Приоритеты экономического сотрудничества в рамках Союзного государства России и Беларуси (16.11.2009)
Автор: Филькевич Игорь Александрович
НИР по теме «Исследовать приоритетные направления обеспечения экономических интересов Республики Беларусь в ходе присоединения к ВТО» (№ гос. per.20021360). – Мн.: НИЭИ Министерства экономики РБ, 2002. Разработка концептуальных основ внешнеэкономической политики Республики Беларусь и рекомендации по повышению эффективности внешнеэкономической деятельности (№ гос. рег.20003323). – Мн.: БГЭУ, 2001. НИР по теме «Разработать предложения по гармонизации нормативно-правовой базы Республики Беларусь с нормами и положениями ВТО в области торговли товарами и субсидиями» (№ гос. peг.20011857). – Мн.: НИЭИ Министерства экономики РБ, 2001. Сущность и структура международно-экономических отношений и мирового хозяйства (№ гос. peг.19962765). – Мн.: БГЭУ, 2000. Разработка теоретико-методологических основ формирования внешнеэкономической политики в условиях интернационализма и интеграции экономики (№ гос. peг. 19982424). – Мн.: БГЭУ, 2000. Концепция экономической интеграции Республики Беларусь в систему мирохозяйственных связей (№ гос.peг.19982872). – Мн.: БГЭУ, 2000. Национальная программа развития экспорта Республики Беларусь на 2000-2005 годы (одобрена Президентом РБ 28.02.2000 и является основой экспортной политики) (№ гос. peг.19993106). – Мн.: Институт экономики НАН Беларуси, МИД РБ, 2000. Предпосылки и условия формирования конкурентоспособной экономики Республики Беларусь и направления совершенствования механизма внешнеэкономической деятельности (№ гос. рег.19951025). – Мн.: БГЭУ, 1997. Экономическая оценка и мотивация эффективности использования ресурсного потенциала в рыночном механизме хозяйствования (№ гос. peг. 01900015754) – Мн.: Институт экономики НАН Беларуси, 1994. Результаты исследования отражены в подготовке законодательных инициатив в рамках работы автора в рабочих группах в 2009 году: Разработка технических регламентов Евразийского экономического сообщества (в составе российской части международных рабочих групп Интеграционного Комитета Евразийского экономического сообщества); О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и другие законодательные акты Российской Федерации (по вопросам регламентации процедур закупок товаров (услуг) субъектами естественных монополий и государственными корпорациями, в том числе установления преференций для поставщиков российских товаров, а также обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению заказов при размещении государственного заказа и закупках товаров (услуг) субъектами естественных монополий и государственными корпорациями); О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части расширения льгот и преференций для предприятий, осуществляющих научные исследования и разработки, коммерциализации результатов научно-технической деятельности, технологического проектирования и приобретения новых технологий); О государственном стратегическом планировании; О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам; О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования; О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации (в части введения института предварительного информирования). Рекомендации автора использованы в деятельности Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь, Комитета по торговой политике и ВТО Российского союза промышленников и предпринимателей, Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса, Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации, Постоянного Комитета Союзного государства, Министерства экономики Республики Беларусь, Постоянного Полномочного Представителя Республики Беларусь при Уставных и других органах Содружества Независимых Государств. Основные выводы и положения диссертации докладывались автором в 1998 – 2009 годах на 58 международных научно-практических конференциях, форумах, конгрессах, симпозиумах и круглых столах, в том числе в рамках международной научно-практической конференции «Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость», организованной Белорусским государственным экономическим университетом (Минск, 2009); заседания «круглого стола» на тему «Уроки мирового финансово-экономического кризиса и перспективы развития мировой и российской экономики», организованного Финансовой академией при Правительстве Российской Федерации (Москва, 2009); заседания «круглого стола» на тему «Интеграционные процессы на территории СНГ: тенденции, проблемы и перспективы», организованного Финансовой академией при Правительстве Российской Федерации (Москва, 2009), Международного конгресса «Россия в мировой экономике: от конкурентоспособности бизнеса к конкурентоспособности страны», организованного Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике и предпринимательству (Москва, 2008); Международной научно-практической конференции «Республика Беларусь в системе международных экономических отношений», организованной Институтом экономики Национальной Академией наук Беларуси (Минск, 2008); II Международного конгресса «Россия в ВТО: надежды и стратегические возможности», организованного Министерством экономического развития и торговли РФ (Москва, 2007); Международного бизнес-форума «Реформа технического регулирования как государственная политика и бизнес-проект», организованного Экономической рабочей группой при