Религиозность современного российского общества: социально-философский анализ (16.11.2009)

Автор: Лобазова Ольга Федоровна

Лобазова Ольга Фёдоровна

РЕЛИГИОЗНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА:

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Специальность 09.00.11 – социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Москва - 2009 г.

Работа выполнена на кафедре социальной философии

Российского государственного социального университета

Научный консультант доктор философских наук,

профессор Ляшенко В.П.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор

Иконникова Г.И.

доктор философских наук, профессор

Митрошенков О.А.

доктор философских наук

Иваненко С.И.

Ведущая организация:

Кафедра философии и религиоведения

Военного университета Министерства обороны РФ

Защита состоится «17» февраля 2010 года в 12 часов на заседании диссертационного совета Д.212.341.01 при Российском государственном социальном университете по адресу: 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, корпус 2, зал диссертационного совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного социального университета по адресу: 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, корпус 3 и на сайте Российского государственного социального университета http://www.rgsu.net

Автореферат разослан « » _______ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

к.с.н., доцент Долгорукова И.В.

Актуальность темы. В конце ХХ – начале ХХI века во всём мире процессы в социально-экономической, социально-политической, научно-технической, информационно-культурной сферах ускоряются и усложняются, предъявляя к конкретному человеку с каждым разом повышающиеся требования, что заставляет его неоднократно адаптироваться в условиях неопределённости. Ресурсы адаптации, имевшиеся в его распоряжении вследствие принадлежности к определённой социальной группе, иногда оказываются мало эффективными, поскольку процессы глобального характера оказывают влияние на состояние больших и малых социальных групп, меняя механизмы их объединения и функционирования. Нарушается взаимодействие между большинством социальных субъектов, зачастую утрачивается гуманистический характер управления этим взаимодействием, которое становится всё более прагматичным и бездуховным.

Все эти процессы проявляются и в нашем обществе, осуществляясь в самобытных условиях российской реальности. Отсутствие системы общественно одобряемых гуманистических идеалов, идейный плюрализм, понимаемый как вседозволенность и снижение порога критичности в моральной оценке происходящего, приводят к частичной утрате социально значимых свойств личности и социальной группы. В этих обстоятельствах индивид теряет ощущение смысла жизни и счастья, навыки нравственной рефлексии и способность к гуманистическому взгляду на мир. Пытаясь препятствовать разрушению целостности своего существования, человек начинает искать возможности преодоления негативного воздействия наиболее агрессивных и деструктивных элементов социальной среды. Этими же задачами обеспокоена та прогрессивная часть общества, которая может и должна интегрировать общество.

Одним из самых действенных, проверенных поколениями и освященных традициями методов преодоления негативного воздействия деструктивных элементов окружающей социальной среды является обращение человека к духовным ценностям, актуализация их не только в его сознании, но и в практической деятельности. Оживление духовной жизни человека зачастую достигается через обращение к религиозной вере, которое предстает наиболее щадящим для личности, гармонизированным по форме и содержанию способом включения в деятельность той или иной социальной общности. Принадлежа к определённому религиозному объединению, исповедуя соответствующее вероучение, человек, как правило, получает искомое чувство полноты и осмысленности бытия, ощущение счастья и гарантии социальной поддержки. Его деятельность определяется некими рамками, которые он сам оценивает как направление развития и границы безопасности.

Для общества такое состояние его членов является позитивным достижением, если духовные устремления личности не мешают выполнению её общественных функций – не препятствуют трудовой и политической активности, не нарушают правовой и идеологической лояльности, не разрушают психологической и моральной устойчивости. Решение проблемы различения обществом полезных, нейтральных и негативных последствий религиозности субъектов становится основной задачей в ситуации значительного роста числа религиозных объединений и умножения вариантов вероучений. Для того чтобы определить устремления и ресурсы каждого вероучения или концепции, претендующей на роль духовного руководства, необходимо систематическое изучение всех проявлений религиозной жизни на основе соответствующей философской методологии.

Современное российское общество развивается в русле общемировых процессов и тенденций, главными среди которых являются глобализация как стандартизация условий жизни и как расширение возможностей жизнедеятельности человека и общества, атомизация личности, либерализация системы межличностных отношений, капитализация всех общественных отношений. Осознание этих процессов происходит в общественном и индивидуальном сознании на основе исторически присущего нашему обществу типу менталитета, который сложился как результат взаимовлияния геополитических условий существования, постоянной угрозы внезапной потери результатов тяжёлого труда, длительного преобладания деспотической политической системы управления и постоянного влияния особенного типа религиозной организации – Русской православной церкви. Уникальность этой религиозной организации, доминирующей в российском обществе, заключается в том, что Русская православная церковь на протяжении всего времени своего существования терпеливо и целенаправленно вела работу по собиранию русского народа и единению всех народов государства российского, отражала в своих теоретических и практических установках идеи государственности, централизации власти, социальной справедливости, приоритета нравственных ценностей, высоких духовных устремлений. Особенно велика была роль Русской православной церкви в кризисные и переломные моменты российской истории, когда она наиболее полно реализовала свои возможности в деле объединения социальных сил, выступала идейным руководителем политики единства, побуждала к подвигу и состраданию.

