РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД (16.04.2015)

Автор: Попова Ирина Владимировна

Методологическая основа исследования: научные труды о развитии личности, регулирующей роли эмоций, природе и сущности человеческой деятельности, ее целесообразном и творческом характере, содержащиеся в трудах отечественных философов, ученых и педагогов Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, В.С. Соловьева.

В основу данного исследования положены общепсихологическая теория деятельности (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); теории становления личности (Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, В. А. Петровский); идеи об эмоциональной восприимчивости, отзывчивости и открытости личности своему эмоциональному опыту (В. В. Бойко, В. Ф. Василюк, Б.И. Додонов); о личностном и эмоциональном развитии личности (Л. А.Абрамян, Г. М. Бреслав, А. И.Захаров, А. С. Спиваковская, П. М. Якобсон и др.); концепция эмоциональной направленности, которая анализирует эмоциональные переживания как самостоятельные ценности для личности (Б.И. Додонов).

В качестве специальной методологии выступает аксиологический подход к развитию личности и ее эмоциональной направленности (П.Я. Гальперин, Б.С. Гершунский, В.В. Давыдов, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Ремизов, В.А. Сластенин, Е.И. Шиянов, Д.Б. Эльконин и др.).

Теоретическая основа исследования: общепсихологическая теория деятельности и личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.); научные труды о понимании психического развития личности как интеграции ее психофизиологических функций, процессов, состояний и личностных свойств (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн), концепция осознанной саморегуляционной деятельности человека (О.А. Конопкин, А.А. Вербицкий, А. К. Осницкий, В. И. Степанский и др.), научная концепция профессора А.Д. Жаркова.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:

- теоретические методы: анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, изучение нормативной документации, педагогическое моделирование;

- эмпирические методы: социологический опрос (анкетирование), наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент.

В ходе исследования на различных этапах эксперимента принимали участие более 200 человек.

Экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось на базе ряда учреждений культуры Смоленской области: МБУК Дом культуры «Шарм», МБУК «Дворец творчества детей и молодежи», МБУК «Дом культуры» пос. Миловидово, МБУК «Дом культуры» микрорайона Гнездово.

Организация и этапы исследования. Исходя из предмета и задач исследование осуществлялось в три этапа работы с 2011 по 2014 годы.

На первом этапе (2011-2012 год) – теоретико-поисковом – диссертант проводил анализ литературы, интервьюирование, беседы со специалистами учреждений культуры и руководителями творческих коллективов, собрав полученные данные, делал теоретические выводы, затем окончательно сформулировал тему диссертационного исследования.

Анализ отечественной, зарубежной философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива учреждения культуры позволил собрать материал для исследуемой проблемы, определить цели и задачи, гипотезу, предмет и объект исследования. Был осуществлен отбор методик констатирующего и экспериментального этапов исследования в контрольных и экспериментальных базах.

Второй этап исследования (2012-2013 гг.) носил экспериментальный характер. В ходе констатирующего эксперимента, в котором участвовало более 200 человек, была определена роль творческого коллектива в развитии эмоциональной направленности подростков. Здесь были заложены параметры опытно-экспериментальной работы, глубже проявились проблемы развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива учреждения культуры на основе аксиологического подхода. Разработана и внедрена педагогическая модель развития эмоциональной направленности подростков в творческом коллективе учреждения культуры, выстроены технологии ее внедрения в практику деятельности учреждений культуры.

На основе полученных данных и практических наработок в творческих коллективах развивалась позитивная эмоциональная направленность подростков, в организованных в ходе эксперимента социально-ориентирующих играх она реализовывалась и получала дальнейшее развитие. В ходе формирующего эксперимента особое внимание уделялось динамике процесса развития эмоциональной направленности подростков.

На третьем этапе – заключительном (2013 - 2014 гг.) были подведены итоги эксперимента и сформулированы основанные на полученных данных выводы, проводилась апробация исследования. На основе развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческих коллективов учреждений культуры на основе аксиологического подхода подготовлены научные рекомендации по совершенствованию этого процесса.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- раскрыта сущность и структура эмоциональной направленности подростков, принципы и особенности ее развития в творческом коллективе учреждения культуры;

- обосновано развитие эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива учреждений культуры, которое происходит за счет взаимодействия подростков на трех уровнях: эмоциональном, информационном и деятельностном;

- расширены педагогические знания о возможностях использования аксиологического подхода к развитию эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива;

- разработана и экспериментально апробирована педагогическая модель развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива учреждений культуры на основе аксиологического подхода;

