РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД (16.04.2015)

Автор: Попова Ирина Владимировна

Попова Ирина Владимировна

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

13.00.05 – теория, методика и организация

социально-культурной деятельности

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Диссертация выполнена в областном государственном образовательном

бюджетном учреждении высшего профессионального образования

«Смоленский государственный институт искусств»

на кафедре социально-культурной деятельности

Научный руководитель

кандидат педагогических наук, доцент

Подгузова Елена Евгеньевна

Официальные оппоненты - Моздокова Юлия Степановна,

доктор педагогических наук, профессор,

Российский государственный социальный университет, факультет социальной работы, педагогики и ювенологии, кафедра социальных технологий, профессор

Кернерман Марина Вячеславовна,

кандидат педагогических наук,

Международный независимый эколого-политологический университет,

кафедра экономики и управления (Академия МНЭПУ),

старший преподаватель

Ведущая организация

Орловский государственный институт искусств и культуры

Защита состоится « 22 » июня 2015 г. в «11:30 » часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Московский государственный институт культуры» по адресу: 141406, Московская обл., г. Химки-6, ул. Библиотечная, д.7, корпус 2, зал защиты диссертаций.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный институт культуры».

Автореферат размещен на сайте Московского государственного института культуры http://www.msuc.org и на сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ: http://vak.ed.gov.ru.

Автореферат разослан « 22 » апреля 2015 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Садовская

доктор педагогических наук, Валентина Степановна

профессор

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования обусловлена острой необходимостью теоретических исследований социально-культурного аспекта эмоциональной направленности личности в условиях творческого коллектива учреждения культуры. На современном этапе развития нашего общества эмоциональное состояние личности подростка ввиду воздействия на него все более агрессивной внешней информационной среды становится неустойчивым, растут отклонения от общепризнанной нормы.

Это приводит к потере положительного вектора развития культурных ценностей и традиций у целых поколений. Развитие же положительной эмоциональной направленности личности подростка может восстановить баланс между впитыванием событий окружающего социума, переработкой и выражением эмоций и привить культурные нормы, традиции и ценности.

В связи с этим возникает острая потребность в создании теории развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческих коллективов учреждениях культуры. При этом большое значение имеет опора на теоретические положения о влиянии социально-культурной деятельности на воспитание ценностных ориентиров подростков.

Проблемы девальвации ценностных ориентаций подростков и не критического их заимствования, утрата романтических идеалов, неразвитость качеств и способностей к сопереживанию, сочувствию остро ощущаются в подростковом возрасте, который и без того является испытанием для каждой личности. Это связано с трудным процессом вхождения подростка в социум в качестве полноценного его члена, принятием новой степени ответственности за себя и окружающих. В свою очередь социум не готов принять подростка таким, какой он есть, требуются изменения, определяющие правила жизни. Для многих подростков - это стресс, происходящий из-за быстрой вынужденной трансформации ценностей.

Особенно остро указанная проблема проявляется применительно к подростковому возрасту, поскольку именно в этом возрасте закладываются базовые культурно-идентификационные свойства личности.

В большинстве случаев подросток считает, что его проблемы никому не интересны, и «закрывается» эмоционально, стараясь пережить и переждать, пока проблема не решится сама собой. Это ведет к эмоциональному напряжению, выраженному в замкнутости, невнимательности, отрешенности, угнетенности и даже агрессии. Внешне это проявляться в грубых словах и поступках, нежелании учиться и общаться. Если период эмоционального напряжения затягивается, происходит внутренний конфликт, следствием которого становятся сложные эмоциональные состояния, которые могут привести к самым печальным последствиям.

За последние 10 лет, по данным государственной статистики, частота суицидов в России составляет 19-20 случаев на 100  000 подростков, при среднем показателе в мире не выше 7. Подростковый суицид в большинстве случаев является попыткой избавиться от эмоционального напряжения и проявлением состояния аффекта. Во многих случаях подросток не знает, что делать, к кому обратиться и как привлечь внимание к своим проблемам. Специалисты считают, что лишь 10 % суицидов подростков имеют своей целью покончить с жизнью, остальные 90 %, по данным опросов ведущих Центров пограничных состояний России, совершаются для того, чтобы взрослые обратили внимание на их проблемы.


загрузка...