Система формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей вузов МВД России (16.08.2012)

Автор: Овчинников Владимир Александрович

способности Собственно силовые и скоростно-силовые способности; способность точно соизмерять пространственные, временные и силовые параметры движений; способность удерживать устойчивое положение в статическом и динамическом режимах; быстрота реакции, быстрота выполнения целостных двигательных действий

Участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Патрульно-постовая служба, задержание нарушителей общественного порядка, сопровождение Выносливость, координационные и силовые

способности Общая и специальная выносливость; способность точно соизмерять пространственные, временные и силовые параметры движений; способность удерживать устойчивое положение в статическом и динамическом режимах; собственно силовые и скоростно-силовые способности, силовая выносливость

Представленные данные свидетельствуют о том, что для решения большинства указанных задач требуется проявление основных физических способностей и качеств, а также демонстрация определенных двигательных навыков. Так, наиболее востребованы в профессиональной деятельности сотрудников ОВД такие физические способности, как выносливость, силовые, скоростные и координационные. А вот перечень необходимых физических качеств гораздо больше: общая и специальная выносливость, способность точно соизмерять пространственные, временные и силовые параметры движений; способность удерживать устойчивое положение в статическом и динамическом режимах; собственно силовые и скоростно-силовые способности, силовая выносливость; быстрота реакции, быстрота выполнения целостных двигательных действий, реакция выбора, реакция на движущийся объект, частота движений, способность управлять тонической и координационной напряженностью.

Выделенные двигательные действия и физические способности, необходимые сотрудникам ОВД для выполнения профессиональных задач, могут являться основой для проектирования основных средств и методов их физической подготовки. Однако этих знаний недостаточно для того, чтобы точно рассчитать модельные характеристики и параметры необходимой физической подготовленности сотрудников правоохранительных органов, с учетом каждой отдельной специальности. Для решения поставленной задачи необходимо проведение дополнительных исследований, таких как анализ профессиограмм.

Разработанные нами профессиограммы включают четыре основных раздела: обозначение специальности; сущность и основное содержание служебной деятельности; объективные условия службы, особенности ее регламента и динамики; субъективные условия службы, требования к профессионалу. В выделенных разделах содержится 24 пункта, которые максимально полно отражают специфику профессиональной деятельности (изучаемых специальностей) сотрудников МВД России (В. А Кабачков, С. А. Полиевский, 1980; Р. Т. Раевский, 1985; Ю. Ф. Подлипняк, 1986; В. Л. Васильев, 2000; С. Н. Баркалов, 2005-2008).

Данные профессиограммы могут служить отправной точкой для детального изучения наиболее профессионально важных физических качеств и их иерархии в структуре служебно-боевой подготовки будущих сотрудников МВД для работы по специальностям следователя, оперуполномоченного и эксперта-криминалиста.

Согласно содержанию профессиограмм и исследованию методом экспертных оценок было выявлено, что наиболее значимыми для сотрудников ОВД физическими способностями, как в обобщенном виде, так и для специальностей оперуполномоченного и эксперта-криминалиста, являются координационные. Следователю же, в первую очередь, необходимо обладать выносливостью, и только затем координацией.

Учебная дисциплина «Физическая подготовка» в высших образовательных учреждениях МВД России включает два относительно самостоятельных, но тесно взаимосвязанных раздела. Первый – это общая физическая подготовка, связанная с выполнением общих обязанностей сотрудника ОВД, где ключевой задачей является задержание правонарушителя или преступника. Второй – это физическая подготовка к выполнению основной профессиональной деятельности, то есть профессионально-прикладная физическая подготовка.

Целью профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников ОВД будет достижение необходимого (достаточно высокого) уровня развития профессионально важных физических способностей и качеств, а также овладение на уровне навыка боевыми приемами борьбы для ведения единоборства с правонарушителем.

Обоснование цели общей физической подготовки сотрудников ОВД потребовало проведения специальных исследований. Так, в результате логического анализа мы предположили, что целью общей физической подготовки сотрудников ОВД может стать достижение определенного результата выполнения комплексного упражнения, моделирующего все основные действия сотрудника правоохранительных органов при задержании преступника по схеме: «преследование – ведение единоборства – силовое задержание – огневое поражение».

Для проверки данного предположения был построен специальный учебный полигон, состоящий из пяти этапов: преодоление специализированной полосы препятствий; выполнение атакующих ударов руками, ногами; ведение поединка по правилам рукопашного боя; решение ситуационных задач в различных смоделированных условиях; ведение реального огневого поединка (рис. 2, 3).

Для определения параметров предлагаемой интегральной оценки физической подготовленности курсантов и слушателей высших учебных заведений МВД России был проведен специально организованный эксперимент. Все испытуемые сотрудники ОВД после прохождения учебного полигона были подвергнуты комплексному педагогическому тестированию, в ходе которого определялся уровень развития физических качеств и основных физических способностей: силовых, скоростных, выносливости, гибкости и ловкости (координационных способностей).

Все полученные результаты тестирования были подвергнуты факторному анализу, то есть разделены на пять относительно независимых факторов.

Первый фактор, куда вошел результат прохождения учебного полигона, в обобщенной дисперсии выборки составил 41,8 %. Высокие факторные веса имели следующие результаты тестов: повороты на гимнастической скамейке (r = 0,89), челночный бег 3х10 м (r = - 0,82), отклонение от прямой при ходьбе с закрытыми глазами после предварительных вращений головой (r = 0,80), метание набивного мяча на заданное расстояние (r = 0,71).

