Концепция комплаентности в стоматологической практике (16.03.2009)

Автор: Фирсова Ирина Валерьевна

институциональные трудности – 11,94+19,77= 31,71%

операциональные трудности – 2,23+3,73+7,83+8,95= 22,74%

материальные трудности – 22,4%

статусные проблемы – 2,98+8,2= 11,18%

психологические трудности – 1,49+1,1+5,97= 8,56%

Применив критерий структурирования ответов, основанный на выделении основных социальных сфер, мы получили неожиданный результат. Оказывается, второй этап адаптации обостряет у врачей-стоматологов потребность в самоутверждении собственной специальности как социально-значимой и престижной, как особенной. А потом уже идут сетования на низкую зарплату и большие психофизические нагрузки, характерные именно для стоматологии.

На сегодняшний день стоматологическая помощь включает в себя услуги, оказываемые в государственных и частных стоматологических поликлиниках. Казалось бы, и там, и там у врачей одна профессиональная роль, но существующие различия между клиниками разных форм собственности напрямую сказываются на отношении пациентов к уровню оказываемого лечения, более того, могут прямо влиять на их комплаентность. Основные моменты различия между государственной и частной стоматологической поликлиниками в этом смысле таковы:

1. Отношение к пациенту. В частной стоматологической поликлинике особое внимание к пациенту начинается уже в регистратуре, как только он вошел. Далее пациента встречает врач и средний медицинский персонал, которые хотят создать максимальный психо-эмоциональный настрой пациента перед предстоящим лечением. В государственной поликлинике в условиях существующего плана на определенное количество манипуляций врач зачастую сталкивается с проблемой нехватки времени на общение с пациентом.

2. Материально-техническое обеспечение. Частные стоматологические клиники на сегодняшний день имеют гораздо лучшую материально-техническую базу по сравнению с государственными. Самые современные материалы и оборудование позволяют врачам частных стоматологических клиник оказывать помощь на более высоком уровне, чем в государственных.

3. Стоимость услуг. Лечение в государственной стоматологической клинике частично оплачивается страховыми организациями, что часто необходимо для большого количества пациентов. За более высокий уровень оказания услуг в частной клинике пациент платит сам.

Фактически, адаптация стоматолога к профессиональной роли – это ответ на ожидания пациента. И здесь рыночные отношения, в которых работают частные клиники, заметно ускоряют адаптационные процессы. В государственных клиниках проблем больше.

Что же на сегодняшний день волнует пациента стоматологической клиники, как он оценивает помощь врача? Откуда он черпает информацию о своем заболевании, о враче? На эти вопросы отвечали пациенты в проведенном исследовании.

На вопрос о том, изменилось ли отношение пациента к врачу в результате лечения при первоначально негативном мнении, 60% в государственной и 46,7% - в частной клиниках пациентов ответили положительно, 20% в государственной и 6,7% - в частной - отрицательно. Это говорит о том, что уровень обслуживания и лечения в государственной поликлинике очень сильно зависит от профессионализма работающих в ней врачей, о недостаточном уровне подготовки врачей-стоматологов как врачей, умеющих работать в тесном контакте с пациентами.

Встал вопрос о том, кто же быстрей и лучше адаптируется к профессиональной роли врача-стоматолога? Очевидно, что это те люди, которые остаются в профессии надолго. Поэтому на основе статистических данных Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области и по результатам собственных социологических опросов, был составлен социальный портрет типичного врача-стоматолога Волгограда.

Проблема комплаентности – это не сугубо психологическая проблема, как ее склонны рассматривать в современной фармакологии (см. гл.1). Это проблема социальная, вернее, проблема социального взаимодействия, в котором четко распределены роли врача и пациента. Но эффективность терапевтического альянса, где врач и пациент имеют одну цель – борьбу с болезнью, во многом определяется отношением самих врачей к проблеме комплаентности. Что, по мнению врачей-стоматологов, помогает настроить пациента на ответственное отношение к лечению? Что снижает его эффективность? Ответы на данные вопросы рассматриваются в параграфе 5.3 «Врач-стоматолог как социальный агент формирования комплаентного поведения пациента».

