Маркетинговая концепция организации взаимодействия субъектов муниципального потребительского рынка города (16.03.2009)

Автор: Калинкина Галина Евгеньевна

Область исследования соответствует требованиям паспорта специальностей ВАК 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг)» по следующим научным направлениям:

3.1. Теоретические и методологические основы реструктуризации

бизнеса на основе концепции маркетинга;

3.3. Направления и формы организации маркетинга и их адаптация к

изменяющимся условиям экономики России;

3.12. Факторы потребительского поведения и их использование при

формировании управленческих решений.

Степень разработанности проблемы: Исходной базой к постановке задач диссертационного исследования послужили труды ученых нескольких направлений развития экономической науки.

Концептуальной основой работы явились труды в области неоинституциональной теории и теории систем. В исследовании использованы работы в области неоинституциональной теории: Е.Бренделевой, А.Олейника, А.Шаститко. А также специалистов в теории управления и системном анализе: В.Анфилатова, В.Вяткина, И.Древаля, С.Любимцевой, П.Милгрома, В.Могилевского, И.Сыроежина, Г.Хакена, Ю.Черняк, Н.Шумпетера.

При анализе теоретических проблем и существующих методов их решения использовались материалы исследований в области регионалистики, выполненные такими авторами, как: Э.Алаев, М.Бандман, В.Воротилов, А.Гранберг, Г.Ковалева, В.Лексин, И.Пыхова, Н.Ратнер, А.Татаркин, М.Шарыгин и др.

В рамках изучения населения и анализа систем обслуживания регионального характера рассмотрены работы: М.Абрамова, И.Блажко, С.Ковалева, В.Покшишевского, Д.Лухманова, Л.Меркушева.

Исходным материалом для анализа особенностей городской среды явились работы, выполненные в области градостроительства, таких известных специалистов, как В.Беленький, Ю.Попков, В. Ресин.

Анализировались и использовались работы в области регионального управления, выполненные непосредственно на примере Удмуртской республики, И.Абрамовым, О.Боткиным, Л.Дедовым, А.Осиповым, С.Писаревым.

При оценке возможностей применения теории и инструментов маркетинга на муниципальном уровне использованы работы зарубежных и российских ученых в области маркетинга: Б.Бермана, Ф.Котлера, Т.Левита, П.Черингтона, А.Шоу, Ж.Ж.Ламбена, Дж. Эванса, Г.Азоева, Г.Багиева, Е.Голубкова, В.Марковой, Л.Семерковой, В.Секерина, М.Соколова, О.Третьяк, В.Цветкова, В.Швыркова и других.

В качестве научной базы в исследовании приняты работы в области управления организациями в информационно-коммуникационной среде Мартынова Л.М., Мелентьевой Н.И., Татаренко В.Н., Фирсанова О.В.

Основной теоретической базой исследования послужили работы в области маркетинга территорий, геомаркетинга, маркетингового моделирования продукта: Г.Армстронга, Ф.Котлера, Т.Левита, Ж.Ж.Ламбена, И.Арженовского, А.Блинова, И.Важениной, В.Вонга, О.В.Жердевой, Ф.Котлера, Н.Калюжнова, Ю.Кудрявцева, С.Крошилина, А.Лаврова, Е.Медведева, А.Панкрухина, М.Сейфуллаевой, Дж.Сондерса, А.Стася, В.Спицина, И.Черной и др.

Однако анализ теории и практики вопроса показал, что, несмотря на многоаспектный подход к проблеме, в настоящее время внутримуниципальный аспект управления в рыночной среде оказался недостаточно проработанным. Это подтвердило актуальность настоящего исследования с научной и практической точек зрения и определило тему, цели, задачи и структуру данной работы.

Цели и задачи исследования.

Главной целью исследования является развитие теории маркетинга территорий и формирование методологии и механизма совершенствования организации взаимодействия субъектов муниципального потребительского рынка города на основе современных теоретических разработок маркетинга.

Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:

- исследовать теоретически и практически процессы развития методов муниципального регулирования города и выделить факторы и тенденции, имеющие ключевое значение для совершенствования этих процессов в современных условиях;

- сформировать теоретическую и методологическую базу исследования и разработать основной методологический инструментарий;

- уточнить основные принципы и положения концепции маркетинга территории в целом и внутригородского маркетинга как части территориального, в частности;

- выявить субъекты потребительского рынка и их интересы, определить занимаемые ими позиции в рыночной среде в контексте маркетинга территорий и внутригородского маркетинга;

- определить специфику, разработать подходы и сформировать понятия основных маркетинговых категорий: товара, спроса и предложения с позиций внутритерриториального маркетинга;

- разработать комплекс методик и показателей, позволяющих интегрировать среду обитания и потребительское поведение населения в качестве блока, дополняющего систему маркетингового анализа и синтеза рыночной среды на внутритерриториальном уровне;

- для решения задач регулирования, предложить методологический подход и разработать модель структуризации предпринимательской среды города, основанную на рыночных категориях, комплементарную внешней среде и приемлемую для самоорганизующихся предпринимательских систем;

- разработать механизмы и методики реализации предлагаемой концепции структурирования предпринимательской среды;

- исследовать действенность и эффективность разработанных положений предполагаемой концепции на уровне города и предпринимательских структур.

Объектом исследования являются субъекты муниципального рынка: предпринимательские структуры, органы муниципального управления и население.

Предметом диссертационного исследования является совокупность организационно-управленческих и экономических отношений, связей и тенденций, возникающих и изменяющихся в ходе функционирования муниципального потребительского рынка.

Теоретической и методологической базой исследования являются базовые положения экономической науки в области экономической теории, предпринимательства, региональной экономики, теории систем, менеджмента и маркетинга, работы российских и зарубежных ученых. Разработанные положения основаны на общенаучных принципах, что подтверждается применением системного и инфокомно-маркетингового подходов к решению проблемы, структурного, функционального, сравнительного, логического, регрессионного, факторного, кластерного, конкурентного, сегментного и SWOT- анализов при оценке действенности и эффективности разработанных положений.

Информационно-эмпирическую базу исследования составляют:

- законы и нормативные акты Российской Федерации и Удмуртской Республики;

- статистические материалы Госкомстата Российской Федерации и Удмуртской Республики;

- данные Министерства торговли и общественного питания Удмуртской Республики и департамента торговли и услуг г. Ижевска;

- результаты отчетов по научно-исследовательской работе кафедры «Экономика, технология и управление коммерческой деятельностью» ГОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет».

Достоверность результатов исследования обеспечена:

- соблюдением требований закона достаточного основания, непротиворечивости, соответствия научно подтвержденным данным, состоятельности при описании известных явлений;

- использованием официальных статистических данных и международных изданий по маркетингу;


загрузка...