Рис. 2. Схема прохождения учебного полигона (1-й этаж)

Рис. 3. Схема прохождения учебного полигона (2-й этаж)

На второй фактор пришлось 22,5 % общей дисперсии выборки. Здесь доминируют результаты следующих тестов: толчковая тяга станового динамометра из положения полуприседа (r = 0,79); подъем силой в висе на перекладине (r = 0,78); становая динамометрия (r = 0,78), глубина наклона туловища, но с отрицательным знаком (r = -0,57), и количество подтягиваний в висе на перекладине хватом сверху (r = 0,54).

Третий фактор составил 19,0 % общего вклада в дисперсию выборки. В него вошли такие тесты, как: бег на 3 000 м (r = - 0,77); бег на 5 000 м (r = - 0,70); удержание максимального веса штанги на вытянутых вперед руках под углом 90о в течение 3 с (r = 0,64); бег на 1 000 м (r = - 0,63).

Четвертый фактор с общим весом 10,9 % дисперсии выборки составили результаты тестов, в основном характеризующих скоростные способности: бег на 30 м с высокого старта (r = - 0,84); бег на 60 м с высокого старта (r = - 0,80); преодоление полосы препятствий 100 м (r = - 0,52).

Последний, пятый фактор (5,8 %) имеет средние факторные веса

в показателях, относящихся к оценке подвижности плечевого и тазобедренного суставов, и низкие факторные веса в показателях, относящихся к оценке подвижности коленного и голеностопного суставов.

Диаграмма факторной структуры физических способностей сотрудников ОВД представлена на рис. 4.

Таким образом, можно сделать вывод, что целью общей физической подготовки сотрудников ОВД должно быть достижение определенного результата выполнения комплексного упражнения, моделирующего все основные действия сотрудника правоохранительных органов при задержании преступника по схеме: «преследование – ведение единоборства – силовое задержание – огневое поражение». Это упражнение отражает интегральную готовность сотрудника ОВД к решению задач служебно-боевой деятельности и требует проявления всех наиболее значимых для его профессиональной подготовки физических способностей и качеств.

Однако для достижения высокого результата в комплексном упражнении, моделирующем все основные действия сотрудника правоохранительных органов при задержании преступника (в данном случае это учебный полигон), необходим, прежде всего, достаточно высокий уровень развития координационных способностей. Причем ключевыми являются: способность к равновесию; показатели координационных способностей, проявляемых в циклических локомоциях; способность к дифференцированию силовых параметров движения и ориентации в пространстве. Именно на развитие этих способностей и следует, в первую очередь, обращать внимание при определении средств и методов физической подготовки сотрудников ОВД. Важно подчеркнуть, что координационные способности являются также наиболее важными и для профессионально-прикладной физической подготовки, так как во многом определяют успешность работы конкретных специалистов.

Рис. 4. Диаграмма факторной структуры физических способностей

сотрудников ОВД

Для определения структуры координационных способностей сотрудников ОВД проводился поисковый эксперимент, в котором приняли участие 50 инструкторов по физической подготовке, имеющих высокий уровень физической и профессиональной подготовленности.

В качестве модельного критерия использовался уровень подготовленности инструкторов по физической подготовке, демонстрируемый ими при выполнении прохождения учебного полигона.

Первый фактор в обобщенной дисперсии выборки составил 61,3 %. Высокие факторные веса имели следующие результаты тестов: удержание позы Ромберга после предварительных вращений головой (r = 0,88); повороты на гимнастической скамейке (r = 0, 85); пять кувырков вперед и сохранение исходного положения – основная стойка (r = 0, 82); пять кувырков назад и сохранение исходного положения – основная стойка (r = 0, 82).

Учитывая, что все четыре теста характеризуют способность к равновесию и управление им, этот фактор получил наименование «способность к управлению равновесием».

Во второй фактор с весовой нагрузкой 19,7 % вошли два теста: ходьба с закрытыми глазами после предварительных вращений головой (r = 0,84); челночный бег 3х10 м спиной вперед (r = 0,71). Поэтому данный фактор был интерпретирован как «способность к ориентации в пространстве».

Третий фактор (16,4 %) также составили два теста: метание набивного мяча (r = 0,81) и быстрота хвата падающей линейки (r = 0,69). Они характеризуют дифференцировку параметров движения – силовых и скоростных. Соответственно, данный фактор был назван «способность к дифференцированию параметров движений».

В четвертый фактор с очень низким весом 2,6 % вошел тест: передвижение в упоре сзади лицом вперед. Ввиду его низкой значимости этот фактор отдельного наименования не получил.

Факторная структура координационных способностей сотрудников ОВД представлена на рис. 5.

Рис. 5. Факторная структура координационных способностей

сотрудников ОВД

Таким образом, тесты, вошедшие в первый фактор, могут с большой долей объективности оценивать координационную подготовленность как сотрудников ОВД, так курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России. Причем данные тесты характеризуют способность к управлению равновесием в динамике и статике.

Владение устойчивым равновесием должно лежать в основе всей двигательной деятельности курсантов вузов МВД России, как при ведении спортивных единоборств, так и в случае применения боевых приемов борьбы против правонарушителей. Показатели, характеризующие уровень владения устойчивым равновесием, находятся в тесной и сильной корреляционной взаимосвязи с результатами техники выполнения боевых приемов борьбы и результатами учебных единоборств. Рассчитанный фактический критерий Стьюдента оказался равен 9,75, значительно больше порогового значения (tф = 9,75 > tгр = 2,18 при Р < 0,05).

Помимо вышеуказанного в данной главе предложена модель распределения учебных часов на учебную дисциплину «Физическая подготовка» в вузах МВД России на весь период их обучения, где главным является планирование большей части занятий на первые два курса обучения. Это позволит в кратчайшие сроки ликвидировать отставание уровня физической подготовленности курсантов и слушателей от требуемого и усвоить основные двигательные навыки, связанные с преследованием и задержанием преступника.


загрузка...