Идейная основа православного вероучения отражает такие особенности исторического развития нашего общества как многонациональность состава населения, его многоконфессиональность, наличие опыта длительного мирного сосуществования различных народов и вероисповеданий, мессианский характер большинства социальных идей, традиции этико-эстетического восприятия мира. Эти качества вывели православие на доминирующие позиции в идеологической и культурной сферах, обусловив его влияние на состояние религиозного сознания и поведения верующих других исповеданий. Аккумулирующий характер православия оказал влияние на формирование общероссийской светской культуры, которая под влиянием нравственных и социальных идеалов православия приобрела полифоничность и морально-нравственную акцентуацию, особенно проявившуюся в лучших образцах духовного и материального творчества.

В современном российском обществе в результате системного кризиса, затронувшего все сферы жизни общества, проявляется рассогласование интересов, установок и действий различных общественных сил, приводящее к дестабилизации общественной и индивидуальной жизни, подрыву нравственных устоев и традиций, общей дегуманизации отношений. Традиции свободы совести и процессы секуляризации в нашем обществе имеют своеобразное наполнение, так как на практике часто испытывали силовое и деструктивное вмешательство. В результате современная веротерпимость и идеологический плюрализм существуют в атмосфере отсутствия системных религиозных знаний у большинства населения и аморфности общественного и индивидуального сознания при сниженной критичности информации, что сопровождается кризисом базовых ценностей.

В противовес этим разрушительным процессам в сознании активной части общества формируются представления о возможных путях преодоления кризиса и способах, оптимально пригодных для этого. Социально-философский анализ менталитета и культуры, социо-культурной среды российского общества, его ресурсов позволяет понять религиозную идентификацию общества и личности, как органичные и необходимые составляющие поступательного развития. Включение позитивных ресурсов религиозности в потенциал развития социального государства, в достижение баланса личных и общественных интересов может рассматриваться как перспектива гуманизации и гармонизации общественных отношений. Этим обусловлена актуальность научного исследования сущности, характера и форм проявления и тенденций развития современной религиозности.

Степень научной разработанности темы. Обращает на себя внимание то, что понятие «религиозность» является не только одним из самых применяемых, но и одним из самых неразработанных. В научной литературе понятия – «религия», «религиозность», «религиозная вера», «религиозное чувство (переживание)» – постоянно употребляются как взаимозаменяемые, поэтому необходимо разработать социально-философское определение для изучения явлений религиозной жизни верующих людей и их объединений. Существует несколько подходов к пониманию сущности феномена религиозности: наличие и интенсивность религиозного опыта; наличие и интенсивность культового поведения в связи с принадлежностью в религиозной организации; зависимость практической нравственности от норм религиозной морали. Подобная ситуация порождает следующие проблемы: отсутствие согласованности в определении понятия «религиозность» создаёт свободу толкований, снижающую практический эффект исследований; отказ от учёта тех составляющих, которые не поддаются числовому измерению, порождает односторонность результатов исследований. Терминологическая неразрешённость приводит к необоснованной подмене понятий и снижает возможности практических исследований многоплановых проявлений различных сторон религиозной жизни.

В современной социальной философии существующие подходы к раскрытию причин возникновения, существования и распространения религии как способа жизни, формы рефлексии, методологической основы решения основных вопросов бытия, возникли уже на ранних стадиях развития философской мысли и сформировались в своей завершённой форме на протяжении XIX – XX веков. В рамках европейской философской традиции чётко просматриваются два подхода к проблемам, связанным с существованием религии – подход, характерный для западной философии, и подход, характерный для российской философской мысли.

В западной философской традиции на исходе Нового времени зародилась и постепенно утвердилась идея вненормативного (дескриптивного) подхода к изучению религии, противостоящая теологическому пониманию проблем религии. Кульминацией рационализма XVIII в. стала философия религии И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Л.А. Фейербаха. У Канта не встречается специальный термин «религиозность», но, определяя виды религии («моральная», «богослужебная», «чистая религия разума») и типы религиозной веры («моральная», «эмпирическая» и «истинная вера»), он подходит вплотную к выявлению этого феномена. Специальное применение термина «религиозность» имеется в работе Г.В.Ф. Гегеля «Философия религии», где он говорит о связи добропорядочности и твердости в выполнении долга с религиозностью, в основе которой лежит бесконечная ценность внутреннего мира («религия красоты», «религия добра», «религия возвышенного» и т.д.).

Методология философии религии Л.А. Фейербаха свидетельствует о важности и необходимости понимания феномена религиозности, в содержании которого мыслитель уделял особое внимание религиозному чувству человека, увидев в нём отличие последнего от животного. Фейербах, говоря, что боги созданы по образу и подобию людей, считал, что в этом коренится смысл и ценность религиозного сознания, основа его действенности в истории. К. Маркс в своих ранних работах отмечал социально-экономические и особенно психологические корни религии, её связь со всем жизненным миром человека. Религия, по мнению К. Маркса, создаётся обществом, «превратным миром», как его превратное мировоззрение, являющееся общей теорией этого мира.


загрузка...