РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД (16.04.2015)

Автор: Попова Ирина Владимировна

В первом параграфе второй главы «Технологический подход к развитию эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива учреждения культуры» представлен анализ современного состояния проблемы, который был осуществлен благодаря изучению опыта развития эмоциональной направленности подростков в творческих коллективах учреждений культуры и выявлению уровня развития эмоциональной направленности подростков, занимающихся в творческих коллективах учреждений культуры Смоленской области (констатирующий этап эксперимента).

В ходе исследования на различных этапах эксперимента приняли участие 200 человек – подростки, участники творческих коллективов и 12 руководителей этих коллективов. На основе значительного фактологического материала в диссертации представлен практический опыт и рассмотрены программы, направленные на развитие эмоциональной направленности подростков в условиях творческой деятельности.

Анализ социально-культурной ситуации продемонстрировал, что специальных программ, направленных на развитие эмоциональной направленности подростков, в регионе не существует. Однако существуют программы, направленные на работу с творческими детьми. Всего нами проанализировано 9 таких программ регионального значения и 27 мероприятий разного уровня, в которых были задействованы подростковые творческие коллективы учреждений культуры и где они получили возможность проявить себя, расширить круг общения, обменяться творческим опытом, оценить свои достижения, набраться новых идей и выразить себя через творчество. Однако это все лишь косвенно влияет на развитие эмоциональной направленности подростков, руководители не задумывались о возможностях творческих коллективов в развитии эмоциональной направленности подростков, методики развития эмоциональной направленности подростков в творческих коллективах учреждений культуры отсутствуют.

В ходе констатирующего эксперимента была также проведена оценка эмоциональной направленности подростков-участников творческих коллективов по следующим компонентам: отношение к окружающему миру и людям, коммуникативность, целеустремленность, познавательный потенциал, культура эмоционального самовыражения. Обобщенные показатели критериев эмоциональной направленности подростков в творческом коллективе учреждения культуры в итоге можно выделить в три уровня: высокий, низкий и средний.

По результатам изучения уровня эмоциональной направленности подростков – участников творческих коллективов учреждений культуры, проведенного в рамках констатирующего эксперимента, было выявлено, что низким уровнем позитивного отношения к окружающему миру и людям обладают 48,5%, средним – 43 %, высоким – 8,5%. При этом высокий уровень желания приносить радость и положительные эмоции окружающим показали 50%, средний – 42% соответственно, низкий - 8%. Низкий уровень чувства симпатии и расположения к окружающим был выявлен у 48 % респондентов, средний – 46 %, высокий – всего у 6 %. Показатели уровня эмпатии распределились следующим образом: низкий уровень – 42% , средний уровень – 44%, высокий уровень - 14%. Показатель решительность хорошо развит у 17 % респондентов, средний - 36 %, низкий уровень - у 51 %.

Среднее значение показателей по критерию «целенаправленность» на этапе констатирующего эксперимента составляет в экспериментальной группе: 42 % - низкий уровень, 42 % - средний уровень и 16 % - высокий. Желание общаться и делиться эмоциями с окружающими, как один из показателей уровня развития коммуникативности, на этапе констатирующего эксперимента показывает низкий уровень у 46 % подростков. Одним из показателей, имеющим высокий уровень, является широкий круг общения, который составляет 33 %, средний уровень у 52 % участников и низкий уровень у 15 %. Тем не менее, наблюдение показало, что, отвечая на вопрос о круге общения, подростки в обеих группах в основном имели в виду виртуальный круг общения, который намного шире, чем реальный.

Уровень культуры эмоционального самовыражения как видимый результат положительной эмоциональной направленности подростков на этапе констатирующего эксперимента изучался по следующим показателям: количественные и качественные характеристики лексикона (высокий уровень был выявлен у 13 % участников, средний – у 49 %, низкий – у 38 %), чувство удовлетворенности условиями возможности самовыражения (высокий уровень был выявлен у 26 % участников, средний уровень – у 32 %, низкий – у 42 %), степень (сила) выражения эмоций (высокий уровень был выявлен у 34 % респондентов, средний уровень – у 32 %, низкий – у 34 %). Таким образом, низким уровнем самовыражения обладает 38 % респондентов, средним – 38 % , высокий уровень показали 24 %.

Эффективность работы по развитию эмоциональной направленности подростков призваны обеспечивать руководители творческих коллективов. Автором была изучена эмоциональная направленность руководителей творческих коллективов и степень их готовности к работе в рамках эксперимента с целью грамотно разработать информационную составляющую нашей опытно-экпериментальной работы.

