Дифференциация непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы в университетском комплексе (16.03.2009)

Автор: Федякина Лидия Васильевна

ФЕДЯКИНА Лидия Васильевна

Дифференциация непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы

в университетском комплексе

Специальность

13.00.08 - теория и методика

профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва - 2009

Работа выполнена на кафедре социальной и семейной педагогики

Российского государственного социального университета

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

Мардахаев Лев Владимирович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Симонов Валентин Петрович

доктор педагогических наук, профессор

Легостаев Иван Иванович

доктор педагогических наук, профессор

Романенко Надежда Михайловна

Ведущая организация: ФГНУ «Федеральный институт развития образования» Министерства образования и науки РФ

Защита состоится 21 мая 2009 г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 212.341.06 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Российском государственном социальном университете по адресу: 129226 г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, корп. 2 в Зале диссертационного совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного социального университета по адресу:

129226 г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, корп. 3.

Автореферат разослан «____» ________ 2009 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета

Н.И. Никитина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года подчеркивается, что «российская система образования должна осуществить переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности». Решение этой задачи в определенной мере сопряжено с реализацией в системе непрерывного образования принципа дифференциации, который выражает требование предоставлять обучаемым варианты образовательных программ, маршрутов, видов образовательных услуг для выбора в соответствии с возможностями личности, изменяющимися потребностями, перспективами профессионального роста.

Актуальность исследования проблематики дифференциации профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы обусловлена объективными потребностями развития теории и практики непрерывного социально-профессионального образования в контексте динамических процессов обновления социальной инфраструктуры российского общества, развития правозащитных направлений социальной политики государства. По мнению А.И.Гусейнова, в постиндустриальном обществе право связано с институционализацией в широком смысле слова, т.е. важную роль в регулировании общественных отношений будут играть не отдельные нормы, а институты права, включающие комплекс норм, присущих разным областям: право в образовании, право в экономике, право в экологии, право в социальной сфере. Социальная сфера трактуется как обеспечиваемая государством система отраслей (социальной защиты населения, образования, здравоохранения, культуры и искусства и др.), ориентированных на реализацию различных направлений социальной политики. В социальную сферу также входят органы государственного и муниципального управления, регулирующие политику в сфере трудовой занятости населения, миграционных процессов, в сфере обеспечения экологической и информационной безопасности жизнедеятельности. Таким образом, необходима дифференциация профессионально-правового образования специалистов социальной сферы (социальных работников, социальных педагогов, экологов и др.) с учетом многообразия учреждений социальной инфраструктуры общества, полифункциональности и многоаспектности их деятельности. Повышение качества непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы имеет существенное значение для решения многих общественно-политических, социально-экономических, социокультурных проблем страны.