На первом этапе работы было выяснено распределение факторов комплаентного поведения на основании опросов пациентов (см. гл. III данной работы). После их обсуждения, возникла необходимость оценить те же факторы врачами-стоматологами, непосредственно проводящими лечение и фиксирующими наличие и уровень комплаентного поведения пациентов, и сопоставить их мнения.

Исследование проводилось методом экспертного опроса врачей – стоматологов и методом фокус – группы, который относится к качественным методам сбора информации и базируется на использовании эффекта групповой динамики. В данной ситуации использовалась групповая дискуссия под руководством модератора. Основным достоинством метода является возможность оперативного получения так называемой глубинной информации в небольшой группе.

Была проведена фокус – группа, участниками которой стали врачи городских стоматологических поликлиник Волгограда. Группа состояла из 10 врачей. Возраст участников беседы соответствовал реальной возрастной дисперсии лечебно профилактических учреждений региона: от 23 до 35 лет – 5 человек (50%), от 36 до 45 лет – 4 человека (40%), старше 45лет – 1 человек (10%). Респонденты представляли профессиональные группы: терапевты –7 человек (70%), ортопеды – 2 человека (20%) хирург – 1 человек (10%) . Стаж работы по специальности: до 5 лет – 4 человека (40%), до 10 лет – 4 человека (40%), более 10 лет – 2 человека (20%).

В ходе беседы доминирующими были высказывания о низкой мотивации пациентов, как к профилактике, так и к лечению стоматологических заболеваний. Однако сами врачи согласились, что реальной работы по санитарному просвещению населения не проводится, основной принцип профилактической медицины не соблюдается. Озвучивались основные причины отсроченных визитов (по мере убывания):

страх (или ожидание боли) перед стоматологическим вмешательством;

недооценка пациентом серьезности патологии;

недостаточный санитарный и культурный уровень пациента;

материальные затраты, связанные с лечением;

отсутствие диспансерного наблюдения и обязательных медицинских осмотров различных групп населения, особенно «в группах риска» (дети, подростки, пожилые пациенты, работники вредных производств).

Мнения разделились: большинство врачей-стоматологов напрямую связывали некомплаентное поведение пациентов с их безответственным отношением к своему здоровью. В ходе беседы стало понятно, что основная часть группы (6) врачей избрали для себя патерналистскую модель. Они считают ее наиболее эффективной при работе с пациентами. Все участники группы, предоставляя необходимую информацию, прежде всего, мотивируют пациента на необходимое лечение, стараясь при этом избежать конфликтных ситуаций в случае возможных осложнений, как в процессе лечения, так и в процессе оплаты за предоставленные услуги. Врачи, которые выбрали для себя патерналистскую модель взаимоотношения с пациентом, считают, что больной не обладает необходимыми знаниями в вопросах диагностики и лечения стоматологической патологии. Поэтому пациент должен получить только ту информацию, которая будет помогать врачу выполнять его профессиональные обязанности. Никто из врачей не готов к работе с пациентом, обладающим полной автономией. Такие больные считаются «неудобными», так как постоянно контролируют и подвергают сомнению профессиональные качества врача. Они конфликтны, с ними трудно найти психологический контакт. Практически все врачи были единодушны в том, что начинать надо с изменения медицинской культуры пациентов, а для этого необходима грамотная политика по санитарному просвещению и воспитанию населения. Такая работа проводится нерегулярно, стихийно, при условии достаточного времени и заинтересованности пациента.

Решению проблемы комплаентности может помочь возрождение незаслуженно забытого диспансерного наблюдения стоматологических больных.

Подготовка стоматолога должна включать в себя освоение и совершенствование не только медико-биологических знаний, мануальных навыков, но и необходимые психологические методики взаимодействия с пациентом. Такие базовые знания позволят будущему врачу использовать коммуникативные механизмы для активного привлечения больного к организации лечебного процесса. Именно доверительная, грамотно, с психологической точки зрения, построенная тактика общения врача с пациентом поможет повысить уровень комплаентности в стоматологической практике.

