РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД (16.04.2015)

Автор: Попова Ирина Владимировна

Предотвратить крайние меры и необдуманные решения в сложной ситуации подростку может помочь только правильно сформированная система ценностей в условиях творческого коллектива учреждений культуры. Даже в таких критических эмоциональных состояниях как аффект, депрессия или стресс, личность выбирает продуктивный, творческий вид деятельности в рамках воспитательной системы учреждений культуры.

В этом случае положительная эмоциональная направленность способствует снятию эмоционального напряжения, непосредственно оказывая влияние на стремление подростка решить проблему, а не уйти от нее.

Снятию эмоционального напряжения и формированию истинных ценностей и моделей поведения у подростка способствует творчество как возможность самовыражения, самореализации, способ переключения внимания и общения с единомышленниками в творческих коллективах культуры.

Для подросткового возраста более актуальным является мнение сверстников, чем родителей и родных. Следовательно, ведущим фактором развития эмоциональной направленности подростка становится не просто творчество, а творчество коллективное, которое предполагает включение подростка в деятельность учреждения культуры.

И именно в условиях творческого коллектива учреждения культуры подростки обнаруживают высокий уровень восприимчивости к освоению стандартов поведения и общечеловеческих ценностей, а также к развитию личностно - социально-значимых мотивов в общении, творческой деятельности, самореализации.

Степень научной разработанности проблемы

Исследование проблемы развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива учреждений культуры носит комплексный, интегративный характер и находится на пересечении проблемных полей философии, социологии, культурологии, психологии, общей педагогики и социально-культурной деятельности.

Процесс развития эмоциональной направленности подростков рассматривался с точки зрения синергетического, системного, структурно-функционального, деятельностного, интегрального, технологического подходов.

На наш взгляд, наиболее оптимальным для нашего исследования является аксиологический подход к развитию эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива учреждения культуры.

Социологические аспекты динамики социокультурных ценностей российского общества раскрыты в работах Г.П. Анашкиной, О.В. Артемова, Л.А. Беляевой, Т.И. Заславской, Н.И. Лапина, В.Д. Патрушева, Т.А. Погрешаевой.

Вопросы определения сущности ценностей, их классификации и проявления рассмотрены в исследованиях М. Вароша, М. Вебера, В. Виндельбанда, Н. Гартмана, Д. Дьюи, Х.М. Казанова, Г. Лотце, Г. Реккерта, М. Шеллера.

Функционированием систем ценностей занимались В. Дильтей,П. Сорокин и О. Шпенглер. С психологической точки зрения проблему ценностных ориентаций рассматривали: А.А. Бодалев, Б. Френтано, Л.С. Выготский, Р.Перри и А.В. Петровкий.

Аксиологический подход к развитию эмоциональной направленности подростков рассмотрен П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Занковым, В.П. А.Н. Леоновым, В.А. Ремизовым, Л.Б. Рыловой, Д.Б. Элькониным и др.

На современном этапе аксиологический подход широко представлен в психологической и педагогической теориях: Б.С. Гершунский, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, Е.И. Шиянов и др.

Теоретической основой исследования стали работы, посвященные направленности личности (С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, Л.И.Божович, B.Э.Чудновский); концепция эмоциональной направленности личности (Б.И. Додонов); концепции профессионального развития личности специалистов учреждений культуры (Е.А.Климов, В.А. Бодров, Д.Н. Завалишина, Л.Г.Дикая, Э.Ф. Зеер, А.К.Маркова, Ю.П. Поваренков); работы о феномене выгорания (В.Е. Орел, Н.Е. Водопьянова, В.В. Рукавишников, Т.И. Ронгинская).

Значительный вклад в разработку проблемы творчества и творческих способностей подростков внесли: Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, М.П. Блинова, С.Н. Беляева-Экземплярская, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.Н. Дружинин, А.Н. Леонтьев, О.И. Никифорова, А.В. Запорожец, Н.А. Менчинская, А.С. Лейтес, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов, К. Тейлор, Р. Стернберг, Г.К. Уэллс, 3. Фрейд, А. Валлон, В. Вундт, Д.Б. Эльконин, В.П. Эфроимсон.

