РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД (16.04.2015)

Автор: Попова Ирина Владимировна

- деятельностном, отвечающем за достижение поставленных задач посредством взаимодействия и реализации совместных проектов.

Насколько содержательнее и разнообразнее это взаимодействие, настолько активнее идет процесс развития эмоциональной направленности подростков, и как видимый результат – повышается культура их эмоционального самовыражения.

3. Аксиологический подход обеспечивает связь ценностных ориентаций с направленностью личности подростка. Обращенный к ценностно-смысловой сфере личности подросток за счет взаимодействия своих компонентов (когнитивный и конативный) обеспечивает целенаправленность процесса развития эмоциональной направленности подростков, активизирует их самосознание, устанавливает связи между сознанием и поведением, выполняя тем самым смыслообразующую и стимулирующую функции. При этом, когнитивный компонент берет на себя информационную и ориентационную функции, то есть отвечает за знания об эмоциях и способах их выражения, а также за распознавание своих и чужих эмоций. В свою очередь конативный компонент выполняет трансляцию и регуляцию самовыражения.

Принцип единства культуры и деятельности у подростка реализуется только через аксиологический подход. Это и есть методология исследования развития эмоциональной направленности личности подростка в творческом коллективе учреждения культуры.

Критериальный аппарат, включающий компоненты (позитивное отношение к окружающему миру и людям, коммуникативность, целеустремленность, познавательный потенциал, культура эмоционального самовыражения подростков), критерии, показатели каждого компонента и уровни (высокий, средний, низкий) развития эмоциональной направленности подростков в творческом коллективе, обусловлен педагогическими условиями учреждения культуры.

Педагогическая модель развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива учреждения культуры представляет собой систему, включающую цель, принципы, содержание и технологию ее реализации с учетом условий, позволяющих достигнуть поставленных целей и желаемых результатов.

Именно полноценное взаимодействие всех компонентов аксиологического подхода может в полной мере отразить развитие эмоциональной направленности личности подростка в условиях творческого коллектива учреждения культуры.

Эффективность процесса развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива учреждения культуры обуславливается проблемностью принятия и поддержки, индивидуализации, диалогичности, выбором. Обогащение информационного и методического обеспечения этого процесса происходит при интеграции традиционных и инновационных технологий деятельности творческих коллективов учреждений культуры. Развитие эмоциональной направленности подростков в условиях творческих коллективов учреждений культуры эффективно осуществляется при усвоении культурных ценностей, познании нового, социальной ориентированности. Цели, интересы, потребности подростка в творческом коллективе учреждения культуры рождают свои эмоции, обеспечивают подростка жизненной самореализацией в творческом и физическом аспектах.

Структура диссертации выстроена согласно логике исследования, его цели и задачам. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность и раскрыта степень разработанности исследуемой проблемы, определены объект, предмет, цель и задачи, сформулирована гипотеза, охарактеризована методологическая база, описаны методы исследования, раскрыта его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, представлены положения, выносимые на защиту, определена опытно-экспериментальная база апробации модели развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива учреждения культуры.

Первая глава «Теоретические основы развития эмоциональной направленности подростков в творческом коллективе учреждения культуры» включает в себя теоретико-методологический анализ проблемы.

В первом параграфе первой главы «Понятие «эмоциональная направленность личности» в условиях творческого коллектива учреждения культуры» раскрыта сущность и основные компоненты эмоциональной направленности. При рассмотрении вопроса автор исходит из того, что становление личности традиционно связывается с формированием и развитием эмоционального отношения к нормам и правилам, принятым в обществе.

На основе анализа философской и психолого-педагогической литературы автор определяет эмоциональную направленность как сложное динамичное качество личности, характеризующееся готовностью переживать и выражать эмоции в соответствии с общепринятыми культурными нормами, ценностями и конкретными обстоятельствами. Спектр эмоций, к которым стремится та или иная личность, характеризует его эмоциональную направленность.

???????¤???????Она характеризуется: уровнем (определяет общественную значимость направленности личности), широтой (определяется количеством интересов), интенсивностью (характеризуется эмоциональной окраской направленности и силой эмоционального воздействия на окружающих), устойчивостью (определяется протяженностью во времени).

Развитие эмоциональной направленности подростков включает в себя такие компоненты, как идеалы, убеждения, мировоззрение, стремления, интересы, желания, эмоции. Эмоциональная направленность подростков в данном контексте неотделима от самопрезентации и подчинена определенному алгоритму. Алгоритм зависит от ситуации в трех точках соприкосновения: ориентация в ситуации, реакция на ситуацию и контроль результатов реакции на ситуацию. Результатом действий является уровень культуры и поведения подростков.

