Становление и развитие институтов государственности на территории Таджикистана (досоветский период) (16.11.2009)

Автор: Буриев Имонкул Бозорович

Термин "исторический Таджикистан", или "досоветский Таджикистан", используется для обозначения территории возникновения первых государств предков таджикского народа, а также территории формирования таджикского народа. В основном имеется в виду та часть территории Центральной Азии (в древности Бактрия, Согд, Хорезм, территория саков и массагетов, в средние века Мавераннахр и Хорасан), где основную массу населения составляли таджики. Данный термин в научный оборот введен академиком АН Республики Таджикистан Н.Н.Негматовым. Более подробно см.: Негматов Н.Н. Таджикский феномен: теория и история. Душанбе, 1997. С.18-22. Кроме того, для обозначения исторического периода до формирования Таджикской Автономной Советской Социалистической Республики (1924 г.) используются также периодизации, в которых период от древнейших времен до 1924 г. называется дореволюционным (имеется в виду революция 1917 г. в России и Туркестане, 1920 г. в Бухаре) или досоветским периодом истории Таджикистана. См.: Халиков А.Г. История государства и права Таджикистана. Душанбе, 2002. Ч.1. С.8; Буриев И.Б. Становление и развитие институтов государственности на территории Таджикистана (досоветский период). Душанбе, 2008. С.53-67.

Мамут Л.С. Современная российская государственность и культура демократии // Государство и право. 2009. №9. С.10.

Раджабов С.А. Возникновение и развитие советской государственности таджикского народа // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Сер.: философия, экономика, правоведение. 1987. №3. С.66-72; Зоиров Д.М. Предпосылки и процесс формирования национальной государственности на постсоветском пространстве. СПб., 2002; Он же. Таджикистан: от государства Саманидов до суверенной государственности. Душанбе, 2003.

Низам ал-мульк. Книга о правлении вазира XI столетия Низам ал-мулька / Перевод, введение и примечания проф. Б.Н.Заходера. –М.,Л., 1949 и др.

Мирза Бади диван. Маджма –ал-аркам (Предписание фиска). М., 1984.

( Яса – свод законов монгольской империи, установленных ее основателем Чингизханом. Подробно см.: Буриев И.Б. Действие мусульманского права в дореволюционном Таджикистане (VIII-начало XXвв.). –Душанбе, 1999.

( Андарзгар – чиновник, консультант по правовым вопросам.

Низам ал-мульк. Книга о правлении вазира XI столетия Низам ал-мулька / Перевод, введение и примечания проф. Б.Н. Заходера. С.11.

Аль-Маварди. Ал-ахкам ас-султанийа ва л-вилайат ад-динийа. Ал-Кохира,1993. С.5; Сюкияйнен Л.Р.Политическая и правовая мысль Арабского Востока //История политических и правовых учений /Под ред. В.С.Нерсесянца. М.,1997. С.137.

Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2001. С.400.

Чиркин В.Е. Законодательная власть. М., 2008. С.21.

Гармоза П.В. Власть как категория юридической науки // Государство и право. 2008. №5. С.85.

Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб.,1894. –С.246.

Гулиев В.Г., Колесников А.В. Отчужденное государство. М.,1998. С.98; Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетий //Государство и право. 1997. №2. С.24-32; Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. 1993. №7. С.26 и др.

Войтенко О.В. Государство, государственное образование, государственность (теоретико-методологический анализ их соотношения): Дисс… к.ю.н. М.,2006. С.9.

( Интеллектуальное движение неарабов (аджам) за возврат к старым традициям государственности и права.

Рассмотренные выше институты государственности (шах, эмиры, ханы и др.) управляли государством и в широком смысле слова тоже являлись органами управления. Однако они управляли им в качестве верховной инстанции, все остальные должны были подчиняться им. Поэтому, хотя в праве и идеологии тех времен не выдвигались идеи о разделении ветвей государственной власти, все же в доктрине и тем более на практике различия существовали. Потому первую группу органов в главах 1, 2 мы рассматриваем, условно говоря, как органы власти досоветской таджикской государственности, а подчиненные им органы и чиновников – как институты управления.

Муллоджонов С. Диван везират при государстве Газневидов // Материалы первой научной конференции молодых ученых Республики Таджикистан. Душанбе, 1999. Ч.1. С.132.

Данный Совет нельзя также смешивать с принципом совета или институтов аш-Шура в исламских государствах, основанных на правовых нормах Корана. Речь идет об органе, назначаемое главой государства или избранном духовенством (совет духовенства в Парфии), органе - собрании военных глав и вождей племен (при монголах), имеющем в основном определенный численный состав из самых родовитых, мудрых людей и представителей духовенства.

Джоан Гросс. Мусульманская Центральная Азия: религиозность и общество. Душанбе, 2004. С.39-40.

Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 1999. С.203.

( Мазалим от слова "зулм" – "насилие", множ. "мазолима". Мазалим в литературе используется в значениях судьи, а также органа, занимающегося правосудием. Мазалим в значении органа правосудия, в работе Адама Меца переведен на русский язык как "придворный суд", "присутствие по жалобам", "светский суд". См.: Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1986. С.196-197.

Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII –XV веках. Л., 1966. С.195.

Арандаренко Г.А. Досуги в Туркестане. СПб., 1879. С.173-183.

Азизкулова Г.С. Цикл лекций по истории государства и права Республики Таджикистан. Душанбе, 1995. С.112.


загрузка...