ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (16.04.2015)

Автор: Ворончихин Дмитрий Владимирович

Ворончихин Дмитрий Владимирович

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва

Диссертация выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Московский государственный институт культуры» на кафедре культурно-досуговой деятельности

Научный руководитель

доктор педагогических наук, доцент

Жаркова Алена Анатольевна

Официальные оппоненты - Правдов Михаил Александрович,

доктор педагогических наук, профессор,

Ивановский государственный университет (Шуйский филиал), кафедра теории и методики физкультуры и спорта, профессор

Муравьев Алексей Валентинович,

кандидат педагогических наук,

Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, кафедра физической подготовки, старший преподаватель

Ведущая организация

Казанский государственный университет культуры и искусств

Защита состоится « 22 » июня 2015 г. в «10:00 » часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Московский государственный институт культуры» по адресу: 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, д.7, корпус 2, зал защиты диссертаций.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный институт культуры».

Автореферат размещен на сайте Московского государственного института культуры http://www.msuc.org и на сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ: http://vak.ed.gov.ru.

Автореферат разослан « 22 » апреля 2015 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Садовская

доктор педагогических наук, Валентина Степановна

профессор

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена постоянно ухудшающимся состоянием здоровья старшеклассников. Первейшая задача любого молодого государства и общества состоит в создании для старшеклассников оптимальных педагогических условий для гармоничного развития и воспитания культуры здоровья.

В данной связи весьма показательны и символичны тезисы главного педиатра Минздрава России, директора Научного центра здоровья детей, академика Российской академии наук А.А. Баранова, предельно ясно описывающего современное состояние здоровья российских подростков. Так, по мнению специалиста, за последние годы на 43,1% (8,1 млн человек) снизилась численность детей подросткового возраста 10-17 лет, а подросткового возраста до 18 лет - ещё значительнее: на 3,8 млн, или на 53,5%. Несмотря на предпринимаемые усилия, наблюдается рост заболеваемости подростков, особенно в старшей возрастной группе. За 10 лет она увеличилась на 30%. В структуре превалируют болезни органов дыхания, костно-мышечной системы и соединительной ткани, органов пищеварения, зрения. На ухудшение здоровья старшеклассников указывает и такой показатель, как уровень их годности к военной службе. Так, в 2013 г. при первоначальной постановке на воинский учёт заболевания выявлены у 59% освидетельствованных. Около 30% юношей признаны негодными к военной службе. На дополнительное обследование направлено более 108 тыс. человек (17,1% от общего числа освидетельствованных). Как острую медико-социальную проблему следует рассматривать неуклонный рост пограничной психической патологии, аддиктивных нарушений, девиантных форм поведения. Клинически очерченные формы пограничных психических нарушений диагностируются примерно у 10% старшеклассников образовательных учреждений. У 60% старшеклассников определяются так называемые предболезненные психические расстройства. Зафиксирован резкий рост частоты неврозов.

Как показывают проведенные исследования, школьная среда редко способствует развитию и укреплению здоровья старшеклассников. Констатируется тенденция к ухудшению состояния здоровья старшеклассников, несмотря на ежедневный контроль со стороны педагогического состава школ. Учебная нагрузка не учитывает текущее состояние здоровья учащихся, их разное морфо-функциональное развитие, а отсюда и различную динамику работоспособности, резервы организма. При этом в образовательном учреждении зачастую нарушаются санитарно-гигиенические нормы, неудовлетворительно организован учебно-воспитательный процесс, неблагоприятен микроклимат в школьном коллективе. До 80% старшеклассников постоянно или периодически испытывают стресс от учебных занятий. Всё это в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает негативное воздействие на развивающийся организм старшеклассника. На здоровье старшеклассников отрицательно сказывается низкая двигательная активность, ее дефицит среди старшеклассников достигает 75%-85%.