Характеризуя эмоциональную направленность, автор диссертации обращает внимание на то, что для организации процесса ее развития важно учитывать вектор эмоциональной направленности, который может быть «на себя», «на дело», «на других» (Б. Бас). Для чего необходимо знать характеристику типов эмоциональной направленности: альтруистический, коммуникативный, глорический, праксический, гностический, романтический, пугнический, эстетический, гедонистический, акизитивный (Б.И. Додонов); уровни эмоциональной направленности: эгоцентрический, группоцентрический, просоциальный, духовный (Б.С Братусь); функции эмоциональной направленности в условиях творческого коллектива учреждения культуры: экзистенциальная, адаптивная, коммуникативная, идентификационная, функция регуляции межличностных отношений, преобразовательная, саморегуляции и самовоплощения.

Для развития положительной эмоциональной направленности подростков одним из важнейших факторов является эмоционально-нравственное самоопределение. Это понятие включает в себя эмпатию, коммуникабельность, ценности, жизненные ориентиры и общую культуру.

Таким образом, эмоциональная направленность подростков состоит из уникального слияния естественных, заложенных генетикой и природой и искусственно приобретенных в процессе социализации качеств. Эмоциональная направленность необходима подросткам для выживания в социальной среде. В то же время потребность в эмоциональной направленности подростков интегрирует в себе потребности: в самооценке и оценке окружающих, самореализации и сравнении достижений, самоуважении и уважении со стороны (сверстников, взрослых), самосовершенствовании, самоутверждении, самоактуализации.

Основными составляющими эмоциональной направленности личности подростка являются: позитивное отношение к окружающему миру и людям, коммуникативность, целеустремленность, познавательный потенциал, культура эмоционального самовыражения.

Во втором параграфе первой главы «Теория развития эмоциональной направленности подростков в творческом коллективе учреждения культуры» уточняются возрастные особенности подростков, накладывающие свой отпечаток на развитие эмоциональной направленности подростка, описываются качественные и количественные изменения, которые обуславливают процесс ее развития у подростков в условиях творческого коллектива учреждения культуры, а также возможности влияния и взаимодействия подростков в творческом коллективе на развитие их эмоциональной направленности.

Автор обращает внимание на то, что подростковый возраст не только включает в себя наличие определенного уровня эмоциональной направленности, но и обуславливает наиболее плодотворную почву для ее развития, и здесь важен диалектический подход к духовной составляющей личности. «… при склонности к романтическому, у подростков более реалистичным и критичным становится воображение. Детям подросткового возраста присущи повышенный интерес к своей личности, потребность в создании и оценке своих личных качеств». (Д.И. Фильденштейн)

В рамках диссертационного исследования взяты временные пределы подросткового периода с 12 до 15 лет (Д. Б. Эльконин) как самого сензитивного периода в отношении развития эмоциональной направленности. Особенностями данного возраста являются: наличие двух тенденций «детскости» и «взрослости» (Л.С. Выготский); высокий уровень самосознания; большое значение для социального престижа подростка имеют отношения со сверстниками, их одобрение; стремление к группированию, негативизму, оппозиционности и пр.; растет самооценка, а соответственно, уверенность и стрессоустойчивость, расширяются возможности творческой самореализации и самовыражении; мнение референтной группы является решающим при определении вектора развития эмоциональной направленности подростка. Общение становится основополагающим фактором формирования эмоциональной культуры. Ценность, которую подросток определяет как важнейшую, определяет всю дальнейшую жизнь личности. Далее автор характеризует типы личности подростков на основе их ценностей: теоретический,  эстетический, экономический, социальный, политический, религиозный тип (Э. Штерн).

Автор считает, что развитие эмоциональной направленности в кризисном состоянии это основная проблема перехода к взрослости, когда на высоком уровне сознательности подросток ставит перед собой задачу своего самоопределения и идентичности. Эти процессы влияют на развитие эмоциональной направленности. В состоянии развития личностные качества формируются под воздействием правильно сформированных идеалов и ценностей. В данной ситуации происходит «встреча» целей и способов их достижения. Если эмоциональная направленность у подростка к этому времени сформирована и устойчива, то не возникает конфликта способов достижения дальних целей и нравственных ценностей общества. Если нет, подросток попадает под негативное влияние соответствующей среды. В данной ситуации занятия в творческих коллективах учреждений культуры позволяют не только расширить круг общения подростка, но и сформировать у него принятые в обществе нормы и ценности.

Природная энергия подростка, направленная на созидание, дает возможность выявить наиболее подходящие виды деятельности и в полной мере раскрыть свои творческие способности. Творческое самовыражение подростка является одним из благоприятных факторов для полноценного развития личности в столь противоречивый период. Творчество напрямую связано с мышлением и созиданием, является высшей формой активности, эмоционального самовыражения и эмоциональной направленности. Творческая деятельность подростка тесно связана с волевыми и эмоциональными качествами. Уровни творческой деятельности: репродуктивно-ассоциативный, комбинаторный, дифферентивно-интегративный. На всех уровнях творческой деятельности подростки должны обладать определенным набором эмоционально-интеллектуальных качеств. Основные из них: способность осознать проблему, гибкость и вариативность мышления, легкость ассоциирования, антиконформизм и креативность. Именно они помогают в развитии эмоциональной направленности и, как следствие в самовыражении.

