Социально-психологические технологии работы с женщинами в системе социального обслуживания (16.02.2009)

Автор: Цветкова Надежда Александровна

?????????????Y?j

??#????????I

"Социально-психологические проблемы освоения роли дочери объясняются тем, что русская девочка больше воспитывается как мама, а не как жена или деловая женщина; она всё чаще воспитывается в неполной семье или в семье с нарушенной структурой семейных ролей; в эпоху девичества не может использовать опыт матери и накапливает собственный методом проб и ошибок с демонстрацией протестного поведения; «подменяет» свою мать в роли жены или сожительницы и живёт в ситуации вынужденного самопожертвования; к этому перечню причин присоединяются: идеализация собственной матери, психологическая зависимость от неё, в перспективе – проблемы формирования привязанности к мужу.

Спектр психологических причин социально-психологических проблем женщины – жены составляют: идеализация замужества; неопределённость содержания роли жены, понятий: «семья моих родителей», «моя семья», «выйти замуж»; симбиоз с матерью и отсюда - трудности разграничения семейных контекстов; недооценка значимости взаимоотношений по линии «невестка-свекровь»; супружеская неверность, участие в «треугольниках» и «квартетах», личностная фрустрация по причине расхождения собственных представлений о муже и замужестве и о себе в роли жены с реальностью, несправедливо распределённый между супругами домашний труд, трудность сохранения взаимно удовлетворяющих межличностных отношений в супружеской диаде и угроза

развода, в т.ч. и по причине сексуализации российского общества.

В качестве причин основных социально-психологических проблем женщины-матери указываются: дефицит позитивного опыта общения с собственными матерями (особенно у женщин, воспитанных вне семьи), психологические защиты и бессознательные деструктивные проявления вследствие неприятия этой роли, трудностей её освоения (послеродовая депрессия, неправильное отношение к ребёнку, неадекватный стиль его воспитания) или чрезмерности идентификации с ней (феномен Наташи Ростовой).

Социально-психологические проблемы современной российской бабушки: одержимость властью над детьми, подмена детей в их родительских функциях, страх старения, негативизм, опекунство над внуками как «расплата» за некачественно выполненную материнскую роль, одиночество - объясняются автором неверным определением женщиной задач возраста в течение жизни.

В конце главы сделаны выводы о том, что теоретико-методологическую основу социально-психологической работы с женщинами составляют социально-психологическая теория личности и теория социализации, позволяющие осуществить исследование социально-психологических особенностей современных российских женщин и объяснить их. При этом в работе с женщинами психологу важно учитывать, что различия, связанные с полом, с одной стороны, обусловлены биологически, а с другой – являются социальными конструктами. Первые требуют принятия как данности, вторые могут быть изменены с помощью технологий и методов воздействия. Следует понимать эту разницу и технологизировать работу с клиентами женского пола с учётом особенностей их половой принадлежности и индивидуально-возрастного развития, т.е. моделировать новую технологию для каждой клиентки, сохраняя общую стратегию деятельности.

Во второй главе «Технологизация социально-психологической работы с женщинами в системе социального обслуживания: теоретико-методологические аспекты» раскрывается содержание феномена социально-психологической работы, рассматриваются проблемы её организации в системе социального обслуживания, очерчивается проблемное поле деятельности психолога социальной службы; раскрываются сущность и содержание социально-психологических технологий, предлагается их классификация; анализируются современные научные подходы к социально-психологической работе с клиентами в трудной жизненной ситуации, концепции и методы социально-психологической помощи, излагаются основы технологизации социально-психологической работы с клиентами женского пола в системе социального обслуживания, выделяются основные направления технологизации социально-психологической работы психологов социальных служб с женщинами в трудной жизненной ситуации.

Автор определяет социально-психологическую работу в системе социального обслуживания как деятельность психологов социальных служб, направленную на содействие психически здоровым индивидам в улучшении их психологического здоровья и повышение уровня социализированности путём предоставления им информации, идей и специальных приёмов, позволяющих изменить своё положение или отношение к нему. При этом клиентом считается индивид, непосредственно обратившийся за помощью в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социально-психологические услуги. Основными видами социально-психологической работы являются: диагностика, коррекция, консультирование, профилактика, просвещение и активное социально-психологическое обучение. Её феноменальность заключается в том, что она позволяет улучшить общество и среду посредством внутренних изменений самих клиентов.