Администрации Президента Российской Федерации (Москва, 2007); Семинара – совещания «Правовые основы работы с международной гуманитарной и технической помощью в Российской Федерации», организованного Временной комиссией Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Москва, 2007); Белорусско-японского семинара по торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству, организованного Посольством Республики Беларусь в Российской Федерации (Москва, 2006); заседания «круглого стола» на тему «Формирование ЕЭП капитала: возможности и риски», организованного Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации (Москва, 2005); Научно-практической конференции «Глобализация: Россия в мировом хозяйстве в условиях вхождения в ВТО», проведенной Российской академией государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва, 2004); Международной конференции «Россия и Беларусь в мире XXI века», организованной Советом по внешней и оборонной политике (Москва, 2003) и других. Публикации. По проблематике диссертационного исследования опубликованы 59 работ общим объемом 145,05 п.л., в том числе авторским объемом 107,6 п.л., в том числе – 5 монографий, включая 3 авторские и 2 коллективные, 7 статей в журналах, определенных ВАК Российской Федерации для публикации основных научных результатов докторских исследований, 11 статей в журналах, определенных ВАК Республики Беларусь для публикации основных научных результатов докторских исследований, 7 статей в журналах и сборниках научных трудов, определенных ВАК Украины для публикации основных научных результатов докторских исследований, а также 6 статей в сборниках научных трудов, 23 статьи в научных журналах и сборниках научных статей. Структура работы. Диссертация построена в соответствии с логикой исследования, поставленными целями и задачами, при этом работа содержит введение, пять глав, заключение, список источников и литературы, приложения. II. Основное содержание работы. Во введении обосновывается актуальность темы, степень разработанности темы, цели и задачи исследования, методология и методика исследования, информационная база, научная новизна работы, теоретическая и практическая значимость исследования, апробация и внедрение результатов исследования. В диссертации рассматривается пять групп проблем. Первая группа проблем, связана с выявлением основных тенденций развития международной экономической интеграции в глобальной экономике. В рамках проводимого исследования выявлено, что в условиях глобализации создаются объективные предпосылки для усиления роли интеграционного сотрудничества с целью решения ключевых проблем в мировой экономике. Можно предположить, что к 2025 году в мировой экономике будет сформирована новая система управления международной экономической интеграцией, которая призвана обеспечить решение глобальных проблем современности. Усиление роли международной экономической интеграции в процессе глобализации позволяет характеризовать международную экономическую интеграцию как форму осуществления интернационализации, в рамках которой на основе государственных и международных соглашений происходит процесс согласованного экономического взаимодействия стран во внешнеэкономической деятельности, формируются надгосударственные органы управления и создаются механизмы, призванные регулировать взаимоотношения между субъектами интегрирующихся государств, а также определяются их отношения со странами, не входящими в данное объединение. В соответствии с определением международной экономической интеграции выделяются следующие типы интеграционных объединений и, одновременно, фазы процесса интеграции: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и дается их характеристика. В работе обосновывается, что развитие международной экономической интеграции включает в себя процесс создания специфических форм экономического сотрудничества на следующих принципах: - региональная интеграция; - интеграция целевых групп; - интеграция в рамках союза метрополии и их бывших колоний. Региональная интеграция является наиболее распространенной и изученной формой развития международной экономической интеграции. Экономические взаимоотношения между партнерами в рамках региональной интеграции строятся на системе региональных торговых и экономических соглашений. Основной целью региональной экономической интеграции является рост благосостояния стран, формирующих интеграционное объединение. Благодаря интеграции происходит расширение размеров рынка, позволяющее снизить транзакционные издержки, увеличить конкуренцию и извлечь другие выгоды от использования экономии на масштабе производства. Региональная экономическая интеграция представляет собой сложный и противоречивый процесс. Непременным условием сохранения и развития регионального торгового соглашения является готовность стран-членов к координации. В современных условиях примером успешной региональной интеграции является Европейский Союз (ЕС). Эффективное развитие интеграционного сотрудничества в ЕС обусловлено выбором в качестве целевых приоритетов интеграционного строительства формирование единого европейского гражданства, создание экономического, валютного и политического союзов. Причем именно экономический союз является фундаментальной основой современного этапа строительства европейской интеграции. В основе интеграции целевых групп лежат следующие основные причины их формирования: |
|