В науке накоплен значительный потенциал для разработки теоретико-методологических и прикладных аспектов проблемы дифференциации непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы. Теоретико-методологический базис создания и развития отечественной системы непрерывного социально-профессионального образования представлен в фундаментальных трудах В.Г.Бочаровой, С.И.Григорьева, В.И.Жукова, И.А.Зимней, Л.В.Мардахаева, В.А.Никитина, Г.И.Осадчей, В.Л.Сластенина, Л.И.Старовойтовой, Е.И.Холостовой, Н.Б.Шмелевой, Т.В.Яркиной и др. Проблемы непрерывного социально-профессионального образования за рубежом отражены в работах Р.Баркера, М.Доэл, Ф.Парслоу, Ш.Рамона, Д.Хоппса, С.Шардлоу и др. Вариативные концепции создания и функционирования университетских комплексов различного профиля представлены в исследованиях С.В.Арженовского, В.П.Ковалевского, В.В.Корнеева, А.Н.Ткачева, Н.А.Шайденко и др. Теоретико-методическим вопросам формирования правовой компетентности будущих специалистов в период профессиональной подготовки посвящены работы Т.И.Акимовой, А.Б.Венгерова, Л.А.Воскобитовой, Е.Л.Болотовой, А.Б.Гутникова, М.С.Михайлова, А.В.Молчановой и др. Раскрытию сущности дифференциации образования как общедидактического принципа посвящены исследования Н.И.Вьюновой, Н.К.Гончарова, М.Н.Скаткина, М.В.Рыжакова, Е.С.Рабунского, Э.И.Унт, Н.М.Шахмаева и др. В докторских диссертациях последних лет (С.С.Амирова, Ю.Н.Галагузова, Н.Ю.Горбунова, Н.И.Никитина, Н.К.Сергеев, Т.С.Сумская, Ю.А.Шихов и др.) рассмотрены различные аспекты проблемы непрерывной профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в системе «профильная школа – ссуз – вуз – ИПК». Однако в настоящее время в научной литературе недостаточно исследована проблема дифференциации непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы в условиях университетского комплекса. Отсюда возникает ряд противоречий, которые проявляются: на методологическом уровне: между общественно-государственным заказом на объективно-необходимый уровень профессионально-правовой компетентности современного специалиста социальной сферы и неспособностью традиционной системы правовой подготовки студентов социально-гуманитарных специальностей обеспечить достижение заданного уровня; на нормативном уровне: между объемом квалификационных требований к профессионально-правовой компетентности специалиста социальной сферы и тем базовым содержанием правовой подготовки, которое согласно ФГОС специальностей социально-гуманитарного профиля призвано обеспечить формирование основ данной компетентности в рамках дисциплин правовой направленности; на содержательном уровне: между общим (профессионально не ориентированным) содержанием правовой подготовки будущих специалистов социальной сферы и необходимостью максимальной профессионализации этого содержания; на дидактико-методическом уровне: между объективной необходимостью в разнообразии образовательно-технологического обеспечения непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы с учетом вариативности их юридических компетенций и недостаточной научно-методической обеспеченностью дифференциации профессионально-правового образования в университетском комплексе; на личностно-субъектном уровне: между нарастающими потребностями специалистов социальной сферы в системных практико-ориентированных правовых знаниях, умениях, необходимых человеку в современных условиях жизнедеятельности, и трудностями в удовлетворении этих потребностей в рамках традиционных образовательных программ специальностей неюридического профиля.

Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: каковы методологические, теоретические и технологические основы, определяющие дифференциацию непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы в университетском комплексе. Данная проблема определила тему исследования: «Дифференциация непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы в университетском комплексе».

Цель исследования состоит в разработке теоретико-методологических основ, концептуальной модели и научно-методического обеспечения дифференциации непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы, экспериментальной проверке их в университетском комплексе.

Объект исследования – непрерывное профессиональное образование специалистов социальной сферы в университетском комплексе.

Предмет исследования – дифференциация непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы в университетском комплексе.

Гипотеза исследования. В современных условиях система непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы претерпевает серьезные изменения, связанные с развитием правовых институтов общества, увеличением потоков правовой информации, реформами в правовом сегменте социально-профессиональной деятельности, дифференциацией требований к уровню профессионально-правовой компетентности специалистов различных социально-профессиональных специализаций. Дифференциация непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы в университетском комплексе может быть эффективна, если:

осуществляется на основе социально-контекстного, компетентностного, интегративно-дифференцированного, системно-квалитативного подходов;

содержательно-технологический компонент дифференцированного профессионально-правового образования базируется на научном осмыслении требований государственно-общественного заказа к уровню профессионально-правовой компетентности специалистов социальной сферы, наиболее полно отражает требования квалификационных характеристик и специфику их правового функционала;

реализуются механизмы квантификации процесса дифференциации непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы по линиям «общепрофессиональное – специально-профессиональное», «теоретическое – практико-прикладное», «обязательно-стандартизированное – дополнительное», «инвариантное – вариативное» c учетом специфики правовых основ социально-профессиональной деятельности;


загрузка...