Дифференциация непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы в университетском комплексе (16.03.2009)

Автор: Федякина Лидия Васильевна

элементарно-технический Адаптивно-базовый,

функционально-технологический,

профессионально-дискретный

Адаптивно-базовый функционально-технологический,

профессионально-дискретный,

системно-профессиональный Профессионально-дискретный,

системно-профессиональный

На формирующем этапе экспериментальной работы реализованы модернизированные в соответствии с разработанной моделью учебные планы социального колледжа, подготовки специалистов в вузе по специальностям «Социальная работа», «Социальная педагогика», «Экология», «Финансы и кредит», «Информационные технологии». Модернизация планов предполагала реализацию комплекса мер: 1) включение в рамках имеющихся академических свобод в соответствии с госстандартами в вузовский (ссузовский) компонент учебного плана дисциплин профессионально-правовой направленности, элективных и факультативных курсов, обеспечивающих формирование системы профессионально-правовых компетенций будущего специалиста (в частности, для специальностей «Социальная работа» и «Социальная педагогика» учебных дисциплин «Организация защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей», «Основные гарантии прав ребенка в Российской Федерации», авторских элективных курсов «Права человека в социальной сфере», «Правовой статус несовершеннолетних», факультатива «Профилактика правонарушений несовершеннолетних»; для специальности «Экология» – «Правовые основы экологического аудита и мониторинга», «Основы экологического законодательства»; для всех специальностей – «Социально-профессиональный правовой практикум»); 2) осуществление на основе взаимодействия преподавателей правовых и предметно-профессиональных дисциплин интеграции правовых знаний в содержание курсов специально-профессиональной подготовки (например, для специальностей «Социальная работа» и «Социальная педагогика» усилен и дифференцирован правовой компонент учебных дисциплин «Социальная педагогика», «Методика и технология социального педагога (социального работника), «Управление системой социальной защиты детства»); 3) разработку содержательно-дифференцированного программно-методическоого обеспечения дисциплин специализации правовой направленности (специализация «Экологическое право» по специальности «Экология»; «Ювенальное право» по специальности «Социальная педагогика»; «Информационное право» по специальности «Комплексная защита объектов информатизации»; специализация «Налоговые расследования» по специальности «Финансы и кредит»; «Право социального обеспечения» по специальности «Социальная работа»); 4) дополнение программ различных видов практики заданиями и формами отчетности профессионально-правовой направленности. По завершении каждого вида практики для всех специальностей, участвующих в эксперименте, проводился практикум «Профессионально-правовая компетентность специалиста социальной сферы», на занятиях которого обсуждались реальные ситуации профессиональной деятельности, возникавшие в ходе практики и требующие проявления профессионально-правовых компетенций.

Основными критериями отбора содержания дифференцированной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы при разработке профессионально-правовых элективных, факультативных курсов, дисциплин вузовского компонента учебного плана являлись: критерий многократной применимости (освоение правовых методов, обладающих полифункциональной значимостью для специалистов социальной сферы различных специализаций); критерий прогностичности и профессиональной целесообразности (учет применения правового аппарата, правовых технологий в будущей профессиональной деятельности); критерий базовой доступности (соответствие содержания курса уровню базовой профессионально-правовой подготовленности студентов); критерий междисциплинарной интеграции, дополнительности (учет специфики изучения правовых методов и технологий в учебных дисциплинах специально-профессиональной предметной подготовки).

В процессе реализации модели особое внимание было уделено организационно-технологической дифференциации на мезоуровне, которая включала в себя: систематическую организацию в университетском комплексе встреч обучающихся и преподавателей с высококвалифицированными специалистами-практиками юридической правообеспечивающей деятельности в социальной сфере; научно-практические конференции, посвященные актуальным проблемам теории и практики правообеспечения социальной работы, профессиональной деятельности специалистов социальной сферы; формирование индивидуального «профессионально-правового портфолио» будущего специалиста социальной сферы с учетом выбранной специализации и потенциального места трудоустройства; деятельность студенческого научного общества по профессионально-юридическим проблемам социально-профессиональной деятельности; участие представителей баз практики в работе жюри олимпиад, конкурсов социально-профессиональных проектов правовой направленности; участие потенциальных работодателей в комиссии по итоговой государственной аттестации выпускников вуза.

Особенно востребована дифференциация профессионально-правовой подготовки в системе повышения квалификации специалистов социальной сферы. Характер современной профессиональной деятельности социальных работников предъявляет повышенные требования к их профессионально-правовой компетентности, что, в свою очередь, обуславливает необходимость систематического повышения квалификации профессионально-правовой направленности. В диссертации подробно рассмотрены выявленные в ходе исследования группы факторов (научно-теоретические, профессионально-компетентностные, социально-педагогические, личностно-субъектные), определяющие дифференцированное содержание дополнительного образования профессионально-правовой направленности для специалистов социальной сферы.