Отмечается, что психолог в системе социального обслуживания выступает в роли помощника, организатора, психодиагноста, консультанта, информатора, инноватора, методолога, психотерапевта, реабилитолога, эксперта. Его поле деятельности составляют социально-психологические проблемы трёх типов: 1) проблемы развития той социальной службы, в которой он работает; 2) проблемы самого психолога как субъекта деятельности в системе социального обслуживания; 3) проблемы клиентов, в данном случае - женщин. Методологической основой его работы с клиентами в трудной жизненной ситуации являются теории взаимоотношений клиента и психолога: подходы и концепции, разработанные в руслах психоанализа, бихевиоризма, когнитивизма, гештальт-психологии, телес-но-ориентированной теории, экзистенциально-гуманистической школы психологии. Обращается внимание на динамику понимания роли клиента в процессе помогающих отношений: в психоанализе ему отводится пассивно-восприни-мающая роль, в следующих за ним подходах он становится соучастником помогающего процесса, а в гуманистически-ориентированных теориях и деятельностном подходе превращается в субъекта собственной жизни. Восприятие клиентом его ТЖС реже рассматривается как ошибочное, чаще как отличное, и в работе с ним предпочтение отдаётся методам активного социально-психологического обучения, мягко направляющим на «свой путь».

Анализируются само понятие «трудная жизненная ситуация» и теории, объясняющие поведение человека в ней (работы Р.Бэндлера и Дж.Гриндера, Г.Бернлера и Л.Юнссона, А.А.Анцупова и А.И.Шипилова, Ф.Е.Василюка, Д. Майерса, W.Mishel, С.А.Липатова, А.Н.Орехова, Н.Г.Осуховой, Е.А.Петровой, Л.Рос-са и Р.Нисбета, Е.Г.Силяевой и др.). Констатируется факт того, что научная дискуссия о том, «Что в большей степени определяет исход трудной жизненной ситуации: личность (персоналисты) или ситуация (ситуационисты)»? – привела к необходимости изучать личность-В-ситуации (Л.Ф.Бурлачук, Е.Ю.Коржова, Н.В.Гришина и др.), а, следовательно, и работать с клиентом-В-ситуации.

Систематизируются признаки трудных жизненных ситуаций (высокая сте-пень значимости происходящего для человека; отсутствие или невозможность использования привычных схем решения возникающих задач; неопределённость перспектив развития ситуации; уровень «биографического стресса»; субъективная оценка человеком его ситуации как трудной; возможные потери; варианты решения; ресурсы и возможности - физические, психологические, интеллектуальные, моральные, временные; опыт преодоления трудных ситуаций), рассматриваются их классификации (W.Mishel, Р.Бендлера и Дж.Гриндера, Г.Бернлера и Л.Юнссона, Л.Ф.Бурлачук и Н.Б.Михайловой, Л.Ф.Сафоновой, Н.Г.Осуховой и др.).

Указываются психологические детерминанты оценки индивидом уровня трудности ситуации - «автономность» и «сценарий» (Э.Берн), «принятие себя и других» (К.Роджерс), «доверие» (В.А.Горянина), «ответственность и рефлексивные способности» (Е.Ю.Литвинова, В.С.Мухина, В.И.Слободчиков и др.), «образ мира» (А.Н.Леонтьев, С.Д.Смирнов, В.В.Столин и др.), «когнитивная картина мира» (Д.Гриндер, Р.Бэндлер), «жизненный мир» (К.Левин, Ф.Е. Василюк) и др. При этом отмечается, что в перечне внутренних условий более влиятельным является личностная зрелость, целостно представленная в образе «Я» клиента.

Отмечается, что понятие «трудная жизненная ситуация» сформулировано в Законе «Об основах социального обслуживания населения РФ» (1995 г.) и в Национальных стандартах социального обслуживания». Оно ориентирует работников социальных служб в первую очередь принимать к сведению объективные признаки положения клиента, тогда как субъективная составляющая ТЖС игнорируется. Поэтому при категоризации ситуации и моделировании технологии социально-психологической работы с женщиной, кроме классификации Н.Г.Осуховой (она также пользуется критерием «объективная сложность»), предлагается пользоваться следующим определением автора: трудная жизненная ситуация – это положение, в котором человек обнаруживает рассогласование между субъективным образом мира и внешним миром, придаёт большое значение происходящему, безуспешно использует привычные схемы переживания, осмысления и решения возникающих задач, не видит перспектив благоприятного развития событий, достигнутый им уровень социально-психологической адаптации снижается.

