под руководством автора. Личное участие состоит в определении основной идеи исследования, постановке научных и практических задач, обосновании принимаемых решений и разработке методов их реализации; кадровом, технологическом, техническом и информационном обеспечении намечаемых исследований, повседневном руководстве многими из них, установлении необходимых контактов для этого, а самое главное - постоянном стремлении к внедрению апробированных результатов в практику жизни Санкт-Петербурга и Балтийского региона.

Публикации. Основное содержание диссертации отражено в 22-х выполненных под руководством или при непосредственном участии диссертанта научно-исследовательских работах, в монографиях «Планирование развития крупных городов. Опыт и пути совершенствования» и «Управление развитием крупных городов» (в соавторстве с Кривовым А.С. и Назаровым В.Ф.); учебнике «Экология» (в составе авторского коллектива); в 66-ти изданиях и брошюрах; в 112 журнальных и газетных статьях, в том числе в 9 изданиях, рекомендованных ВАКом, и 6, опубликованных за рубежом, 77 докладах на национальных и зарубежных конференциях и форумах и 6 авторских свидетельствах и патентах.

Структура и объём работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, выводов и рекомендаций, перечня использованных источников, выполненных под руководством или при непосредственном участии диссертанта научно-исследовательских работ, выпущенных диссертантом изданий. Объём диссертации составляет 306 страниц и 94 иллюстрации.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Первая глава посвящена истории становления Санкт-Петербургской системы расселения. Приводится анализ зарождения, начиная с петровских времён, и развития Санкт-Петербургской агломерации.

В диссертации подчёркивается, что в нашей стране агломерации долго не являлись специальным объектом градостроительного проектирования, и лишь в последнее время появилось понимание их важности в перспективном устройстве страны и регионов. Обращение крупного города к агломерации – естественный результат его саморазвития. В условиях России с её гигантскими пространствами и расстояниями агломерации особенно востребованы. Крупные городские агломерации должны стать частью долгосрочной стратегии развития России. Уже сейчас в характеристике петербургской региональной системы расселения достаточно явно просматриваются черты моноцентрической структуры поселений с явным преобладанием центрального города-ядра; довольно масштабного сложноустроенного, целостного территориального образования, второго по значению и уровню развития в стране, но структурно ещё только вызревающего [9]. При этом утверждается, что вся история взаимоотношений Санкт-Петербурга и Ленинградской области, не говоря о едином «геополитическом» звучании этих мест, пронизана так называемым «тандемным» эффектом. У этих субъектов Российской Федерации – много взаимно пронизывающих направлений хозяйствования: водные ресурсы, транспортная деятельность, энергообеспечение; достаточное число примеров существования единых направлений хозяйствования, таких как служба управления внутренних дел, система мониторинга состояния окружающей среды и т. п. Оба субъекта входили в единый организм Ленинградского совнархоза, становились предметом прогнозирования в составе единого Генерального плана развития города и области.


загрузка...