Религиозность современного российского общества: социально-философский анализ (16.11.2009)

Автор: Лобазова Ольга Федоровна

6) Особенностями современного этапа развития религиозности российского общества являются: рост количественных показателей религиозной активности; укрепление политических позиций традиционных религиозных организаций; замедление количественного роста и внутреннее укрепление нетрадиционных для России религиозных организаций протестантского толка; распространение массового интереса к вневероисповедным представлениям и организациям; проявление внешней, обрядовой стороны религиозности; установление и выполнение правовых норм государственно-церковных отношений.

7) Через систему факторов религиозности возможно оказать управляемое воздействие на тенденции современной религиозности и задействовать ресурсы религиозности в достижении такого состояния общественных отношений, которое определяется как социальная солидарность. Для движения общества к подобному типу социального взаимодействия необходимо обращение к устойчивым, гуманным и ясным основаниям и ресурсам духовной жизни. Наиболее адекватным современной ситуации (в условиях срочной востребованности) представляется ресурс социальной солидарности, содержащийся в православном миропонимании. Ресурс социальной солидарности в религиозной идеологии русского православия содержит реальные возможности решения проблем взаимоотношений различных субъектов. Среди особенностей православного мироотношения следует выделить отношение к ведущим способам освоения мира, когда главное место в культуре занимает моральная воля и вся энергия преображения мира ведёт человека к установлению такого состояния личностного сознания, которое называется в православии «благодатью», то есть полной реализацией возможностей личности в пределах добра, справедливости и целесообразности мира.

Степень обоснованности и достоверности результатов исследования автор стремится обеспечить обращением к социально-философским методам познания, последовательным применением общефилософских методов познания, инновационных идей источников по социальной философии, антропологии, истории философии, культуры, общества. Достоверность полученных результатов также определяется обоснованностью интерпретаций особенностей содержания и форм проявления современной религиозности на основе современной общественно-исторической практики. Привлекается обширный историографический и статистический материал, результаты социологических исследований.

Научно-практическое значение исследования. Авторская концепция социально-философского исследования религиозности имеет практическое значение, ибо является методологической основой исследования феномена религиозности, связанных с ним противоречий повседневной реальности и путей их разрешения. Основные положения и концепции диссертационного исследования феномена религиозности современного российского общества могут быть использованы при решении на государственном уровне проблем государственно-церковных, межконфессиональных и иных отношений, в которых участвуют субъекты религиозности. Выводы исследования могут быть применены научными работниками, преподавателями высших учебных заведений при чтении лекций по учебным курсам «Социальная философия», «Основы религиоведения», «Культурология», «Политология», «Социология».

Апробация исследования. Результаты исследования освещались в следующих выступлениях диссертанта: на II Международном конгрессе «Российская семья» (Москва, РГСУ, 2006); на IV Международном симпозиуме по имиджелогии (Москва, Академия имиджелогии, 2006); на V Годичных чтениях Гуманитарного факультета РГСУ (Москва, 2006); на Рождественских чтениях «Вера и образование: общество, школа, семья в ХХI веке» (Москва, январь 2007); на VI Годичных чтениях Гуманитарного факультета РГСУ (Москва, январь 2007); на Шестом Международном симпозиуме по имиджелогии (Москва, 2008); на Всероссийской научной конференции «Россия: путь к социальному государству» (Москва, июнь, 2008); на Всероссийской научной конференции «Наука и власть: проблема коммуникаций» (Москва, сентябрь 2008); на IX Международной научной конференции «Россия: ключевые проблемы и решения» (Москва, декабрь 2008); на Всероссийской конференции «Конституции и доктрины России современным взглядом» (Москва, март 2009); на Всероссийской научно-практической конференции «Конфликты в социальной сфере и их регулирование» (Казань, апрель 2009); на Международной научно-практической конференции «Социально-психологические проблемы современной молодежи» (Арзамас, май 2009); на Годичных чтениях Социально-гуманитарного института РГСУ (Москва, февраль 2009); на IX Международном научно-педагогическом социальном конгрессе «Глобальный кризис и социальная сплоченность российского общества» (РГСУ, Москва, июнь, 2009); на XVII Международных Рождественских образовательных чтениях в рамках Конференции «Влияние религиозного фактора на жизнь современного общества» (Москва, февраль 2009). Выводы и положения диссертации изложены в научных публикациях автора общим объемом 44,75 п.л., использованы при чтении учебных курсов «Социальная философия», «Основы религиоведения», «Методика преподавания религиоведения» для студентов РГСУ.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из Введения, трех глав (1 – Методология философского анализа религиозности, 2 – Факторы религиозности, 3 – Современные тенденции в развитии религиозности), Заключения и Списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность избранной темы диссертации, показывается её теоретическая и практическая значимость, необходимость выявления сущности, особенностей и тенденций развития современной религиозности в российском обществе. Показано, что в условиях глобализации религиозное сознание и поведение индивидов и групп кардинально меняет свои сущностное содержание и формы. В современном российском обществе, когда происходит рассогласование интересов, установок и действий различных общественных сил, дестабилизация общественной и индивидуальной жизни, подрыв нравственных устоев и традиций, общая дегуманизации отношений, особую роль играет религиозность социальных субъектов. Активная часть населения настоятельно ищет пути и способы преодоления социального и нравственного кризиса. Ментальные ресурсы российского общества позволяют говорить о религиозной идентификации общества и личности, как органичных и необходимых составляющих потенциала поступательного развития. Включение позитивных ресурсов религиозности в потенциал социального государства, в достижение баланса личных и общественных интересов может рассматриваться как перспектива гуманизации и гармонизации общественных отношений.

