Методология управления рыночными коммуникациями в закупочной деятельности промышленного предприятия (16.03.2009)

Автор: Король Александр Николаевич

Деятельность предприятия - покупателя как в странах с высоким уровнем развития экономики, так и в Российской Федерации трансформируется, естественно, с некоторой разницей в темпах, из приобретения на рынке необходимых для осуществления производственного процесса материально-тех- нических ресурсов в выбор поставщиков - партнёров как гарантов стабильного, контролируемого и регулируемого процесса обеспечения постоянного наличия необходимых покупателю исходных ресурсов производства, и в управ- ление поставщиками и их рыночным предложением в ходе активного информационного взаимодействия с ними.

Как показывает российская и зарубежная практика, задача выбора оптимального поставщика наиболее успешно решается при использовании методов конкурентных закупок исходных материальных ресурсов. Результативность же проведения конкурентных закупочных процедур, в свою очередь, в значительной степени зависит от наличия достаточного количества потенциальных поставщиков – их участников, и, следовательно, от усилий покупателя по привлечению поставщиков к участию в конкурентных процедурах. В этих условиях существенно возрастает значение рыночной коммуникационной функции (продвижения) в закупочной деятельности промышленных предприятий.

Вопросам организации и управления продвижением продукции производственно-технического назначения в отношениях «бизнес – бизнес» современной экономической наукой уделяется явно недостаточно внимания. Это утверждение подтверждается практически полным отсутствием серьёзных исследований в данном направлении. Что же касается продвижения в закупочной деятельности промышленного предприятия, то вклад науки в его осмысление представлен лишь упоминаниями в отдельных, эпизодических публикациях о необходимости уделения ему внимания и не более.

Следует отметить, что в настоящее время отсутствуют методологичес- кая проработка и, как следствие, методическое обеспечение коммуникацион- ной деятельности предприятий, осуществляющих свою закупочную работу с использованием конкурентных процедур на принципах прокьюремента. Всё вышесказанное и определяет актуальность данного исследования.

Объектом исследования являются промышленные предприятия, осуществляющие закупочную деятельность на принципах прокьюремента.

Предметом исследования является процесс управления рыночными коммуникациями в закупочной деятельности промышленного предприятия.

Достоверность результатов проведённых исследований обеспечивается глубоким анализом трудов ведущих специалистов в области закупочной и коммуникационной деятельности промышленных предприятий, использованием материалов собственных исследований автора, выполненных с применением современных научных методов и приёмов их проведения.

Изучение позитивного опыта стран развитых в экономическом отно- шении, а также практики закупочной деятельности российских промыш- ленных предприятий в контексте выдвинутой нами научной гипотезы о мето- дологии управления рыночными коммуникациями предприятия с поставщи- ками определяет цель данного исследования – формирование теоретичес- ких основ и разработка методических подходов к управлению рыночными коммуникациями в процессе закупочной деятельности промышленного предприятия на рынке поставщиков.

В соответствии с поставленной целью был сформулирован комплекс научно-практических задач исследования, которые легли в основу структуры данной работы:

– рассмотреть и систематизировать основные положения экономической теории в сфере коммерческой деятельности промышленных предпри- ятий и, прежде всего, в области управления поставщиками и их предложени- ем посредством установления и поддержания рыночных коммуникаций;

– проанализировать современную практику организации и планирования закупочной деятельности как российских, так и зарубежных промышленных предприятий и выявить основные тенденции её развития;

– определить этапы развития закупочной деятельности промышленных предприятий в нашей стране и раскрыть их содержание, показать перспективные направления развития закупочной деятельности и проблемы, которые препятствуют поступательному движению российских предприятий в этих направлениях;

– систематизировать способы и показать суть технологий осущест-вления конкурентных закупок промышленными предприятиями, выявить факторы, определяющие специфику осуществления рыночной коммуника- ционной деятельности покупателя в условиях конкурентных закупок;

– определить роль прокьюремента, а также место коммуникационной составляющей закупочной деятельности промышленных предприятий при управлении поставщиками и их предложением в условиях роста интереса предприятий - покупателей к конкурентным закупкам;

– предложить или, в случае необходимости, уточнить понятийный аппарат в области научного осмысления коммуникационной деятельности при закупках продукции производственно-технического назначения;

– раскрыть сущность и содержание основных и синтетических видов рыночных коммуникаций промышленного предприятия, предложить алгоритм формирования комплекса его рыночных коммуникаций с использованием принципов концепции интегрированных рыночных коммуникаций;

– на основе рассмотрения положений теории коммуникаций в сфере «бизнес – бизнес», показать объективную необходимость применения современной коммуникационной технологии брэндинга в практике закупочной деятельности промышленных предприятий;

– определить методологические подходы к управлению брэндингом при закупках с учётом влияния специфики конкурентных закупок на коммуникационную деятельность промышленного предприятия;

– разработать общую логику и содержание этапов процесса формирования концепции коммуникационной кампании по продвижению брэнда покупателя на рынке поставщиков.

Таблица 1 – Структура диссертационной работы

Наименование глав Наименование параграфов

Введение

1. Концептуальные основы регулиро- вания и саморегулирования закупочной дея- тельности промышленного предприятия 1.1. Закупки в коммерческой дея- тельности промышленного предприятия, теоретические аспекты

1.2. Поведение промышленного предприятия как покупателя на рынке поставщиков

1.3. Диалектика закупочной дея- тельности предприятия

2. Моделирование взаимодействий предприятия с его поставщиками 2.1. Методологические принципы принятия решений при закупке товаров промышленного назначения

2.2. Мотивация промышленного предприятия при выборе поставщиков и организации взаимодействий

2.3. Конкурентные закупки и прокьюремент

3. Построение системы рыночных коммуникаций и коммерческой среды про- мышленного предприятия при его взаимо- действии с поставщиками 3.1. Конкурентные закупки как сфера осуществления рыночных комму- никаций предприятия - покупателя с поставщиками

3.2. Проектирование интегрирован- ванных рыночных коммуникаций пред- приятия

3.3. Синтетические рыночные ком- муникации при закупках

Окончание таблицы 1

4. Стратегия брэндинга в рыночных коммуникациях предприятия - покупателя 4.1. Формирование современной теории брэндинга

4.2. Применение методологии брэндинга в коммуникационной среде предприятия - покупателя

4.3. Обоснование и разработка концепции коммуникационной кампании по продвижению брэнда покупателя

Заключение

Библиографический список

Общая логика исследования заключается в следующем: от рассмотрения современных теории и практики закупок к выявлению основных тенденций развития закупочной деятельности промышленных предприятий, через анализ её рыночной коммуникационной составляющей сформулировать подходы к управлению рыночными коммуникациями предприятия при конкурентных закупках, в том числе посредством брэндинга как важного синтетического элемента комплекса рыночных коммуникаций предприятия - покупателя.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ

Мы определяем закупочную деятельность промышленного предприя-тия как деятельность предприятия - покупателя по приобретению исходных факторов производства на рынке поставщиков, основывающуюся на эффек- тивном управлении поставщиками и их предложением.


загрузка...