- определен критериальный аппарат диагностики развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива, включающий компоненты эмоциональной направленности, уровни их развития, а также показатели, определяющие уровень развития каждого из выделенных компонентов

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные в исследовании данные обогащают понятийный аппарат социально-культурной деятельности современными научными знаниями о:

- сущности эмоциональной направленности личности и ее структурных компонентах: позитивное отношение к окружающему миру и людям, коммуникативность, целеустремленность, познавательный потенциал, культура эмоционального самовыражения подростков;

- условиях, способствующих развитию эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива учреждения культуры, где основополагающим является включение подростков в творческую деятельность, механизмами которого являются нормы, ценности, традиции, ритуалы, идеалы и т.д.;

- значимости и потенциале аксиологического подхода как методологии развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива, за счет обращения к ценностно-смысловой сфере он обеспечивает целенаправленность процесса формирования, развития и целостность функционирования всех психических сфер личности, активизирует ее самосознание, устанавливает связи между сознанием и поведением;

- механизмах, способствующих развитию эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива, среди которых инновационные технологии социально-культурной деятельности.

Осуществлен отбор содержания социально-культурных программ, способствующих совершенствованию процесса развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива учреждения культуры, разработан и проверен критериальный аппарат, позволяющий оценить уровень развития эмоциональной направленности подростков, и представлен инструментарий диагностического сопровождения этого процесса.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты позволяют эффективнее осуществлять развитие эмоциональной направленности подростков в условиях творческих коллективов учреждений культуры.

Прикладное значение исследования заключается в разработке и апробировании педагогической модели, реализация которой обеспечивается использованием социально-культурных технологий, в подборе и систематизации диагностического материала, позволяющего исследовать уровень развития эмоциональной направленности подростков.

На основе проведенного диссертационного исследования предложены рекомендации по оптимизации процесса развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива на основе аксиологического подхода.

Выводы диссертационного исследования и авторская модель развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива могут представлять основу для разработки социально-культурных программ учреждений социально-культурного типа. Кроме того, материалы могут быть использованы в учебном процессе при подготовке кадров по направлениям «Социально-культурная деятельность» и «Народное художественное творчество», при повышении квалификации специалистов учреждений культуры.

Апробация основных результатов исследования осуществлялась в следующих формах:

- выступлениях соискателя перед научной и педагогической общественностью на международных и межвузовских научно-практических конференциях с 2012 по 2015 гг.: Всероссийской научной конференции «Человек. Культура. Общество» (Смоленск, 2014); Научно-практической конференции с международным участием «Культура. Искусство. Образование: проблемы и перспективы развития» (Смоленск, 2014); Международной научной конференции «Творческое наследие Э.В. Ильенкова и современность» (Смоленск, 2014); HYPERLINK "http://sgii-smol.ru/nauka/nauchnyie-meropriyatiya/kulturno-obrazovateln aya-deyatelnost-bibliotek-i-muzeev-v-regionalnyix-izmereniyax/" «Культурно-образовательная деятельность библиотек и музеев в региональных измерениях» (Смоленск, 2015).

Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на кафедре социально-культурной деятельности Смоленского государственного института искусств 26 февраля 2015 года, протокол № 6.

Положения, выносимые на защиту:

Эмоциональная направленность подростков в условиях творческого коллектива учреждений культуры на основе аксиологического подхода – это сложное динамичное качество личности, характеризующееся готовностью переживать и выражать эмоции в соответствии с общепринятыми культурными нормами и конкретными обстоятельствами. Выраженные эмоции в перцептивно-коммуникативном процессе творческого коллектива учреждений культуры на основе аксиологического подхода посредством вербальных и невербальных выразительных средств несут позитивное отношение к окружающему миру и людям. А ее коммуникативность, целеустремленность, познавательный потенциал являются составляющими культуры эмоционального самовыражения подростков.

Творчество является механизмом, обеспечивающим гармоничное развитие направленности личности подростка, ее аксиологической составляющей.

Процесс коллективной творческой деятельности создает благоприятные возможности для развития эмоциональной направленности подростков, так как творческий коллектив учреждения культуры – это условие реализовать свои творческие способности и уникальные качества. Взаимодействие подростков в творческом коллективе идет на следующих уровнях:

- эмоциональном, который определяет общий эмоциональный фон коллектива и степень эмоциональной вовлеченности в творческую деятельность;

- информационном, предполагающем постановку задач для творческого коллектива учреждения культуры, обмен информацией и решение проблем;


загрузка...