Системный подход к  управлению экологически обусловленным риском для здоровья населения на примере предприятий алюминиевой промышленности (16.03.2009)

Автор: Гурвич Владимир Борисович

Гурвич

Владимир Борисович

Системный подход к управлению экологически

обусловленным риском для здоровья населения на примере предприятий алюминиевой промышленности

14.00.07 – гигиена

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора медицинских наук

Санкт – Петербург

Работа выполнена в ФГУН "Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий" Роспотребнадзора

Научные консультанты:

академик РАМН,

доктор медицинских наук, профессор Онищенко Геннадий Григорьевич

доктор медицинских наук, профессор Кузьмин Сергей Владимирович

Официальные оппоненты:

член-корреспондент РАМН,

доктор медицинских наук, профессор Зайцева Нина Владимировна

доктор медицинских наук, профессор Чащин Валерий Петрович

доктор медицинских наук Мельцер Александр Виталиевич

Ведущее учреждение:

ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».

Защита состоится «21» мая 2009 г. в «____» часов на заседании диссертационного совета Д 208.086.02 при ГОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (195067, Санкт-Петербург, Пискаревский пр., 47).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».

Автореферат разослан «_____»_____________2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор медицинских наук, профессор Воробьева Лидия Васильевна

Общая характеристика работы

Актуальность. В последние годы Президентом Российской Федерации сформулированы основные приоритеты социально-экономической политики государства, определяющие качество жизни граждан. Перед органами государственной власти поставлена стратегическая задача сохранения здоровья нации, снижения уровня смертности, увеличения продолжительности жизни и преодоления демографического спада в стране. Одним из механизмов решения этой задачи является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Онищенко Г.Г., 2007).

В связи с этим назрела необходимость повышения эффективности и результативности деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основе взвешенных управленческих решений.

Система управления рассматривается как совокупность действий, обеспечивающих создание условий жизни и труда людей, безопасных для их здоровья (Беляев Е.Н., Беляков В.Д., 1996; Чибураев В.И., 1995; Потапов А.И., 1999; Денисов Л.А. и др., 2000; Маймулов В.Г. и др., 2004; Большаков А.М., Маймулов В.Г., 2006; Рахманин Ю.А. и др., 2007). В России сложилась и законодательно закреплена в качестве основного инструмента управления условиями труда, средой обитания и здоровьем населения система гигиенического нормирования, при которой критериями безопасности служат недействующие дозы, устанавливаемые при разработке ПДК, ПДУ, ОБУВ и др. преимущественно в экспериментах на животных. Даже незначительное превышение гигиенических нормативов считается потенциально опасным для здоровья человека.

Система гигиенического нормирования постоянно совершенствуется в поиске критериев ранжирования степени опасности загрязнения на основе изучения зависимости концентрация (доза) – эффект (Рязанов В.А., 1949; Черкинский С.Н., 1950; Сидоренко Г.И., 1975; Пинигин М.А., 1980; Красовский Г.Н., 1999; Жолдакова З.И. и др., 2003; Измеров Н.Ф., Синицина О.В., 2004; Тепикина Л.А., 2006).

Вместе с тем практика показала, что реализация системы гигиенического нормирования, особенно в рыночных условиях, имеет ряд серьезных ограничений и трудностей при прогнозировании санитарно-эпидемиологической обстановки и принятии соответствующих управленческих решений. Недостаточная гигиеническая обоснованность природоохранных мероприятий, разрабатываемых без четких количественных критериев потенциального и реального ущерба для здоровья, несоблюдение гигиенических нормативов, а также их техническая недостижимость обуславливают необходимость переноса акцентов с проблем гигиенического нормирования на количественную оценку потенциальной и реальной опасности для здоровья населения воздействия факторов окружающей среды (Денисов И.Н., Большаков А.М., Пуцилло Е.В. и др., 1999; Новиков С.М., 2003; Тепикина Л.А., 2007; Пинигин М.А. и др., 2007).

Гигиеническое нормирование, базирующееся на нулевом риске, претерпевает серьезную критику (Рахманин Ю.А., Новиков С.М., Шашина Т.А., 2007). Убежденность в том, что гигиенический норматив всегда обеспечивает нулевой риск, чаще всего связана либо с отсутствием, либо с недостаточностью знаний о потенциальной опасности, механизме и последствиях действия анализируемого фактора. При этом теоретически любое воздействие, отличающееся от нуля, может привести к повышенной вероятности нарушений здоровья.

Проблема оценки допустимости или недопустимости того или иного потенциально вредного воздействия, как правило, состоит в выборе оптимальных соотношений между медико-биологическими, социальными, экономическими, технологическими и другими аспектами регулирования этого воздействия (Потапов А.И., 1999, 2002; Кацнельсон Б.А., Кузьмин С.В. и др., 2001, 2007; Онищенко Г.Г., Новиков С.М., Рахманин Ю.А., Авалиани С.Л., Буштуева К.А., 2002).

В современном представлении допустимость риска базируется на оценке полученных величин риска, сравнительной характеристике возможных ущербов для здоровья людей и общества в целом, возможных затрат на реализацию различных вариантов управленческих решений по снижению риска и тех выгод, которые будут получены в результате реализации мероприятий (например, сохранение человеческой жизни, предотвращение случаев заболеваний). При этом актуальной и перспективной остается разработка критериев оценки риска и выбора эффективных мер управления риском для здоровья населения.

Поэтому наряду с традиционным нормативным подходом в Российской Федерации активно развивается методология оценки риска для здоровья населения (Киселев А.В., Фридман К.Б. 1997; Авалиани С.Л. и др., 2001; Кацнельсон Б.А., Привалова Л.И. и др., 2001; Онищенко Г.Г., Новиков С.М. и др., 2002; Зайцева Н.В., 2002; Рахманин Ю.А. и др., 2007). За последние 5 лет появилась достаточно обширная научная и нормативно-методическая база оценки риска, в том числе методические указания, рекомендации, информационно-методические документы федерального и регионального уровней. Важным итогом явилось издание «Руководства по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» Р 2.1.10.1920 – 04, основная задача которого – унификация терминов, методов и принципов оценки риска для здоровья населения.

Управление состоянием окружающей среды должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить высокое качество здоровья населения, а также уменьшить затраты на медицинское обслуживание, сбережение затрат общества и промышленности (Денисов Л.А., 2000).

Экономическую ценность здоровья можно определить за счет снижения материальных затрат на лечение, реабилитацию, сокращение дней нетрудоспособности и увеличение эффекта материального производства (Чубирко М.И. и др., 1999; Бушуева Г.А. и др., 2001).

Дальнейшая разработка методологии управления качеством окружающей среды и здоровья населения должна проводиться на основе сравнительной углубленной гигиенической характеристики динамики изменения уровней загрязнения окружающей среды с использованием гигиенических критериев безопасности, современных методов и подходов к оценке риска для здоровья при реализации природоохранных мероприятий, в том числе в ходе реконструкции промышленных производств. Методология принятия взвешенных управленческих решений на основе анализа соотношения «затраты - эффективность» и «затраты- выгоды» разработана недостаточно и не используется для решения практических задач по оздоровлению окружающей среды и сохранению здоровья населения. Современные методы и подходы к управлению качеством окружающей среды требуют гармонизации Российских гигиенических нормативов с международными стандартами.

Адекватной моделью для разработки методологии управления рисками, на наш взгляд, могут служить уральские алюминиевые заводы, осуществляющие на протяжении нескольких последних десятилетий мероприятия по техническому перевооружению, в основе гигиенической оценки эффективности которых всегда лежало достижение действующих гигиенических нормативов.


загрузка...