Проблемы творчества и творческих коллективов учреждений культуры рассматривались в исследованиях В.Г. Антонюк, Н.К. Баклановой, О.А. Блоха, Д.К. Бусурашвили, В.А. Волобуева, Л.И. Гурье, Л.Н. Евменовой, В.Д. Иванова, М.В. Кернерман, Э.П. Костиной, В.Г. Кузнецова, И.Ф. Исаева, В.В. Карпова, М.И. Мухина, И.Ф. Плетневой, К.Д. Рабина, Г.П. Стулова, Н.В. Сергеева, А.И. Щербаковой, О.Ф. Шульпакова.

Конкретно-научная методология исследования опирается на целый ряд научных положений психологии творчества (Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, Г.С. Батищев, Д.Б. Эльконен, В.П. Эфроимсон), возрастной психологии (JI.C. Выготский, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов), психологии творческих способностей личности подростка (Б.В. Асафьев, Б.М. Теплов, В.И. Петрушин, С.Н. Беляева-Экземплярская, М.П. Блинова, Е.В. Назайкинский, Г.М. Цыпин и др.), роль эмоций в обучении, воспитании - П.А. Симонов, П.М. Якобсон.

Система социально-культурной деятельности, основанная на ценностных ориентациях и развивающая ценностное отношение подростков к окружающей их действительности, раскрыта в работах М.Н. Афасижева, Ю.К. Бабанского, В.А. Квартальной, И.Я. Лернера, Ю.С. Моздокова, В.П. Орлова, Б.Ф. Сафонова, Р.М. Чумичева, В.И. Шинкарук и др.

В научном анализе теории социально-культурной деятельности автор диссертации опирался на труды М.А. Ариарского, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.А. Жарковой, А.С. Каргина, Ю.Д. Красильникова, А.А. Ласкина, В.П. Подвойского, В.С. Садовской, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева, В.И. Хоменко, В.В. Чижикова, В.М. Чижикова, В.С. Шпанко, Н.Н. Ярошенко.

Диссертант опирается на научную концепцию А.Д. Жаркова «ценностно-ориентированный, активно-деятельностный подход к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры», который рассматривает творческую деятельность как эффективный способ воспитания ценностных ориентаций подростков.

С точки зрения аксиологического подхода подростковый возраст рассматривается как сензитивный период в эмоциональном развитии, как огромный потенциал для эффективного раскрытия эмоциональной направленности личности подростка.

Значимость выбранного направления исследования, а также изучение опыта развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива учреждений культуры подтверждается рядом противоречий, выявленных нами в результате теоретического анализа и изучения практики, которые фиксируются между:

- признанием необходимости развития эмоциональной направленности подростков и непониманием остроты проблемы со стороны руководителей творческих коллективов учреждений культуры;

- потенциальными возможностями коллективной творческой деятельности в развитии эмоциональной направленности подростков и отсутствием специализированных технологий у педагогов учреждений культуры;

- возможностями аксиологического подхода в развитии эмоциональной направленности подростков и недостаточной разработанностью научных и теоретических аспектов в решении проблемы.

Объект исследования – развитие эмоциональной направленности личности подростка в условиях досуга.

Предмет исследования - развитие эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива учреждения культуры на основе аксиологического подхода.

Цель исследования состоит в теоретической и научной разработке процесса развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива учреждения культуры на основе аксиологического подхода и внедрении их в практику посредством инновационных технологий.

Задачи исследования:

- раскрыть понятие «эмоциональная направленность старшеклассника»;

- разработать теорию развития эмоциональной направленности подростков в творческих коллективах учреждений культуры;

- выявить потенциал аксиологического подхода как методологии развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива;

- изучить технологии развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива учреждения культуры;

- разработать и экспериментально апробировать педагогическую модель, обеспечивающую эффективность развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива учреждений культуры на основе аксиологического подхода.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность процесса развития эмоциональной направленности подростков в творческом коллективе учреждений культуры на основе аксиологического подхода будет значительно выше, если этот процесс обеспечить:

- признанием значимости развития эмоциональной направленности подростков и пониманием возможностей, которыми обладают творческие коллективы учреждений культуры в данном аспекте деятельности;

- наличием субъектно-субъектных отношений, обеспечивающих в процессе занятий в творческом коллективе комплексное влияние на ценностную сферу личности подростков:

- разработкой и внедрением модели развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива и технологий ее реализации в практике учреждений культуры;

- овладением педагогами творческих коллективов учреждений культуры технологиями развития эмоциональной направленности подростков.


загрузка...