Результаты тестирования руководителей творческих коллективов: у 15 % выявлен низкий уровень тревожности, средний уровень - у 33 % участников, высокий уровень тревожности показали 52 % респондента; фрустрация - 25 % респондентов обладали высоким уровнем фрустрации, 42 % - средним, 32 % - низким; агрессивность - высокий уровень агрессивности был выявлен у 22 % участников, средний у 33 %, низкий - у 45%. При этом легкой переключаемостью обладают лишь 11 %, средней -18 % опрошенных, низкой - 71 % и 67 %, «синдромом эмоционального выгорания» страдают 20% руководителей подростковых творческих коллективов, у 18 % есть признаки формирования данного процесса.

Таким образом, руководители творческих коллективов учреждений культуры имеют низкую самооценку и высокий уровень тревожности, ощущают эмоциональный дискомфорт и подвержены синдрому эмоционального выгорания.

При обобщенном анализе всех критериев и показателей мы можем говорить о низком уровне развития всех компонентов эмоциональной направленности у большинства подростков - участников творческих коллективов учреждений культуры. Во многом на данный результат повлиял, также выявленный на этапе констатирующего эксперимента, низкий уровень готовности руководителей творческих коллективов учреждений культуры проводить работу по развитию положительной эмоциональной направленности.

Во втором параграфе второй главы «Педагогическая модель развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива учреждения культуры» представлены результаты опытно-экспериментальной работы.

Результаты констатирующего эксперимента позволили автору приступить к формирующей части эксперимента, которая заключалась в разработке и реализации инновационной педагогической модели, целью которой являлось развитие положительной эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектив учреждения культуры. В данной модели процессы реформирования касаются как содержательного, так и технологического аспектов деятельности.

Содержательная часть программы заключалась в развитии развитие коммуникативности, культуры эмоционального самовыражения, позитивного отношения к окружающим людям и происходящим событиям, целеустремленности и познавательного потенциала.

Модель включает следующие компоненты: ценностно-мотивационный, содержательный, интеллектуальный. Эффективность модели предопределяет соблюдение комплекса условий, под которыми автор понимает педагогические основания, на которых строится процесс развития эмоциональной направленности подростков: создание эмоционально комфортной среды взаимодействия «подросток – подросток, подросток – руководитель», сотворчество как ведущий вид взаимодействий и отношений в коллективе; учет индивидуальных эмоциональных особенностей и творческих возможностей подростка, формирование у них ценностных установок на творческую самореализацию; осознание руководителями творческих коллективов учреждений культуры необходимости развития положительной эмоциональной направленности подростков; развитие у них рефлексивно-оценочных способностей и навыков.

Реализация модели предполагает следующие принципы: гуманизации, принцип опоры на творческое взаимодействие, принцип педагогической поддержки, целенаправленности.

Этапы реализации модели: информационный, мотивационно – побудительный, деятельностный. Каждый из этапов имеет свои задачи и опирается на использование педагогических и социально-культурных технологий. Ожидаемым результатом должна стать положительная эмоциональная направленность подростка, основным показателем и видимым результатом которой является высокий уровень культуры эмоционального самовыражения.

Реализация модели проходила по следующим направлениям:

- подготовка руководителей творческих коллективов к работе с подростками по развитию эмоциональной направленности в условиях творческого коллектива учреждения культуры обуславливалась тем, что руководители должны были стать первыми помощниками при осуществлении задуманной нами программы по развитию положительной эмоциональной направленности подростков и они будут продолжать эту работу после окончания эксперимента, тем самым обеспечивая преемственность научной и практической деятельности;

- обеспечение подростков-участников творческих коллективов Дворца творчества детей и молодежи базовой информацией о роли эмоции в жизни человека и важности культуры эмоционального самовыражения и повышения активности участников подростковых творческих коллективов, развития коммуникативных навыков и, как следствие, повышение уровня эмоциональной направленности;

- проведение с подростками социально-ориентированных игр (квест) – как практико-ориентированная часть программы «Школа самовыражения», с целью отслеживания динамики развития различных сторон эмоциональной направленности подростков и создания условий для реального проявления и дальнейшего совершенствования тех или иных сторон эмоциональной направленности.

Школа самовыражения - открытая, подвижная система, содержание которой зависит не от жесткой программной структуры, а от реальных ситуаций, реальных проблем социальной среды, в которой находятся подростки (А.Ф. Яфальян).

Всего было проведено 15 социально-культурных программ, 9 из которых были направлены на развитие одного из критериев эмоциональной направленности: целеустремленности, коммуникативности, познавательного потенциала и самовыражения и разработаны автором диссертации. Пятый квест был создан совместными усилиями самих подростков, тема квеста – позитивное отношение к окружающим людям и происходящим событиям.