Причем, особенности этой практики должны быть учтены полностью, о чем говорится в Главе VI «ВЛИЯНИЕ НОЗОЛОГИИ НА УРОВЕНЬ КОМПЛАЕНТНОСТИ ПАЦИЕНТА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ».

В параграфе 6.1 «Концепция стоматологического здоровья» обсуждаются особенности клиники стоматологических болезней. Отмечается, что в последние годы все больше возрастает интерес ученых к вопросу роли стоматологического здоровья в обеспечении качества жизни людей. Впервые концепция о взаимосвязи здоровых зубов и качества жизни была разработана профессором В.К. Леонтьевым. Функциональное предназначение зубов в обеспечение качеств жизни автор рассматривает в 3 аспектах:

здоровые зубы – главный фактор, обеспечивающий качество питания человека;

здоровые зубы как фактор, оказывающий существенное влияние на эстетику лица;

здоровые зубы как символ благополучия населения.

Кроме того, здоровые зубы – это полноценная речь, возможность активного вербального общения, коммуникабельности, а значит адекватной психоэмоциональной и поведенческой реакции.

Термин «стоматологическое здоровье» в литературе появился относительно недавно и представляет собой совокупность эстетических, клинических, морфологических и функциональных критериев зубочелюстно-лицевой системы, обеспечивающий психологическое, социальное и физическое благополучие. Таким образом, термин «стоматологическое здоровье» можно рассматривать как самостоятельную социально-медицинскую категорию.

Если рассматривать влияние стоматологического здоровья на социальный статус человека, то необходимо отметить аспекты реализации индивидуума в профессиональной деятельности. Существуют профессии, при которых адекватное состояние зубочелюстно-лицевой области имеет решающее значение (военнослужащие, спортсмены, артисты, преподаватели, политические деятели). Нарушение физиологических функций и эстетических параметров может играть различную роль в жизни данной категории лиц: утрата престижа, имиджа, и что наиболее важно – профессиональная непригодность человека. Изменение положения в макросоциуме влияет и на поведение индивида в микросоциуме.

Изучение отношения к необходимости стоматологического лечения у пациентов с патологией полости рта, обусловлено, во-первых, значимостью, придаваемой органам полости рта в жизнеспособности организма, информированностью населения о серьезности этих заболеваний. Недооценка основной массой населения влияния стоматологической патологии на органы и системы организма, а также отношение к заболеваниям полости рта как к второстепенной проблеме объясняет высокую распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний. Острота большинства заболеваний полости рта и возможность благополучного исхода определяют, с одной стороны, выраженность «психологического стресса», а с другой — его ограниченность во времени. Эти особенности позволяют анализировать влияние тяжести нозологии на комплаентность. В связи с этим в работе рассмотрены эти вопросы на примере наиболее распространенной стоматологической патологии или «клинической ситуации», ее диагностики, лечения, реабилитации в а) терапевтической стоматологии, б) хирургической стоматологии и в) ортопедической стоматологии.

Результатом этого рассмотрения стала необходимость анализа стоматологического статуса пациентов и его влияния на комплаентность. Этот вопрос обсуждается в параграфе 6.2 «Изменение стоматологического статуса пациентов для улучшения поведенческого и медикаментозного комплайенса».

Понятие «стоматологический статус пациента» широко и давно применяется в медицине, поэтому не нуждается в дополнительных пояснениях, тем более, что многозначности в трактовке данного термина до сих пор не наблюдалось. Но медико-социологический подход предполагает экспликацию таких характерных признаков стоматологического статуса, которые демонстрировали бы взаимосвязь организмической и социальной структуры личности пациента. Поэтому в работе выбраны критерием рассмотрения два допущения:

Стоматологический статус пациента зависит от общего физиологического состояния пациента

Стоматологический статус пациента может быть изменен не только путем медицинского, но и социального вмешательства.


загрузка...