На основании проведённого анализа исследований личностных и ситуативных факторов ТЖС делается ряд выводов относительно организации работы психологов социальных служб с женщинами, суть которой - социально-психо-логическая помощь (информация, идея, специальные приёмы), направленная: а) на преобразование внутреннего мира клиентки и коррекцию её социально-психологических качеств; б) на изменение её социальной ситуации; в) на коррекцию взаимодействия между личностью и средой.

При работе с женщиной-В-ТЖС предлагается брать к сведению ряд положений ситуационного подхода – в противном случае возникает «фундаментальная ошибка атрибуции».

Большое внимание уделяется концепции совладания и её методам. Раскрывается содержание термина «копинг-поведение» - то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом. Отмечается, что в русле концепции совладания признанием пользуется концепция преодолевающего поведения С.Фолкмана и Р.Лазаруса, предложивших классификацию копинг-стратегий и указавших два направления социально-психологической работы с клиентом: «работа с проблемой» и «работа с отношением к проблеме». Констатируется факт того, что в отечественной психологии термин «совладающее поведение» стал употребляться в 1990-е гг. В настоящее время изучается совладающее поведение в семье, на разных этапах возрастного развития, в ситуации болезни, формирующейся зависимости и др. (Л.И.Анцыферова, В.А.Бодров, И.А.Горьковая, А.В.Махнач, И.М .Никольская, Н.Г.Осухова, О.Б.Подобина, В.А.Ташлыков и др.). Основная масса исследований направлена на изучение таких ресурсов совладания, как локус контроля, социальный интеллект, самооценка, «Я»-концепция (Л.А. Александрова, Т.Л.Крюкова, Е.В.Либина, Н.И.Сирота, С.А.Хазова и др.). Основные техники и приёмы совладания представляются в соответствии со стратегиями преобразования трудных жизненных ситуаций: а) защиты; б) совладание (преодоление и приспособление); в) переживание.

В работе с женщинами автор отдаёт предпочтение ресурсному подходу, сложившемуся в рамках концепции преодолевающего поведения, и подчёркивает, что в психологической науке ресурс является основой механизма замещения одного психического явления другим. Работа с ресурсом отличает профессиональную психологическую помощь от информационной, предлагаемой в форме совета, наставления, рекомендации или инструктажа (Ю.М.Орлов, И.С. Якиманская и др.).

Показываются возможности применения в социально-психологической работе с женщинами концепции и метода индивидуальной психологии А.Адлера, концепции и метода индивидуации К.Юнга, характерологического анализа и метода самоанализа К.Хорни, концепции и методов психосинтеза Р.Ассаджиоли, концепции и методов трансактного анализа Э.Берна, гуманистической концепции и клиент-центрированного метода К.Роджерса, концепции и конфликт-центрированного метода Н.Пезешкиана, концепции «кризисного вмешательства» и методов кризисной интервенции, концепции и методов арт-терапии, трансгенерационной концепции и её методов, имиджелогической концепции и методов персонального имиджмейкинга, контактологической концепции Л.Б.Филонова, а также коучинга; возможности использования акмеологического подхода и его методов в целях супервизорской помощи самим работницам социальных служб.

Отмечается, что по мере расширения прикладных функций научного знания появились такие термины, как «технология управления», «технология успеха», «психотехнология», «человековедческие технологии». Раскрываются понятия: «технология», «социальная технология», «социально-психологическая технология»; определяются виды и формы социально-психологических технологий в системе социального обслуживания, а также их сущность и содержание.

Подчёркивается, что социально-психологические технологии представляют собой вид социальной технологии, учитывающей особенности и специфику социально-психологических процессов – внутриличностных, межличностных, между личностью и группой, межгрупповых, а также завершённую, строгую систему действий, нацеленную на решение конкретной практической задачи. Систему их разработки составляет совокупность теории, методики и процедур (В.В.Авдеев, Т.Ю. Базаров, В.А.Горянина, И.К.Масалков и др.).

Представлена общая схема технологизации, выделены три основных направления технологизации работы с женщинами в системе социального обслуживания: 1) индивидуальная социально-психологическая работа; 2) работа с диадами (женщина +…); 3) групповая работа.

Социально-психологические технологии в системе социального обслуживания определяются автором как совокупность методов, методик, техник, способов и приёмов организации взаимодействия психолога и клиентов (групп), находящихся в трудной жизненной ситуации, применяемая первым по запросу и при непосредственном участии вторых с целью изменения их состояния, отношений, положения, социально-психологических характеристик и свойств, затрудняющих процесс социализации, а также с целью профилактики возможных осложнений.