Таким образом, подростки могли проявить свой уровень развития компонентов эмоциональной направленности, на которые были направлены предыдущие этапы диссертационного исследования.

Далее автор характеризует квест как разновидность социально-ориентирующих игр и дает алгоритм их подготовки.

В третьем параграфе второй главы «Оптимизация процесса развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива учреждения культуры» осуществлен количественный и качественный анализ эффективности разработанной модели – контрольный этап эксперимента и на его основе выработаны и сформулированы рекомендации по оптимизации процесса развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива учреждения культуры на основе аксиологического подхода.

Проведенное исследование показывает, что эффективность развития эмоциональной направленности подростков в творческом коллективе обеспечивается использованием аксиологического подхода. Содержание аксиологического подхода к развитию эмоциональной направленности подростков на 17 % поднимает культуру эмоционального самовыражения.

В среднем уровень эмоциональной направленности подростов – участников творческих коллективов учреждений культуры повысился на 16 %. По критерию, определяющему количественные и качественные характеристики лексикона, количество участников возросло на 33 %. На 22 % увеличилось количество участников творческих коллективов, отвечающих такому критерию развития эмоциональной направленности, как позитивное отношение к окружающим людям и происходящим событиям. Такой критерий, как целеустремленность, достиг высокого уровня у 33% участников творческих коллективов после проведения формирующего эксперимента. Высокий уровень коммуникативности показали 31 % подростков, познавательный потенциал - 32 %.

Проведенный эксперимент показал, что аксиологический подход определяет приоритет целей и ценностей эмоциональной направленности личности с учетом индивидуальных особенностей подростков.

Как свидетельствуют результаты нашей опытно-экспериментальной работы, процесс оптимизации развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива учреждения культуры обуславливается опорой на психолого-педагогические концепции и аксиологический подход к развитию положительной эмоциональной направленности.

Особое значение для оптимизации процесса развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива учреждения культуры имеет применение технологий социально-культурной деятельности.

В реализации разработанных автором экспериментальных программ использовалась методика определения эмоциональной направленности личности Б.И. Додонова.

Деятельность по развитию эмоциональной направленности подростков должна проводиться на основе активного использования классических и инновационных технологий социально-культурной деятельности.

Одной из них является социально-ориентированная игра, как коллективная творческая деятельность, которая помогает воспитывать индивидуальность подростка. Это позволяет подростку культурно общаться, понимать собеседника, содействовать ему; включает в себя значительное количество задач, по характеру соответствующих задачам социального взаимодействия. Главная цель игры – воспитание социально-психологических механизмов, в том числе эмоциональной направленности. Автор выявляет и характеризует: признаки социально-ориентирующих игр (моделирование ситуации, распределение ролей, разграничение деятельности участников правилами, многообразие видов и типов взаимодействия участников, многовариативность, наличие управляемого эмоционального напряжения); их функции (ценностно-ориентационная, социализирующая); принципы разработки и организации социально-ориентирующих игр (проблемности, ролевого взаимодействия, диалогического общения, двуплановости) и т.д. Развитие эмоционального направления подростков в процессе социально-ориентирующей игры обусловливается совокупностью факторов: система специальной и личностной мотивации; возможность через коллективную деятельность поставить и решить задачу; возможность воссоздать целостную динамическую творческую ситуацию и действовать в ней.

Повышение уровня профессиональной подготовки руководителей творческих коллективов учреждений культуры подразумевает наличие образовательно-развивающих программ, позволяющих вне независимости от направления творческой деятельности участвовать в процессе повышения квалификации и кроме творческой квалификации повышать психолого-педагогическую грамотность,

Обогащение информационного обеспечения деятельности учреждений культуры по развитию культуры эмоционального самовыражения подростков в условиях творческого коллектива учреждений культуры обеспечивается не только владением технологиями этого процесса, но и наличием диагностических методик, позволяющих прослеживать динамику развития эмоциональной направленности подростков и наличие алгоритма действий, который приводит к развитию положительной эмоциональной направленности подростков в творческом коллективе учреждения культуры.

В заключении диссертации подведены итоги исследования, сделаны теоретические обобщения, намечены перспективные направления дальнейшей работы по развитию эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива учреждения культуры.

Основное содержание и результаты исследования отражены

в следующих публикациях автора общим объемом 5,1 п.л.:

Статьи в изданиях, включенных в реестр Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации


загрузка...