На формирующем этапе экспериментальной работы в Центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки РГСУ реализованы следующие востребованные группы дифференцированных профессионально-правовых программ по степени значимости для жизнедеятельности обучающегося: прикладные (необходимы «здесь и сейчас», помогают осуществить определенные виды деятельности: учебно-познавательной, профессиональной и др.; например, курсы «Изменение деятельности Центров социального обслуживания населения при введении в действие Закона о «монетизации льгот»); опережающие («знания впрок», предваряют реально возникающие в жизни проблемы и ситуации; например, для так называемых «резервных управленцев» курсы «Правовая компетентность руководителя учреждения социальной защиты населения»); компенсирующие (восполняющие недостатки образовательной, общекультурной подготовки, необходимы для продуктивного прохождения данного периода жизнедеятельности; например, курсы «Профессионально-правовая культура специалиста социальной сферы»); сопровождающие (удовлетворяют потребность в знаниях, возникающих параллельно с типичными образовательными запросами, обусловлены закономерностями развития профессиональной и жизненной проблематики, например, курсы «Социально-правовая защита семьи», «Социально-правовые аспекты трудоустройства несовершеннолетних»); корректирующие (необходимы для изменения некоторых личностных, поведенческих, коммуникативных и других проявлений специалиста; например, курсы «Профилактика и разрешение профессионально-трудовых конфликтов в социальной сфере», «Конфликтологическая компетентность специалиста по социальной работе»); поддерживающие (необходимы для решения отдельных проблем, успешного прохождения сложных периодов в жизни, помогающие преодолеть кризисные состояния; например, курсы «Правовой базис пенсионного обеспечения граждан РФ», «Социально-правовая поддержка безработных»); дополняющие (служат содержательной прибавкой к имеющимся знаниям, умениям, обусловлены постоянным развитием внешнего информационного контекста; например, курсы «Правовые аспекты социально-реабилитационной деятельности с несовершеннолетними»); развивающие (служат стимулом к индивидуально-личностному развитию; например, курсы «Авторское право в социальной сфере»). Таким образом, дифференцированное содержание дополнительных профессионально-образовательных программ правовой направленности в системе повышения квалификации специалистов социального профиля предстает как персонализированное (ориентированное на профессионально-правовые интересы и потребности конкретных людей); практико-ориентированное (интегрированное с контекстом жизнедеятельности специалистов социальной сферы); культуросообразное (соответствующее сложившимся в современном обществе культурным, социально-профессиональным, правовым моделям); комплексное (позволяющее освоить поле профессиональной активности специалиста по социальной работе во всем его многообразии).

Мониторинг результативности дифференциации непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы в университетском комплексе осуществлялся на основе следующих критериальных параметров: уровень сформированности основ профессионально-правовой компетентности у выпускников различных ступеней образования в комплексе; трудоустройство выпускников по специальности; уровень удовлетворенности работодателей качеством профессионально-правовой подготовки выпускников; активность профессорско-преподавательского состава комплекса при разработке и реализации новых дифференцированных образовательных услуг профессионально-правовой направленности, эффективность их внедрения; уровень удовлетворенности самих выпускников качеством профессионально-правовой подготовки в университетском комплексе социального профиля.

Для анализа эффективности реализации модели использовался комплекс методов. Поскольку профессионально-правовая компетентность проявляется в деятельности и предполагает эффективное выполнение профессиональных действий специалиста социальной сферы в рамках правового поля, то группой экспертов оценивалась сформированность у выпускников системы профессионально-правовых компетенций по результатам проявления их в ходе учебных занятий, различных видов практики, анализа учебных достижений студентов при выполнении контрольных работ, тестовых заданий, курсовых и дипломных работ профессионально-правовой направленности. В качестве примера в таблице 2 приведены результаты обработки анализа экспертных оценок сформированности системы профессионально-правовых компетенций (по 5-балльной шкале) у выпускников РГСУ по специальности «Социальная педагогика» (очная форма обучения).

Таблица 2

Результаты экспертной оценки сформированности

профессионально-правовых компетенций социальных педагогов

Компетенции и соответствующие

умения Выпуск

2006 г.

42 чел. Выпуск

2008 г.

49 чел. t p

Профессионально-общие компетенции Аналитико-логические

умения анализировать содержание нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, локального уровней 3,51 0,71 3,86 0,98 2,05 <0,05

умения выявлять и классифицировать показатели правовой ситуации 3,85 1,3 4,55 0,81 3,01 <0,05

умения определять логические субъект-субъектные связи в правоотношениях 3,91 1,21 4,1 1,13 0,77 >0,05

Организационно-процессуальные

умения моделировать структуру локального нормативно-правового документа 3,67 1,3 3,75 1,54 0,29 >0,05

умения выделять существенные положения правового акта в зависимости от правовой основы той или иной ситуации 3,19 1,08 3,66 0,91 2,24 <0,05

умения оформлять документацию, представляемую в правоохранительные и правозащитные органы 2,73 1,12 3,25 0,8 2,47 <0,05

Профессионально-особенные компетенции Социально-правозащитные

умения интегрировать профессиональные знания из нескольких областей права, касающихся защиты различных интересов ребенка 4,19 1,3 4,43 1,27 0,89 >0,05

умения взаимодействовать с правозащитными органами при представлении прав и законных интересов несовершеннолетнего в различных инстанциях 3,18 1,18 3,75 1,13 3,09 <0,05

умения организовать взаимодействие с уполномоченными по защите прав и законных интересов ребенка на муниципальном, региональном, государственном уровнях 3,14 1,3 3,72 1,01 2,33 <0,05

Превентивно-правовые

умения организовать правовое воспитание и образование несовершеннолетних 3,99 0,93 4,5 1,07 2,86 <0,05

умения организовать правовое просвещения для родителей, лиц их заменяющих, педагогов по вопросам защиты прав детей 3,54 1,13 3,67 0,92 0,62 >0,05

умения взаимодействовать и представлять права и законные интересы ребенка в правоохранительных органах по вопросам предупреждения правонарушений 3,12 1,21 3,58 0,92 2,03 <0,05

Профессионально-специализированные компетенции Консультативно-правовые


загрузка...