Анализируется степень разработанности исследуемой темы в отечественной и зарубежной научной литературе, определяется объект, предмет, цели и задачи, теоретико-методологические основы. Показывается также научная новизна диссертационного исследования, обосновывается необходимость рассмотрения феномена религиозности с точки зрения целостного социально-философского подхода. Выдвигается основная гипотеза исследования и положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость диссертации, представляется её апробация.

В первой главе «Методология философского анализа религиозности»: проведён сравнительный анализ основных подходов, принципов и моделей философского анализа явлений религиозной жизни, представленных в системе социально-философского знания, и определены главные принципы и наиболее эффективные модели философского анализа настоящего исследования; раскрыта существующая методология анализа религиозного сознания индивидов и социальных групп; разработано определение категории «религиозность», как состояния отношений между элементами религиозного сознания и религиозного поведения, показана возможность новой типологии религиозности в рамках «композитивной модели».

В параграфе 1 первой главы «Категории, подходы и принципы философского анализа явлений религиозной жизни» выявлено, что основным интегрирующим элементом для всех дефиниций, описывающих явления сознания и деятельности верующих людей является понятие «религиозная вера».

С точки зрения диссертанта, существующее определение религиозной веры в целях настоящего исследования можно несколько уточнить. Со всеми уточнениями оно может выглядеть следующим образом: религиозная вера – это такое состояние сознания, которое характеризуется убеждённостью: 1) в объективном существовании таких явлений, свойств и связей, которые обладают силой, превосходящей все наличные возможности окружающего мира, не подвластные ему, но управляющие им; 2) в том, что общение, получение помощи и другое воздействие на эти высшие силы вполне доступно человеку при наличии особенных условий; 3) в своей причастности к основным событиям, совершающихся под руководством высших сил, изложенным в неких учениях и мифах и отражающим мнение людей о всеобщей причине и следствии бытия; 4) в таком происхождении догматов, текстов, взглядов, описывающих сущность и смысл действий высших сил, которое произошло без участия обычных людей; 5) в святости и непогрешимости людей, заслуживших или получивших право на толкование священных тестов, в их прямую связь с высшими силами. Основным добавлением к традиционному определению религиозной веры выступает термин «высшие силы», который заменяет термин «сверхъестественные силы». Дело в том, что такое наименование объекта религиозной веры представляется диссертанту наиболее адекватным, поскольку не во всех объединениях людей, причисляемых к религиозным объединениям, объектом поклонения являются именно сверхъестественные силы.

Сущность религиозной веры не исчерпывается этими пятью признаками, хотя они с достаточной степенью достоверности раскрывают наиболее общие проявления религиозной жизни людей. Для соискателя представляется важным то, что, согласно такому определению религиозной веры, круг людей, которых мы можем назвать людьми религиозными, значительно возрастает. Качественное состояние их сознания – по степени интенсивности, яркости и глубине религиозных образов – будет различаться, но именно это различение даёт возможность изучать соотношение религиозных и нерелигиозных образов, смыслов, ценностей в сознании и деятельности человека. Диссертант полагает, что данное определение понятия «религиозная вера» является методологическим основанием для выявления степени религиозности человека.

