Научное обоснование режимов труда и отдыха лиц лётного состава граж-данской авиации (16.03.2009)

Автор: Родионов Олег Николаевич

Полетные смены длительностью более 12 часов выполнены на самолетах А-320 без дополнительного члена экипажа. При этом величины отклонений показателей «nу» и «?Vпос.» и доля идеальных посадок больше, а качество посадки лучше, чем при усиленном и двойном экипаже. Вероятно, это связано, с большей «предпосадочной» активацией и ответственностью экипажа, из двух человек, совершающих длительные перелёты, несмотря на то, что, как было показано выше, степень утомления у них более выражена. В то же время, можно предположить, что у части пилотов «предпосадочная» активация, маскирующая утомление, не способна привести к идеальному выдерживанию всех параметров посадки.

Таблица 12.

Зависимость отклонений от расчётной посадочной скорости («? Vпос.»)

от продолжительности полётных смен

Продолжительность полётной смены, час. Число событий,

n Полёт % полётов без отклонения по скорости

(М ± m) Среднее

отклонение от

расчетной

посадочной

скорости

«?Vпос.»

(баллы)

(М ± m) Стандартное отклонение,

Более 12 20 туда 35.0±1.8 2.00±0.35 2.15

обратно 30.0±1.9 2.80±0.40* 2.52

12 и менее 352 туда 31.2±0.4 2.38±0.10 2.70

обратно 51.1±0.4 1.46±0.09* 2.38

Примечание: * - различия достоверны.

Показатели («nу») и («? Vпос.») при посадке ВС в сравнении полётных смен различной длительности и различной численности экипажа представлены в таблицах 13, 14.

Средние показатели вертикальных перегрузок («nу») и средние показатели отклонения по скорости касания («? Vпос.») при длительности полётной смены более 12 часов достоверно меньше у экипажа «2». Наибольшие показатели отклонений по параметрам посадки отмечаются у экипажа «4».

При длительности полётной смены 12 и менее часов достоверной разницы в показателях отклонения «? Vпос.» при различной численности экипажа не отмечено.

Средние показатели отклонения «?Vпос.» при численности экипажа «4» достаточно высоки и достоверно отличаются от аналогичных показателей при продолжительности полётной смены более 12 часов от экипажей «2» и «2+1».

Таблица 13.

Зависимость вертикальных перегрузок при посадке («nу»)

в длительных полётах экипажа с различной численностью.

Продолжительность

полетной

смены, час. Экипаж,

чел. Число

полётов

n Полёт Средняя

вертикальная

перегрузка

(М ± m) Стандартное отклонение,

более 12 2 9 туда 1.237±0.024 0,099

обратно **1.161±0.011* 0,046

2+1 6 туда 1.285±0.034 0,109

обратно 1.343±0.021* 0,068

4 5 туда 1.288±0.012 0,039


загрузка...