Включение подростка в деятельность творческих коллективов учреждений культуры основывается не только на возрастных особенностях, но и на интересе, нравственной позиции и ценностных ориентациях. И когда творческий симбиоз приобретает форму сплоченного коллектива, происходит развитие эмоциональной направленности подростков, основанное на межличностных эмоционально-психологических отношениях.

Взаимодействие подростков в творческом коллективе учреждения культуры происходит на трех уровнях: эмоциональном, информационном и деятельностном и может проходить по нескольким сценариям: работа в команде, кейс-стади, метод «все вместе». И чем разнообразнее и содержательнее взаимодействие подростков в творческом коллективе учреждения культуры, тем активнее и плодотворнее идет развитие эмоциональной направленности. Организация коллективной творческой деятельности создает благоприятные возможности для развития эмоциональной направленности подростков.

Творческий коллектив учреждения культуры дает возможность реализовать свои подавленные творческие способности и уникальные качества. Так, под воздействием означенных выше факторов эмоциональная направленность в подростковом периоде приобретает устойчивость, формируются убеждения, идеалы и ценности.

В третьем параграфе первой главы «Аксиологический подход как методология исследования развития эмоциональной направленности подростка в условиях творческого коллектива учреждения культуры» проблемы развития эмоциональной направленности подростков рассматриваются в контексте влияния на этот процесс аксиологического подхода.

Автор рассматривает аксиологический  подход  как  систему  ценностей,  реализующую принципы  развития   эмоциональной направленности личности подростка в творческом коллективе учреждения культуры в новой  социокультурной   ситуации. Особое значение имеет связь ценностных ориентаций с направленностью подростков, содержанием которой являются доминирующие, социально обусловленные отношения личности к действительности.

Аксиологический подход, обращенный к ценностно-смысловой сфере подростков, обеспечивает целенаправленность и целостность процесса всех психических качеств, активизирует ее самосознание, устанавливает связи между сознанием и поведением.

Принцип единства культуры и деятельности позволяет рассматривать аксиологический подход как методологию исследования развития эмоциональной направленности подростков в творческом коллективе учреждения культуры.

При определении сущности понятия «ценность» автор диссертации рассмотрел труды древних философов, обратился к религиозным учениям, трудам ученых эпохи Просвещения, к современным исследованиям, что позволило сделать вывод о том, что понятие «ценности» обычно употребляют в контексте приверженности к определенным идеалам и нормам.

В современной интерпретации система ценностей представляется как система аксиологических составляющих. Содержание их не связано с определенным историческим периодом или конкретной социально-культурной ситуацией, но, тем не менее, воспроизводится в качестве смысловой социокультурной традиции в любом типе культуры в качестве ценности. Проблема общечеловеческих ценностей особенно остро становится в эпоху социального катастрофизма. Преобладание деструктивных процессов в обществе, разобщенности социальных институтов, девальвация моральных и культурных ценностей приводит к постоянному поиску вариантов социально-культурного выбора.

Аксиологический подход рассматривает не только трансляцию усвоенных культурных ценностей, но и развитие самой аксиологической составляющей подростка.

За предыдущее столетие ценностные ориентиры и их направление несколько раз менялись. Это во многом зависело от смены социально-культурных условий и педагогических парадигм. Далее автор анализирует причины смены ценностных ориентаций на различных этапах развития нашей страны.

Каждая историческая эпоха, как носитель ценностей, определяет социально допустимое и выражает его в иерархии норм и правил. Ценностные системы пребывают в становлении и их временные масштабы не совпадают с социокультурной реальностью. В современном мире значимы нравственные и эстетические ценности античности, гуманистические идеалы христианства, рационализм Нового времени, парадигма ненасилия ХХ века и многое другое. Общечеловеческие ценности, несущие в себе основу гуманистического общества и устоявшие на протяжении веков, составляют основу современного аксиологического подхода.

Основные постулаты аксиологического подхода во многом совпадают с гуманистическими положениями русской философии и педагогики XIX-XX вв. о том, что становление подростка определяется им самим, ибо он сам является творцом собственной судьбы.

Принимая аксиологический подход в качестве методологического основания для развития эмоциональной направленности подростков в творческом коллективе учреждения культуры, автор диссертации характеризует его принципы: социокультурной обусловленности, проблемности, принятия и поддержки, индивидуализации, диалогичности, выбора. Основываясь на принципах аксиологического подхода, он делает вывод о том, что личность подростка в современном мире развивается в процессе активной творческой деятельности. Положительная созидательная активность творчества важна в развитии аксиологической составляющей подростка.

Вторая глава «Совершенствование процесса развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива учреждения культуры» посвящена анализу современных технологических основ развития эмоциональной направленности подростков, разработке и внедрению модели развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива учреждения культуры на основе аксиологического подхода.


загрузка...