Раскрываются сущность и содержание технологии индивидуальной социально-психологической работы с женщинами, основным методом которой является диалог, а условием помощи – качество межличностных отношений в диаде «консультант - клиент». Выделены факторы, обусловливающие их эффективность.

Подчёркивается, что большинство современных отечественных консультантов придерживается эклектического подхода, т.е. конструирует собственную технологию, используя различные возможности и общую схему технологизации (тенденция отмечена А.Н.Елизаровым, С.А.Беличевой, И.С.Шемет и др.).

Анализируются и представляются отечественные и зарубежные технологии работы с родительско-детскими и супружескими диадами. Рассматриваются технологии социально-психологической работы с женщинами, «отравленными» обидами, не удовлетворёнными отношениями с супругом, сожителем, ребёнком, с одним или обоими родителями.

Характеризуется технология групповой работы с женщинами, основанная на использовании интерперсональной помощи в условиях малой группы, где эксплуатируется групповой контекст для достижения индивидуальных и групповых целей, и на знаниях закономерностей функционирования группы. Охарактеризована общая модель групповой работы.

Представлена технология «балинтовской группы» для женщин - работниц социальных служб. Подчёркивается, что балинтовская группа для этой категории женщин одновременно является группой поддержки, тренинга и исследовательской группой, причём больше последней. Рассматриваются технологии социально-психологической работы с семьёй клиентки.

Представлена авторская классификация социально-психологических технологий в системе социального обслуживания (рис.1).

Рис.1. Классификация социально-психологических технологий

в системе социального обслуживания

Анализируются применяемые в России технологии феминистской социальной работы. Подчёркивается сходство и указываются принципиальные отличия феминистской социальной работы и деятельности психолога с женщинами в системе социального обслуживания.

В итоге автор приходит к выводам:

1) теоретико-методологическую основу технологизации социально-психологической работы с женщинами в системе социального обслуживания составляют: а) социально-психологическая теория личности; б) теория социализации, в т.ч. гендерной; в) теория социально-психологической работы; г) концепции и методы социально-психологической помощи клиентам и группам в трудной жизненной ситуации, разработанные в руслах психоанализа, бихевиоризма, когнитивизма, экзистенциально-гуманистической школы психологии, гештальт-подхода и др.; д) принципы разработки эффективных технологий (универсальность, конструктивность, результативность, оперативность, простота и доступность в исполнении, надёжность, гибкость, экономичность, удобство в эксплуатации, оптимальное сочетание традиции и новации);

2) социально-психологические технологии в системе социального обслуживания имеют две формы – это программы, содержащие процедуры и операции, и сама деятельность, построенная на основе этих программ. Они соотносятся с основными видами социально-психологической работы и перечнем социально-психологических услуг населению. Их роль заключается в том, что они упорядочивают деятельность психологов, позволяют достичь заведомо предсказуемого позитивного результата во взаимодействии с клиентами, причём с наименьшими затратами и в оптимальные сроки;

3) современный этап совершенствования технологии социально-психологической работы с клиентами характеризуется интегративно-эклектическим подходом психологов к технологизации собственной деятельности. Он позволяет создавать новые модели целевых, интегративных и метапсихотехнологий путём интеграции принципов и методов нескольких психологических школ и в большей степени способствует удовлетворению социально-психологических потребностей клиентов и групп, но требует от психологов социальных служб высокого уровня технологической грамотности;

4) поскольку социально-психологическая работа в системе социального обслуживания в настоящее время преимущественно развивается по актуальной модели, постольку психологи социальных служб в большей степени нуждаются в моделях целевых и интегративных технологий работы с женщинами в трудной жизненной ситуации, которые включают методы работы с запросами о снятии симптома, о самопознании, об информации, о саморазвитии, о трансформации;

5) главным условием качественного улучшения социально-психологической работы с женщинами является её концептуализация.

В третьей главе «Авторская концепция социально-психологической работы с женщинами в системе социального обслуживания и её технологическое обеспечение» автор представляет концепцию социально-психологической работы с женщинами в системе социального обслуживания, обосновывает и описывает развивающую модель инвариантной технологии работы с женщинами в трудной жизненной ситуации, предлагает технологию документирования работы психолога с клиентами женского пола; определяет критерии, показатели и уровни эффективности предлагаемой модели.


загрузка...