Так, существуют люди, люди, которые не принадлежат к определённому вероисповеданию, к религиозной организации, не посещают культовые мероприятия, не знакомы с основными тезисами вероучения, но периодически, в зависимости от обстоятельств своей жизни обращаются к мыслям о высших силах, испытывают потребность в систематизации сведений о них (например, желают найти доказательства их отсутствия). Есть также люди, которые не принадлежат к определённому вероисповеданию, к религиозной организации, не посещают культовые мероприятия, не знакомы с основными тезисами вероучения, но периодически, в зависимости от обстоятельств своей жизни, совершают некие действия, обращённые, на самом деле, к высшим силам (выполнение примет, ношение амулетов, выполнение процедур народной медицины, гадание и т.д.). В обществе действуют также люди, которые не принадлежат к определённому вероисповеданию, к религиозной организации, не посещают культовые мероприятия, но самостоятельно ознакомились с основными тезисами вероучения и ведут целенаправленную работу по приведению своей жизни в соответствие с ними (вернее, со своим пониманием основ некоего вероучения). Большую часть представляют люди, которые принадлежат к определённому вероисповеданию, к религиозной организации, посещают культовые мероприятия, знакомятся с основными тезисами вероучения в рамках традиции своей религиозной организации. Наконец, в обществе действуют люди, которые принадлежат к определённому вероисповеданию, входят в состав определённой религиозной организации, посещают культовые мероприятия, знакомятся с основными тезисами вероучения под руководством харизматических лидеров, оказывающих на них непосредственное влияние. Указанная типология отражает не просто различное состояние убеждённости человека, но и путь к выстраиванию связей и зависимостей между самыми различными элементами социальной системы. Именно такие возможности, по мнению диссертанта, являются ключом к экспликации категории «религиозность».

Понятие «религиозность» отражает силу религиозных переживаний, развитость религиозного знания, интенсивность религиозного культового и внекультового поведения, связанность поведения в целом с нормами религиозной морали. Термин «религиозность» зачастую применяется при описании состояния религиозной культуры, религиозного духовного производства. Здесь явно проявляется социально-философский характер понятия «религиозность», который обусловлен многомерностью религиозной жизни индивида и группы.

Совокупность социально-философского знания по проблемам религии и её компонентов можно условно разделить на направления и подходы, а также увидеть некоторые модели решения концептуальных проблем религиозной жизни. Основными направлениями являются идеализм (субъективный и объективный) и материализм. В рамках этих направлений существуют подходы, которые могут быть классифицированы как теологические, религиозно-конфессиональные (например, христианская теология, религиозный персонализм, религиозный романтизм, религиозный мистицизм, новое религиозное сознание), идеалистические (такие как, идеалистический или субъективный рационализм, абсолютный идеализм, религиозный экзистенциализм, психологизм, феноменология), материалистические (эмпиризм и прагматизм, антропологический материализм, социологический материализм, функционализм, материалистический экзистенциализм, сравнительная социология).

Основные подходы, характерные для анализа повседневной религиозной реальности, существующие в системе социально-философского знания, содержат общие черты, позволяющие объединить некоторые из них в условные группы. Критерием для их классификации может служить сравнение алгоритмов исследования явлений религиозной жизни, предлагаемого различными авторами. На основании сравнения алгоритмов исследования явлений религиозной жизни можно выделить три модели - «атрибутивную», «акцептивную» и «импликативную».

«Атрибутивная» модель исследования характеризуется тем, что наличие религиозной веры у человека признается неотъемлемым, врождённым, дарованным свыше качеством (свойством) сознания, которое развивается и проявляется в зависимости от воздействия внешних условий существования человека и общества. Примером данной модели могут служить концепции происхождения и развития религии, характерные для субъективного идеализма, богословия, религиозного экзистенциализма.

«Акцептивная» модель исследования характеризуется тем, что наличие религиозной веры у человека признается привнесённым качеством, приобретаемым человеком на определённом этапе его жизни и в связи с особыми условиями индивидуального и общественного существования. Примером данной модели могут служить концепции происхождения и развития религии, созданные в рамках диалектического материализма.

«Импликативная» модель исследования характеризуется тем, что врождённой признается склонность каждого человека к выработке в индивидуальном сознании религиозных образов, но реализация этой склонности признается зависимой от наличия определённых внешних условий. Примерами данной модели могут служить концепции происхождения и развития религии, созданные в рамках феноменологического подхода, материалистического экзистенциализма, антропологического материализма, космизма.

Таким образом, мы видим, что способность верить в высшие силы, глубина религиозных переживаний личности, эмоциональная окрашенность религиозного чувства во всех моделях отнесены к индивидуальным особенностям человека, будь они врождёнными или приобретёнными. Вместе с тем, во всех моделях признаны в качестве существенных моментов в развитии форм религиозной жизни действия внешних по отношению к человеку условий развития общества на конкретном этапе его жизни. Это даёт возможность обратиться к рассмотрению детерминант религиозности.