Проведенный анализ актуальности исследования показывает, что старшеклассники сензитивны к отсутствию педагогических условий в образовательной среде, обладающие недостаточным уровнем культуры здоровья или вообще не имеющие ее. Отсутствие понимания значимости и необходимости здорового образа жизни, следование сиюминутным желаниям и соблазнам, отсутствие целенаправленной систематической педагогической деятельности со старшеклассниками, направленной на повышение их культуры здоровья, обусловливают актуальность темы исследования. Особую актуальность происходящее приобретает по отношению к учащимся старших классов, которые находятся на пороге взрослой жизни и через непродолжительное время будут самостоятельно принимать важные решения, нести за них ответственность. Отсутствие системы воспитания культуры здоровья может привести к опасным последствиям, поскольку невладение ключевыми ориентирами здорового образа жизни ставит под сомнение возможность личностной самореализации.

Вместе с тем, многие исследователи, к которым присоединяется и автор диссертации, полагают, что, несмотря на наличие определенных проблем в образовательной среде, школа остается важнейшим институтом, обладающим неограниченным потенциалом для сохранения, развития и воспитания культуры здоровья у старшеклассников. Ключевое значение, в данной связи, приобретает вопрос о необходимости совершенствования традиционных методов проведения учебных занятий и разработки их инновационных форм, способствующих активному вовлечению старшеклассников в самостоятельную работу, позволяющую значительно повысить уровень культуры здоровья у старшеклассников.

Однако приходится констатировать, что целесообразность личностно-деятельностного подхода разделяется далеко не всеми, что в ряде случаев обусловливает определенные негативные последствия, ухудшение здоровья, самочувствия, неспособность решения жизненно важных задач. Изложенное отмечают Г.П. Виноградов, Ю.Д. Железняк, В.П. Лукьяненко и др. В результате игнорирования личностного компонента возникает недостаточная сформированность мотивационно-потребностной составляющей, ослабляется позитивная установка на регулярные физические упражнения, утрачиваются знания, умения и навыки устойчивого здорового образа жизни.

Ввиду того, что личностный компонент традиционно является системообразующим в педагогической теории и практике, считаем, что в данной связи реализация личностно-деятельностного подхода позволит обеспечить должную эффективность педагогической деятельности со старшеклассниками по воспитанию культуры здоровья.

Степень разработанности проблемы. Недооценка значимости воспитания культуры здоровья в условиях образовательного пространства достаточно давно вызывает критику профильных теоретиков и практиков. Изложенное обусловило активный поиск новых путей совершенствования образовательной деятельности.

Процесс формирования культуры здоровья старшеклассников специфичен и обусловлен их физико-психологическими особенностями, социальными и морально-нравственными устремлениями. Характерные черты учащихся старшего школьного возраста были изучены в исследованиях О.С.Гребенюк, Т.Б.Гребенюк, Н.К.Ивановой, С.В.Ковалева, И.С.Кон, П.Краковского, В.А.Крутецкого; доминирующие потребности старшеклассников изучались Г.К.Зайцевым, П.К.Симоновым.

Необходимость формирования культуры здоровья отмечали Н.М. Амосов, Л.М. Борлакова, Э.Н. Вайнер, В.П. Петленко, O.Л. Трещева, Ф.Г. Углов, С.Я. Чикин, B.C. Шубинский, А.В. Эркенова. О целесообразности выработки привычки здоровой повседневной деятельности, роли школы в сохранении и укреплении здоровья подростков писали: И.А. Аршавский, В.Ф. Базарный, А.С. Блинов, Г.П. Богданов, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, М.Г. Колесников.

Появляются исследования, рассматривающие повышение уровня физической культуры детей как фактор, способствующий формированию здорового образа жизни (А.В. Баранов, Н.В. Барышева, Б.П. Динаев, В.В. Зайцев, С.В. Кочнев, В.М. Миняров, М.Г. Неклюдов, В.Д.Сонькин и другие).

Растет число исследований, признающих парадигму личностного приоритета при освоении ценностей физической культуры, отмечающих важность личностно-деятельностного подхода. Указанные тенденции прослеживаются в работах В.К. Бальсевича, М.Я. Виленского, A.A. Зданевича, Ч.Т. Иванкова, В.П. Лукьяненко, В.И. Ляха, А.П. Матвеева, Ю.А. Янсон и др.


загрузка...