При выявлении конкретных форм и содержательных параметров современной религиозности, а главное, для определения тенденций их развития, необходимо учитывать исторические обстоятельства, причины и условия возникновения, существования и воспроизводства религиозности, среди которых можно выделить социумные, антропологические, психологические, гносеологические детерминанты. Представляется, что в современном российском обществе наиболее действенными детерминантами, определяющими изменения состояния массового и индивидуального сознания, являются социально-экономические и социокультурные детерминанты. Антропологические детерминанты ещё не вступили в полосу активного задействования, так как российское общество в достаточной мере отстаёт от технически и технологически оснащенного Запада, где последствия техногенных мутаций окружающей среды проявляются гораздо заметнее.

Что касается психологических детерминант развития религиозности, то их действие, с одной стороны, вторично, а, с другой стороны, неустранимо в любой ситуации. Поскольку человек всегда, при справедливом или несправедливом обществе, будет испытывать чувство боли от утраты близких людей, горечь одиночества, страх смерти, то психологические причины религиозных представлений будут действовать на протяжении всей истории человечества. Но в наше время они ярче проявляются в связи с тем, что у общества и его членов выбита из-под ног та культурная почва, на которой может происходить щадящая адаптация личности к неблагоприятным факторам индивидуальной судьбы.

В данном параграфе диссертант делает следующие выводы:

Во-первых, все категории философского анализа явлений религиозной жизни взаимосвязаны между собой. Переплетённость содержания основных категорий усложняет и ограничивает возможности анализа, затрудняя вычленение особенностей отдельных сегментов религиозной жизни. Понятие «религиозность» является одним из самых вариативных.

Во-вторых, на основании сходности алгоритмов исследований религиозной жизни можно назвать три модели научного анализа феномена религиозности - «атрибутивную», «акцептивную» и «импликативную». Во всех моделях признано, что феномен религиозности детерминируем действием внешних по отношению к человеку условий социального, культурного, экономического, политического и иного развития общества, а также внутренними по отношению к человеку условиями – структурами его личности.

В-третьих, основными принципами философского анализа являются принципы историзма, системности и социального детерминизма, которые дают основание для выявления детерминант религиозного сознания и поведения на уровне индивидов и социальных групп, позволяя рассматривать явления религиозной жизни как порождение социальной реальности.

В параграфе 2 первой главы «Методология анализа сущности религиозного сознания» показано, что существующая в рамках отечественной науки методология анализа религиозного сознания индивидов и групп располагает широкими возможностями понимания конкретных проявлений религиозной жизни. В данном разделе проводится сравнительный анализ основных положений концепций У. Джеймса, З. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма, М. Элиаде, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского. По результатам исследований этих авторов в области психологи религии в мировой и российской науке сложились определённые представления о сущности и структуре религиозного сознания – первичного элемента в системе религии.

Религиозное сознание существует как непосредственная, т.е. эмоциональная, форма отношения людей к господствующим над ними силам и как рациональное осмысление трансцендентного. Религиозные идеи и представления, во-первых, на обыденном уровне носят несистематизированный, хаотический характер, во-вторых, в массовом религиозном сознании они в большей мере представлены не абстрактными идеями и догматами, а наглядными представлениями и образами. Эмоциональные процессы относятся к наиболее подвижным элементам религиозного сознания – так, религиозные настроения и религиозные чувства масс весьма чутко реагируют на изменения социальных условий жизни, а быстрое распространение религиозных чувств и настроений во многом связано с действием социально-психологических механизмов подражания и внушения. Таким образом, религиозное сознание чувственно, наглядно, образно, соединяет адекватные образы с иллюзиями, символично, диалогично, эмоционально насыщенно, обладает особыми лексикой и знаками.

Вера – нормальное человеческое состояние, целостное, многомерное чувство. Оно является огромным психологическим стимулом, усилителем нашего поведения. Религия даёт людям идеалы, жизнь без которых лишена смысла. Специфически человеческая форма жизнедеятельности состоит в формировании природных предметов и общественных связей согласно идеалу.

Понятие религиозного опыта, с точки зрения религиозной психологии и психологии религии, включает в себя такие аспекты, как изумление перед бесконечностью космоса, трепет и ощущение тайны от присутствия священного, ощущение зависимости от божественной силы или невидимого порядка вещей, чувство вины и беспокойства, сопровождающие веру в божественное правосудие, ощущение мира и покоя в надежде на божественное прощение, чувство обретённого смысла жизни и персональной судьбы. Все эти ощущения переживаются непосредственно верующим, сопровождаются гаммой эмоций, накладывают глубокий отпечаток на последующие переживания уже окружающей реальности.

Диссертант решает проблему определения происхождения религиозных чувств и идей следующим образом. Возможности сознания порождают в человеке не только стремление к прогностической деятельности, к созданию целей своего развития, но и осознанию собственной ограниченности и тщетности многих усилий. Таким образом, особенности сознания и организации деятельности человека являются предпосылками к появлению в его сознании образов и символов, понимаемых как отражение трансцендентного мира, якобы способствующих преодолению трудностей и разочарований, реализующих его тягу к творчеству и его оптимистические ожидания. В этом смысле можно утверждать, что склонность к религии является врождённой для человека.

Но такая особенность сознания не всегда приводит к религиозной вере, а может проявиться в других качествах личности, реализуемых по мере социализации индивида. На формы проявления указанных черт человеческого сознания, общих для всех людей, влияют особенности психики каждого отдельного человека и конкретные обстоятельства его судьбы. Поэтому даже в обществе, которое официально провозглашает себя единодушно принадлежащим к определённой религиозной вере, всегда будут существовать отдельные личности, не разделяющие религиозных взглядов. Но, парадоксальным образом, сообщество людей, каждый из которых в одиночку равнодушен к религии, выступая как совокупный субъект массового сознания, способно к выработке идей религиозного содержания – что зависит уже от особенностей массового сознания.

О сущности массового сознания можно сказать следующее. При всей изменчивости содержания массового сознания, продиктованной условиями формирования на основе общественных настроений, в нём можно усмотреть действительно сущностные свойства массового сознания. В качестве неотъемлемых черт массового сознания следует назвать парные противоречия, заключённые как в объекте в целом, так и в отдельных его проявлениях и качествах. Предлагаются к рассмотрению следующие основные свойства массового сознания: 1) эмоциональность – рассудочность; 2) фрагментарность – цельность; 3) универсальность – избирательность; 4) нравственность – циничность; 5) ригидность – лабильность; 6) здравомыслие – мифотворчество.

Массовое сознание религиозно по сущности, так как обладает предрасположенностью не всегда адекватно отражать процессы и явления, порождать иллюзорные представления и мифические идеи о реальных событиях, основанные на смысловой инверсии. Массовое сознание любого, даже атеистического общества, готово воспринять или выработать иррациональные идеи, религиозные по существу, оставив за пределами своих интересов культовые подробности тех религий, постулаты которых послужили строительным материалом для создания этих идей. Утверждение о религиозном характере массового сознания в данном случае означает эмоциональную и интеллектуальную готовность и способность масс (больших групп людей, идентифицирующих себя по особенным признакам) к восприятию и выработке идей, характеризующихся снижением порога критичности в оценке информации, лежащей в основе этих идей, и в образе предполагаемого итога реализации данных идей. Несмотря на эти качества, снижающие объективную ценность результатов духовных и иных поисков общества, подобные идеи могут рассматриваться как главные и ведущие ценности человека и общества, определять его жизнь, воззрения, стремления и поступки.

Сознание человека предрасположено к усвоению и выработке религиозных символов и образов, но не каждый человек становится религиозным, что проявляется в вариативности содержания индивидуального сознания (религиозное – безрелигиозное – атеистическое). Не каждый человек становится последователем религии, но все вместе люди, ощущающие себя совокупным субъектом, обладают той или иной степенью религиозности, что проявляется в содержании массового сознания.

В данном параграфе диссертантом сделаны следующие выводы:

В-первых, на степень вовлечённости человека в религиозную жизнь влияют, во-первых, общие для всех людей особенности – способность к эмоциональному, творческому, образному и символическому осмыслению и преобразованию действительности (что может быть расценено как врождённая предрасположенность к религиозности); во-вторых, особенные для каждого человека качества его физио-психологической организации, социализации и жизненного пути (что вносит объективную и субъективную вариативность во врождённую предрасположенность к религиозности, лишая её фатальности).

Во-вторых, реализация данной предрасположенности осуществляется тогда, когда индивидуальное сознание человека на всех этапах своего формирования и развития подвергается воздействию религиозных по сущности идей.

В-третьих, изученные и классифицированные особенности массового сознания позволяют утверждать, что массовое сознание предрасположено к формированию идей и образов, отражающих зависимость людей от высших сил, а, следовательно, является потенциально религиозным.


загрузка...